Цель урока: провести защиту работы творческих групп по внесению предложений в содержательную часть книги «Певец души народной» о художественном слове Шолохова..
Задачи урока:
1. Образовательные:
- Совершенствование самостоятельной работы учащихся: навык работы с научной литературой, умение выделять главное, делать выводы. формулировать гипотезу и доказывать её.
- отработать умения обоснования применения в стиле писателя лексических тропов и синтаксических фигур, продолжение работы по обучению владением учащимися при формулировании точки зрения по своему видению проблемы с применением теоретико – литературоведческого материала, ;
- обучение умению
2. Развивающие:
- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас, совершенствовать навыки работы с текстом художественных произведений;
- воспитывать интерес к изучению творчества великих русских писателей с целью нравственного самосовершенствования.
3. Воспитательная:
- воспитывать любовь к богатейшему наследию – родной литературе, уважение к труду писателя, слову писателя, его роли на формирование мировоззрения молодого поколения России.
Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе Office Power Point 2003, компьютер, мультимедиапроектор.
Презентация содержит: макет книги «Певец души народной». созданной учащимися, которая отражает неповторимость шолоховского стиля как автора и необычайную воспитательную силу слова Шолохова на русских людей, любящих свою Родину и русский народ.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
«Большое видится на расстоянии», – справедливо заметил поэт Есенин. И действительно, чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из художников слова призван был прийти в этот мир на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души. И какой русский человек не откликнется на звучание чистого и светлого слова М. А. Шолохова, когда стало оно, это слово, уже частью нас самих.
Сегодня мы издаём книгу «Певец души народной», в которую включили исследования удивительного шолоховского слова, где всё живое. Всё, всё!...«Пульсирует кровь, блестят глаза, звучит живая речь…»
Итак, слово предоставляется главному редактору.
2. Выступление редакторской коллегии.
Главный редактор: Мы решили создать такую книгу, в которой читатель встретился как бы с живым Шолоховым. Наш коллектив старался отобрать материал, который не оставил бы никого равнодушным. Уже подготовлены макет книги, обложка, титульный лист, иллюстрации, шмуцтитулы. Первым в нашей дискуссии предосьавляется слово художникам..
Художники. Вы видите, что переплёт книги и суперобложка голубого цвета. Нам кажется, что этот тон наиболее выразителен и удачно сочетается с содержанием книги: это цвет мечты, цвет любви к родине, в какой-то степени цвет несбывшегося… в центре – фотография Алексея Бородавкина «За любимым занятием». По нашему мнению, она, как нельзя лучше, выражает идею книги: показать любовь к природе, к родине великого мастера слова. Для Михаила Александровича охота и рыбалка были любимым отдыхом. Общение с природой, встречи с интересными людьми, разговоры в непринуждённой обстановке обогащали писателя, дарили ему незабываемые впечатления. Глядя на фотографию, кажется, что Шолохов обдумывает новый сюжет произведения, и эти прекрасные родные пейзажи вдохновляют его на создание будущего шедевра.
Форзац создаёт определённое эмоциональное настроение, подсказывает читателю, о чём пойдёт речь в книге. Его общая тональность – опять же сочетание голубого, зелёного и жёлтого. В центре изображены лист бумаги и перо – символы литературного труда, крупным планом – фото реки Дон, протекающей в станице Вёшенской. Почему именно эта фотография? Да потому, что источник его творчества – «малая родина», станица Вёшенская. «Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная сыновняя любовь – тебе, все наши помыслы – с тобой», – писал М. А. Шолохов.
Фронтиспис (иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне разворота титульного листа) – следующий элемент книги. Поскольку наша задача, как отметил редактор, показать непривычного Шолохова, то и портрет его, открывающий книгу, должен быть незнакомым для массового читателя. Мы выбрали фотографию писателя, стоявшего на берегу Дона. Его ноги утопают в изумрудной траве, над головой фиолетово-синее небо, а взгляд мастера устремлён вдаль, как будто он хочет разгадать великую тайну матушки-природы. Нам кажется, что вслед за поэтом Н. Рыленковым он предлагает:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце…
На титульном листе – данные о книге: автор, название, место, год издания.
