Цели урока:
- образовательная: обобщение, систематизация и углубление знаний по краеведению, активизация познавательной активности.
- воспитательная: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край, формирование экологической культуры, эстетическое воспитание, психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
- развивающая: формирование конструктивного типа мышления и навыков исследовательской и поисковой работы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: урок-виртуальная экспедиция.
Оборудование: экспозиция представителей растительного и животного мира Приамурья в краеведческом музее, физическая карта Хабаровского края, выставка краеведческой и научно-популярной литературы, слайдовые презентации в системе Power Point, видеофрагменты, проектор, лэп-топ, СD-панель, телевизор, DVD-плейер.
Структура занятия: предварительно следует разделить студентов на мини-группы: иностранные туристы(5-6 человек), посетившие Хабаровский край с дружеским визитом, студенты политехнического техникума – экскурсоводы и зрители, занятие целесообразно проводить в краеведческом музее города в зале природы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся и гостей, сообщение темы, формы и цели проводимого занятия.
2. Актуализация знаний, мотивация работы.
Актуализация знаний учащихся осуществляется посредством ролевого и имитационного моделирования в ходе виртуальной экспедиции. Предварительная поисково-исследовательская работа способствует воспитанию чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, формирует личность учащегося, его гражданскую позицию. В этой деятельности целевыми установками являются: систематизация и актуализация знаний учащихся по краеведению, реализация творческих способностей, развитие самостоятельности при работе с различными источниками информации.
Опережающее задание: создание слайдовых презентаций в системе Power Point, работа с художественной литературой – произведениями Задорнова Н.П., Арсеньева В.К., Чехова А.П., Комарова П.С., Ходжера Г.Г.
3. Основная часть.
Эпиграфом к занятию служит стихотворение П. Комарова “На краю России”. (Студент декламирует стихотворение)
Азиатской волною Амура
Криком зверя во мгле ночной
Потайною тропой маньчжура
Ты пугал меня край лесной.
Ни церквей на холмах зеленых,
Ни плакучих берез в полях-
Только кедры на горных склонах,
Где за соболем шел шляк.
Но сейчас, кого ни спроси я,
Все ответят наперебой:
Нам и здесь ты мила, Россия,
Край суровый наш, край родной!
Ты укрылась от недруга тыном,
Сопки. Мари. Тайга. Вода.
С Ерофеем – крестьянским сыном –
Ты из Вологды шла сюда.
На чукотский всходила берег,
Где туманы плывут с утра,
Где над скалами поднял Беринг
Государственный флаг Петра.
Землеходцы прошли босые,
Топором прорубая путь.
Не забудь их, моя Россия,
Добрым именем помянуть!
Преподаватель биологии.
Мы в гости всех вас сегодня зовем –
Дела хоть ненадолго отложить:
Пойдем в страну, где я – законный житель,
Где чудеса бывают наяву.
Услышим мы, о чем поет трава,
Как в дереве живое сердце бьется,
И что-то в нас наверно отзовется,
И вспомнятся заветные слова.
Земля нас щедро одарит добром,
Мы станем непридуманней и чище.
Вот так приходит в сказку робкий нищий
И под конец становится царем.
Преподаватель литературы.
Известный писатель Н. Задорнов в своей книге “Амур-батюшка” описывает как происходило заселение и освоение дальневосточной земли: “После “манифеста” в Сибирь повалило множество народу, туда повезли пушки, товары и машины, гнали солдат и арестантов, ехали купцы, попы, чиновники, выкочевывали вольные переселенцы и переселенцы по жребию, скакали курьеры. Вскоре в народе стали выкликать охотников заселять новые земли на Амуре. По деревням ездили чиновники и объясняли крестьянам, что тем, кто пойдет туда, предоставляют льготы. С них снимали все старые недоимки, а на новых местах наделяли землей, кто сколько сможет обработать, обещали не брать налогов и освобождали всех их, вместе с детьми, от рекрутской повинности.”
Два года длился переход от Урала с р. Камы до Благовещенска и затем до Хабаровки. Вот как описывают свою первую встречу с Амуром переселенцы.
Студент-литератор.