Художник-оформитель. Первый шмуцтитул мы озаглавили словами О. Милявского: «Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый, тот отдал ей сердце и душу свою..»
В этом разделе книги будем говорить о слове Шолохова как выражении его огромной любви к Родине. Здесь изображён дом Шолохова в станице Каргинской. В нём прошли детские и отроческие годы писателя. С этим местом связано начало литературной деятельности Михаила Александровича, издание первых книг, рождение замысла «Тихого Дона».
Второй шмуцтитул назвали словами поэта В. Мурзина: «Как много в России любви, как много в России страданий». В этом разделе книги речь пойдёт о слове Шолохова как протесте против бездумного поведения человека на войне. На рисунке изображена иллюстрация к «Тихому Дону». Обратите внимание на колорит картины. Тёмные цвета передают драматизм времени, экспрессивные фигуры лошадей и всадников – жестокость и нелепость братоубийственной войны. Так и хочется воскликнуть: «Куда несёт нас рок событий?»
Третий шмуцтитул мы соотнесли со словами В. Шефнера:
Много слов на земле.
Есть дневные слова,-
В них весеннего неба
Сквозит синева…
Поговорим здесь о слове Михаила Александровича как «музыке» образов, мыслей, форм;. Мы посчитали, что иллюстрация обложки романа «Тихий Дон» как нельзя лучше подойдёт к этому разделу книги.
Четвёртый шмуцтитул назвали словами великой А. Ахматовой:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово…
Сам Шолохов говорил, что «…величайшее богатство народа – его язык». Писатель очень бережно обращался с ним, тщательно отбирая слова, пословицы и поговорки, фразеологизмы. В данном разделе книги мы исследуем роль фольклора в творчестве Шолохова...На рисунке изобразим раскрытую книгу Шолохова, которая как бы приглашает нас к доверительному разговору.
Пятый раздел книги мы назвали словами самого Шолохова:
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Речь пойдёт о слове мастера как воспитателе души человеческой.
Нам посчастливилось найти родственников человека, лично знавшего Шолохова. Это Е. В. Мирошникова, чья мама, Зинаида Петровна, была знакома с Михаилом Александровичем. Мы решили, что интервью с Еленой Владимировной будет заключительным разделом сборника, а её фото с книгой Шолохова – иллюстрацией последнего шмуцтитула.
Редактор: Давайте обсудим работу «художников».
Художественный редактор: Я думаю, что работа художников заслуживает одобрения. Нет сомнения, они справились со своей задачей: перед нами – непривычный Шолохов. Художники раскрыли гамму чувств, отражённых писателем: одиночество, ожидание любви, радость и полёт влюблённого сердца, горечь разочарований, стремились передать красоту и сочность шолоховского слова.
Переплёт и обложка книги предельно лаконичны. Отметим и удачное сочетание цветов, а также выразительность и метафоричность иллюстраций, с помощью которых художники воссоздали те обстоятельства, вызывающие соответствующие настроения писателя. Хорошо, что художники пошли вслед за ним, постарались вникнуть в текст, но в то же время сумели передать и свои чувства, настроения, вызванные красотой шолоховского слова. То, что иллюстрации выполнены на всю страницу, придаёт книге красочность и наглядную выразительность: читатель глубже проникает в её смысл, содержание. Я предлагаю одобрить макет книги.
Редактор: Есть возражения, дополнения? Нет? Тогда послушаем литературоведов. Они работали над вступительной статьёй.
Литературовед. Дорогой читатель! Сейчас ты откроешь нашу книгу. Удивительные страницы ждут тебя. Психологи утверждают, что есть люди, для которых характерна «эмоциональная тупость». Фрагменты, собранные в этой книге, способны проникнуть в сердце даже таких людей. Разве можно остаться равнодушным к шолоховским строчкам о любви: «Пройдёт мимо база, а у меня сердце закипает…упала б наземь, следы б его целовала….Аксинья неистовствовала в поздней горькой своей любви…»
А как сурово звучат строки писателя о братоубийственной войне: «Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали». Благодаря неожиданным метафорам, ярким олицетворениям, создаётся ощущение, что сама природа участвует в войне.
Пейзажи Шолохова… Это отдельная «музыка» образов, мыслей, форм, которая проникает в душу, заставляя её петь от восторга и умиления6 «По Дону наискось – волнистый, никем не езженный лунный шлях. Над Доном – туман. А вверху звёздное просо…»
Современному читателю стоит поучиться у Шолохова проникновенной любви к Родине, рыцарскому пушкинскому отношению к женщине, обнажённой, до боли сердечной, любви к родной природе.
Поучись, читатель, у великого писателя силе чувств, чистоте помыслов, умению любить; наслаждайся удивительным шолоховским словом!
Редактор: А теперь слово творческим группам. (творческая группа предоставляет перед учащимися материалы исследования. Задача учащихся: в процессе предоставления выделить новизну преподнесения материала, осмыслить полноту раскрытия темы, принять решение о включении в качестве иллюстрации к разделу материал исследователей каждой группы в свой раздел.)
3. Выступление творческих групп.
1-я группа исследователей. Тема нашего исследования – Слово писателя как выражение огромной любви к Родине. Нам предстоит предложить вашему вниманию материал из творческого наследия писателя, который доказал бы правильность нашей гипотезы
Гипотеза: Творческая манера Шолохова глубоко индивидуальна в литературе 20 века, не подчинялась законам «толпы», Шолохов как писатель имеет свою манеру, в основе которой – лучшие достижения классической литературы, построенные на выражении огромной любви к Родине. Итак, приступим к доказательству.
Тезисы выступления:
- режде всего, мы определили для себя круг исследования: во – первых, это характеристика эпохи и влияние этой эпохи на литературу, также определение степени индивидуальности стиля и манеры писателя от заказа времени.
- В середине двадцатых годов, когда Шолохов формируется как художник, перед литературой встали более сложные задачи – всесторонне изображение действительности, человека новой эпохи, философское осмысление событий, в особенности тех, которые связаны с революцией. Познание прошлого и настоящего начиналось с новых, более высоких ступеней. Так задумывалось, но на деле реальность стала подчиняться схемам, штампам. Какой позиции придерживался Шолохов?
- Шолохов – продолжатель традиций русской классической литературы. Его слово – выражение огромной любви к родине (проведение сопоставительного анализа изображения степи как символа Родины в творчестве русских писателей и творчестве Шолохова.)
- Выводы: Шолохов даже в столь сложное политическое время смог сформировать свою точку зрения на происходящее, выработать свою линию видения проблем и способов их решения; не по заказу партии и правительства, не манерным агитационным языком, а своим, самобытным,воспитанным на эталоне красоты русской речи классической литературы, передаёт в произведениях огромную любовь к родному краю.
Выступления учащихся по итогам исследования: Хочется сделать вывод о том, что исследование проведено все на материале сопоставления. Нет ни одного утверждения, не подтвержденного документально. Работа именно поэтому является исследовательской. Так как определяется видение разных представителей общества, исследуется решение вопроса в классической литературе 19 века, и вообще в русской литературе. Примеры приводятся интересные в качестве доказательства гипотезы. Как иллюстрацию к первому разделу материал необходимо в полном объеме разместить на страницах книги Шолохова «Певец душинародной».
2-я группа. Тема нашего исследования – Слово Шолохова как протест против бездумного поведения человека на войне. Мы выдвигаем гипотезу: Шолохов абсолютно далек от принципа идеализации войны, преподнесения её перед народом как элемента романтики, с огромным чувством сожаления говорит о муках народа, прошедших за короткий период жизни через три войны.
Тезисы выступления.(полный тест исследования смотри в исследовательской карте №2
- Прежде всего, мы определили, какие принципы изображения войны лежали в основе творческого слова писателя. Обратившись к душевным воспитателям творчества Шолохова – мастерам русской классической литературы, отметили следующее: Л.Н. Толстой закончил рассказ «Севастополь в мае» такими словами: «герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда». Это сказано в начале творческого пути и стало основой толстовского метода. Изучив произведения М.А. Шолохова о войне (а их за свою жизнь он видел три), пришли к выводу, что с убеждением Л.Н.Толстого о беспощадной правде в изображении жизни входил в литературу и М.А. Шолохов.