(Зачитывает отрывок из романа)
“Под Хабаровкой река заворачивала на север. Из-за островов пала Уссури, и Амур стал широк и величественен. С низовьев подули ветры. Целыми днями по реке ходили пенистые волны, заплескивалось на паромы и заливая долбленые “арты”. Сплав осторожно спускался подле берегов, лишь изредка переваливая реку и отстаиваясь в заливах, когда подымалась буря. Местность изменилась. Еще под Пашковой начались крупные горы. За Хабаровкой исчезли казачьи посты. Оба берега стали пустынны и дики. По правому тянулись однообразные увалы, то покрытые дремучей вековой тайгой, то обгорелые, то голые и каменистые, то поросшие орешником и молодым кудрявым лесом. Левый берег был где-то далеко, хребты его, курившиеся туманами, лишь изредка проступали из ненастья, синея в отдалении над тальковыми рощами островов. Река слегка волновалась. Ветру казалось, наскучило бесноваться, он ослабевал и более уже не завивал белых барашков на гребнях волн. Река стихала: она катилась тихо и мирно – мутная, набухшая, бескрайняя, как море, уходившая в безбрежную даль, сокрытую туманами и дождями. Мимо берега, переворачиваясь с боку на бок, проносились огромные голые лесины, коряги, щепы – остатки деревьев, разбитых невесть где, вынесенные горными речками в половодье. Повсюду плыли комья усыхающей белой пены, накипевшей в непогоду; и от множества подобных предметов ширь реки становилась еще явственней, глубже и грозней…”
Преподаватель литературы.
Удивительна природа Приамурья. Не зря его описывают с восхищением писатели и художники, исследуют путешественники. До сих пор здесь много таких мест, куда не ступала нога человека. Огромное внимание исследованию Приамурья и Приморья уделил В. К. Арсеньев.
Студент-литератор.
(Зачитывает отрывок из повести “Дерсу Узала”)
– На всем протяжении от Анюя до Непту на двести с лишним километров произрастают громадные первобытные леса…Стволы, то массивные и темные, то стройные и светлые, толстые и тонкие, словно гигантская коллонада, уходили вдаль на необозримое пространство. Неподвижный лесной воздух был так насыщен ароматами, что не глядя, можно сказать, какое дерево находится поблизости: тополь, кедр, липа; в сырых местах ощущается запах рухляка, папоротника и листвы. И деревья и кустарники опутаны лианами актинидии коломикты…Вперемешку с актинидиями по стволам вьется китайский лимонник с пестрой листвой и красными ягодами. В тех местах, куда пробрался солнечный луч, обильно разросся виноград амурский. Такой девственный лес населен великим множеством зверей: тиграми, куницами, рысями, медведями, соболями, росомахами, выдрами, барсуками, изюбрами и дикими косулями.
Преподаватель литературы.
Бесконечно разнообразие пейзажей, образованных сочетанием амурского лона с берегами, косами и островами. Неповторимую красоту амурских берегов воспел русский писатель А. П. Чехов.
Студент-литератор.
Чехов писал так: “Амур чрезвычайно интересный край. Берега до такой степени дики, оригинальны и роскошны, что хочется навеки остаться тут жить… Проплыл я уже по Амуру тысячу верст и увидел миллион роскошнейших пейзажей, голова кружится от восторга. Удивительная природа… Описывать такие красоты, как амурские берега, я совсем не умею; пасую перед ними и признаю себя нищим. Я в Амур влюблен. Охотно пожил бы на нем года два.”
Студент-краевед.
Вот эта заманчивость, притягательность ландшафтов и влечет на Амур тысячи туристов. От туриста, направляющегося на Амур, требуется большая закалка и опытность. Кто не хотел бы испытать свои возможности в таких условиях? В этом – еще одна из причин притягательности Приамурья. Много интересного можно увидеть на берегах Амура. Это и “Амурские столбы”, напоминающие человеческие фигуры, башни. Обелиски и одиночные останцы белых горных кряжей на Среднем и Нижнем Амуре. Нерукотворные памятники, оставленные в Приамурье могучими природными силами исчезнувших эпох, привлекают к себе многочисленных туристов.
Студент-литератор.
Первые переселенцы обратили внимание на богатство животного мира этого обширного региона. Попадались им и незнакомые, невиданные звери. В “Описании новыя земли сиречь Сибирского царства” читаем: “А с левой стороны великие реки Амура с Ленского боку от камени зело великие леса и всякого зверя без числа много и по берегам рыбы такожде много”.
Сложное историческое развитие прошла приамурская фауна. Она эволюционировала в условиях климатических и иных катаклизмов – великих оледенений, мощных горообразований, наступлений моря на сушу и наоборот. В итоге причудливым образом перемешались северные и южные виды животных.
Преподаватель биологии.
В обыденной жизни мы постоянно сталкиваемся с насекомыми, даже если живем в городе и редко бываем в лесу, на реке, на озере. И как же плохо, поверхностно знаем мы этот мир шестиногих! А ведь насекомые – самый многочисленный и богатейший по видовому составу класс животных на земле. Этот мир в Приамурье изобилует редкими представителями. Из жуков здесь обитает самое крупное жесткокрылое в России – уссурийский реликтовый дровосек. К числу крупнейших в стране относятся и некоторые виды бабочек: павлиноглазка волнистая, хвостоносец Маака.
Студент-энтомолог.
Махаон Маака относится к семейству Папилиониды, что в переводе означает хвостоносцы или кавалеры. Махаон Маака – самая крупная дневная бабочка не только в Приамурье, но и в стране. Название свое получила в честь натуралиста Маака Ричарда Карловича, который в середине 19 века исследовал природу Уссурийского края. Парусников легко отличить от бабочек других семейств по наличию дугообразной выемки по внутреннему краю заднего крыла. Основной цвет махаона – черный с шелковистым зеленовато-синим оттенком на передних крыльях и желтовато-зеленым на задних. Снизу на передних крыльях проходит поперечная полоса золотисто-зеленых чешуек.
Студент-зоолог.
Фауна пресмыкающихся и земноводных в Приамурье небогата, в отличие от остальных представителей животного мира. В других регионах куда больше змей, ящериц, лягушек и тритонов. Из тритонов в Приамурье встречается один лишь вид, но зато какой – уссурийский безлегочный. Он входит в особый род дальневосточных тритонов, состоящий всего из 2 видов (второй известен в Японии). В Приамурье довольно широко известна сибирская лягушка, их разводят на Дальневосточном зоокомбинате для экспортных поставок.
Студент-литератор.
Известный путешественник Н. М. Пржевальский, добираясь в 1867 году до места своей новой службы, сплавлялся вниз по Амуру на лодке. На всем пути он видел бесчисленное множество пернатых и еле успевал бегло заносить в дневник: “…везде попадались различные птицы: кулики, чомги, утки, цапли, черные аисты.”
В Приамурье обитает много красивых птиц. Самое роскошное одеяние у мандаринки. Изумительно хороша черноголовая иволга – недаром в некоторых странах Востока она считается покровительницей красивых женщин. Пленяет своим изящным нарядом желтоспинная мухоловка. Яркий цвет некоторых птиц отражен в их видовых названиях: синяя мухоловка, синий соловей, соловей-красношейка, голубая сорока, зеленый голубь. В Приамурье обитают птицы, которых больше нигде в России не встретишь. Это чешуйчатый крохаль, дикуша, рыбный филин, японский и даурский журавли, иглоногая сова, ястребиный сарыч, зеленая кваква, белоплечий орлан, широкорот и другие. Большинство из них занесены в Красную книгу РФ.
Преподаватель биологии.
Понемногу осваивались переселенцы с амурской жизнью. Осенью они впервые наблюдали ход красной рыбы – кеты, или. Как называли ее тут по-гольдски, давы. Еще по пути на Дольгу они много слышали, что осенью у моря в Амур заходят косяки красной рыбы и идут в горные речки. Но никто из них не верил, что будто бы рыбы этой такое множество, что она мешает ходить по реке лодкам.
Студент-литератор.
(Зачитывает отрывок из из романа“Амур-батюшка”)
– Пришла кета. По Амуру вверх и вниз засновали гольдские лодки с рыбаками и с добычей. Мужики время от времени пробовали ловить рыбу на косе, у стана, но удачи им не было. Их короткий невод тянул пять-шесть рыбин. Однажды бабы, ходившие на Дольгу по ягоды, увидели, что на горле Дольгинского озера вода словно закипает от косяков кеты, заходящей в мелкие протоки. В тот же день мужики, распеленные этими рассказами, поплыли на Дольгу с неводом. Кета нравилась переселенцам. Они решили солить ее и сушить, запасать на зиму. Ход был ранний, кета шла еще не уставшая, жирная и толстая, отливала серебром.
Студент-зоолог.
Да, было время, ловили рыб сотнями, в магазинах продавали такие огромные мороженные туши, что их надо было сначала распилить пилой, как бревно, и только потом можно было эти “чурки” рубить топором и бросать на весы. Однако и век, и даже полвека назад любая снасть превращалась на Амуре в безотказную промысловую. Известный географ М. И. Венюков пишет: “на крючки не надевалось никакой наживы, и тем не менее, рыба ловилась – так ее много было!”
Здесь, на Амуре, можно снять с крючка и полюбоваться на таких оригинальных рыб, которых нет в других водоемах страны. Амур дал приют большому числу хищных рыб: желтощек. Верхогляд, монгольский краснопер, плоскоголовый жерех, нарядная ауха.
Далее выходят студенты-рыбаки с удочками и рассказывают о некоторых видах рыб: лещ, лосось, толстолобик, калуга, ауха и сопровождают свои рассказы показом презентаций.