- Попробуем это доказать: в те годы было много литературных групп, и все они выступали со своими декларациями, манифестами, программами, определяли, о чем и как следует писать. Многое из всего давно забыто, но вот что писал Шолохов во вступлении к рассказу «Лазоревая степь»: В Москве, на Воздвиженке, в Пролеткульте на литературном вечере МАППа, можно совершенно неожиданно узнать о том, что степной ковыль (и не просто ковыль, «седой ковыль») имеет свой особый запах. Помимо этого, можно услышать о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлёбываясь напыщенными словами, красные бойцы Какой – нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, – непременно» братишках», о пахучем седом ковыле, а потрясенная аудитория – преимущественно милые девушки из школ второй ступени – щедро вознаграждают читающего восторженными аплодисментами. На самом деле – ковыль поганая белобрысая трава. Вредная трава, без всякого запаха. По ней не гоняются гурты овец потому, что гибнут от ковыльных остьев, попадающих под кожу. Поросшие подорожником и лебедой окопы, молчаливые свидетели недавних боёв, могли бы порассказать о том, как безобразно – просто умирали в них люди. Но в окопах, полуразрушенных непогодью и временем, с утра валяются станичные свиньи, иногда присядут сытые гуси, шагающие с пашни домой… Ну, может ли ковыль после этого иметь какой-нибудь запах?» Как же Шолохов описывал войну?
- ве войны в «Тихом Доне». Правда о войне.
- Героизм русского солдата в рассказе «Судьба человека»
- Выводы: Три войны на памяти одного поколения. Неизгладимый след они оставили в истории народа. И о каждой странице этой истории правдиво рассказал М.А. Шолохов.Он полностью раскрывает явления, не обходит трудное.Обращаясь к отгремевшим битвам, Шолохов каждый раз вспоминает легендарный. небывалый в истории подвиг народа, который проявил и ещё больше обрёл в жесточайшем испытании богатырскую мощь, «Булатную крепость».
Выступления учащихся по итогам выступления: исследование проведено тщательно, определен принцип писателя в изображении войны. Материал исследования имеет характер доказательства(выводы подкреплены высказываниями писателей, исследователей творчества Шолохова). Примеры аргументированы и полностью раскрывают тему исследования. Хочется отметить, что манера Шолохова способствует воспитанию в людях отношения отвращения к войне как к огромному горю, несущему смерть и страдания людям. Абсолютно не похожи на приключенческие романы о войне, которыми грешат писатели – однодневки. Как иллюстрацию ко второму разделу книги материал необходимо в полном объеме разместить в нашем издании..
3-я группа исследователей – Слово Михаила Александровича как «музыка» образов, мыслей, форм.
Гипотеза:
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова, и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивлённый.
Все, о чем здесь говорит А.К. Толстой, удалось достигнуть М.А. Шолохову. Попробуем эту гипотезу нашего исследования доказать.
Тезисы выступления.(полный тест исследования смотри в исследовательской карте №3
- Как известно, художественная форма, стилистические приемы, язык постоянно вызывают споры. По духу своих интересов писатель – словолюб, систематизатор, хранитель красоты языка, народной речи. Он передает свое ощущение эстетической нормы, поэтому его позиция никогда не бывает пассивной. Он или воспитывает вкус, создавая гибкую, емкую, выразительную форму, или обедняет представление о прекрасном, когда навязывает серость, претенциозную заумь, выверты. Художественное слово – область беспрерывных поисков. Они были труднейшими всегда и у всех.