– Если вы поймаете в Амуре леща, то не думайте, что это точно такой же лещ, что и на Волге, Днепре. Это не только другой вид, но и род особый – белый амурский лещ. Есть еще и черный – тоже самостоятельный род и вид.
– Раньше всех других тихоокеанских лососей идет на нерест в реки горбуша. В прошлом значение этой рыбы в жизни аборигенов Приамурья было исключительно велико. У нивхов название горбуши вошло даже в название июня, когда ее заготовляли. Ныне этот лосось успешно акклиматизировался в белом море.
– Не счесть историй, рассказанных очевидцами о том, как потревоженные шумом толстолобики выскакивали из воды, падали в лодку или на палубу катера, а случалось – наносили людям чувствительные ушибы. Такие случаи возможны и сейчас. Рыба – одна из ценнейших для рыболовства.
– Самая крупная пресноводная рыба нашей страны – калуга. Эта обитательница Амуре значительно превосходит свою родственницу – белугу. Случалось, вылавливали калуг весом свыше тонны. Эта ценная осетровая рыба находится под охраной государства.
– В морском семействе серрановых “затесался” сугубо пресноводный род китайских окуней. В России к нему относится один вид, обитающий в Амуре. Это ауха, изумительно красивая и вкусная рыба.
Преподаватель биологии.
Сибиряки гордятся своей величественной кедровой сосной – кедром попросту. Не все из них, однако знают, что кедр растет и в Приамурье, только это другой вид. У него и шишки и орехи значительно крупнее. Изюминка, однако, не в видовых отличиях, а в том, что рядом с сибирским кедром немыслимо увидеть дуб или липу. Здесь же это – естественное сочетание. В кедровниках Сибири не шастает белогрудый медведь, не крадутся за добычей тигр и леопард. Уссурийские кедрово-широколиственные леса – явление особенное.
Студент.
(Декламирует стихотворение Р. Казаковой “Тайга”)
Тайга строга. В тайге не плачут-
Вдали от самых дорогих.
А если плачут, слезы прячут,
Спокойно помня о других.
В тайге не лгут и не воруют –
Нельзя: себе и у себя.
Тайгой идут. В тайге воюют.
Поют простужено сипя.
В тайге за все в ответе сами,
За все тревоги наперед,
Сквозь зиму честно тащат сами
И лето переходят вброд.
Тайга с безмерными вещами,
С добром, чей мед всегда гор чащ,
С энцефалитными клещами,
С тысячелетними хвощами,
С тысячеверстными плащами
Глухих тысячеглазных чащ.
Тайга с прохладными устами
Где вдруг сквозь марь блеснет алмаз
И чуткий лось рога уставит,
От страха в бурелом ломясь…
Тайга, где тонут
Где не стонут,
До крови ноги разодрав.
Где все до капли жизни стоит.
Где надо все еще построить
Над омутом дремучих трав!
Студент-биолог.
Травянистая и кустарниковая растительность Приамурья богата и пышна. Человека, стремящегося отдохнуть на лоне природы радуют красивейшие цветы: орхидеи-башмачки, желтые, оранжевые, красные лилии и красодневы, великолепные ирисы, нежные пионы. Необыкновенно пышны заросли папоротников. В лесах труднопроходимые сплетения создают высокие травы, сети лиан и теснящие друг друга кустарники. Иногда в последний день можно заблудиться вовсе не оттого, что ты забрел в несусветную глушь или что над тобой наглухо столкнулись кроны высоких деревьев, а коллонады их стволов образовали бесконечный лабиринт.
4. Заключение.
В заключительной части урока учитель предлагает ребятам из группы иностранных туристов высказать свое мнение об услышанном и увиденном в течении виртуальной экспедиции. Учащиеся выражают свои мысли на иностранном языке.
Эпилогом урока-экспедиции может служить выход учащихся на берег р. Амур, где наиболее лучше подойдут слова Г. Ходжера:
“Над Амуром стоит звонкое утро. Далеко разносится утренняя песня птиц из прибрежных кустов, стрекот кузнечиков, тихая воркотня уток, ожидавших потомства. Амур… весь изрезан, испещрен водоворотами и походит на старое морщинистое лицо нанай… Пиапон стоял на корме большой двенадцативесельной лодки-халико, глядел вокруг и радовался звонкому утру, песням птиц, которых перестал замечать с ранних лет, как только встал на тропу охотников. И только в минуты счастья к нему возвращалось полное обаяние детского восприятия природы, когда амурская вода приобретала вкус меда, когда напоенный ароматом цветов и трав воздух кружил голову; только в такие минуты будто раскрывались глаза, обострялся слух и он видел узкие речушки с купающимися в них тальниками, свисавшие к воде цветы, купавшиеся в озерах лилии и белые, как лебеди, облака над водой. Красота!”