- Самобытен был поиск в начале двадцатого века: «творцы новой культуры» делали ставку на «взрывы», «ломку», «сожжение мостов». Угрозы распространялись на Пушкина, Достоевского, Репина, ненавистны им были храм Василия Блаженного, театры, древний Новгород, Третьякоская галерея, мешал и живописный русский язык. Пролеткультовцы стояли за «ошеломляющую революцию художественных приемов», «технизацию слова»
- Шолохову было что сказать, и это отличало его от всех тех, для кого литературные занятия были делом между прочим и необязательным. В 1925 году, прочитав книгу П.Романова «Русь», Горький заметил: «Ужасное творится с русским языком». В «Брусках» Ф.Панферова была замечена стилистическая небрежность, безвкусица, языковые изобретения вроде» скокулязило», встречалось и такое» был только отчаянный визг в мозгу» (Ф.Гладков), «пожар дул жаркими воротами красных губ»(И. Евдокимов), «свинцовая псарня пуль»(И.Шухов)...Горький назвал все это в своих статьях «пылью слов». А М.А. Шолохов выступил со статьей «За честную работу писателя и критика», где резко поставил вопрос о наплыве «антихудожественных, литературно безграмотных и бесталанных произведений».
- Вопреки «новой моде» в стиле Шолохова синтезированы лучшие достижения, образована оригинальная форма, в которой просматривается традиционное и смело новаторское, без увлечения модой.» (характеристика образных средств Шолохова)
- Вывод: Художественное слово Шолохова явилось ответом на те споры, которые велись относительно традиции и новаторства, технических приемов и стихийного творчества от «нутра», соотношения формы и содержания, конкретности словесного выражения, многозначности, использования словесных ресурсов. Шолоховское слово получает предельно весомое смысловое наполнение и такую внешнюю оформленность, которая свойственна лучшим образцам мировой литературы.
Выступления учащихся по итогам выступления: Творческой группой проведено качественное доказательство гипотезы. Факты аргументированы. Доказательства выразительны, способствуют полному освещению вопроса. Приведены очень яркие, образные доказательства неповторимости слога Шолохова, примеры полностью отражают суть проводимого исследования... С гипотезой выводы сошлись. Как иллюстрацию к третьему разделу книги материал необходимо также в полном объеме разместить в нашем издании.
4-я группа исследователей – Слово Михаила Александровича как отражение величайшего богатства русского разговорного языка. Гипотеза: Произведения Шолохова богаты употреблением русского фольклора с целью воспитания любви, нежности, уважения ко всему. Что окружает человека на Земле.
Вывод: Полностью прав был А.Серафимович, который сказал о языке народа в произведениях Шолохова: «Яркий, своеобразный, играющий всеми цветами радуги язык, как радужно играющее на солнце перламутровое крылышко кузнечика, степного музыканта. Подлинный живой язык степного народа, пронизанный веселой, хитроватой ухмылкой, которой всегда искрится казачья речь. Какими дохлыми кажутся наши комнатные скучные словотворцы, – будь им легка земля». Вот так язык Шолохова поразил современников, так он продолжает поражать и современное поколение.Художественные открытия Шолохова непреходящи. Книги Михаила Шолохова на всех континентах сражаются за правду и побеждают.
Выступления учащихся по итогам выступления: Что может быть дороже русскому человеку, чем его родной язык. Им нужно восхищаться, богатство языка необходимо использовать в речи, делая её яркой и поистине богатый. Шолохов показывает, как это необходимо сделать, а мы должны это продолжать...Ребятам удалось в полной мере проведение исследования, все доказательства приведены. Факты аргументированы. Мы также предлагаем как иллюстрацию к третьему разделу книги материал необходимо в полном объеме разместить нашем издании..(выводы учащихся носят предполагаемый характер, в процессе проведения обсуждения учитель тактично обучает детей элементам анализа исследования, аргументации своей точки зрения).
Слово учителя: Четыре раздела освещены нашими исследователями. А вот пятый раздел нашей книги называется «Слово мастера – воспитание души человеческой». (Интервью с Е.В. Мирошниковой)
4. Интервью с Е.В. Мирошниковой.
Пятый раздел нашей книги – Слово мастера – воспитание души человеческой.
Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, о встрече Вашей мамы, Зинаиды Петровны, с великим русским писателем М.А. Шолоховым. (сл. 15, интервью)
5. Заключительное слово учителя.
6. Итог урока. Рефлексия. Синквейн «Слово Шолохова».
Композиция синквейна (слайд 19)
Примерные синквейны детей
7. Оценивание ответов детей.
8. Домашнее задание.
сочинение «Анализ эпизода из любимого произведения М.А. Шолохова»