Цель урока: Создать условия для развития коммуникативной, языковой, культуроведческой компетенций.
Задачи урока: Развивать умение анализировать художественное произведение, его эпизоды и внесюжетные элементы. Развивать навык характеристики героя, навыки выразительного чтения, умения цитировать, пересказывать, вести беседу.
Учить раскрывать авторскую идею через анализ текста. Показать средства создания образа в реалистичном произведении: пейзаж, интерьер, портрет. Закрепить знания литературоведческих понятий: тема, идея, пейзаж, метафора, эпитет, олицетворение, персонаж, кульминация, конфликт, развязка.
Знакомиться с новыми терминами: прототип, рассказчик, ассонанс, художественная деталь, социально-психологическая характеристика, трагический, образ-символ, внутренний и внешний конфликт.
Воспитывать любовь к народу, к ближнему. Пробудить интерес к русской классической прозе, к творчеству И.С.Тургенева.
Оборудование: Портрет И.С.Тургенева, картина И.И. Шишкова "Перед грозой", теневой рисунок "Улита" Е.М. Бем, портрет И.Н. Крамского "Полесовщик", иллюстрация к рассказу "Бирюк" К.Лебедева, словарь литературоведческих терминов, компьютер, интерактивная доска, учебник, тетрадь, текст рассказа, классная доска, презентация.
Методические приемы: повторение изученного; объяснение учителя; беседа; выразительное чтение; комментированное чтение; элементы анализа художественного текста: работа со средствами выразительности языка, стилистический анализ текста; "собирание" "рассредоточенного" пейзажа, интерьера, портрета (выборочное чтение); сравнение; монологическое высказывание; словарная работа.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
Вид урока: урок-практикум
Ход урока
– С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке.
– Кто написал этот удивительный рассказ?
Портрет И.С. Тургенева
Тема…
– За что И.С. арестовали и отправили в ссылку в 1852 г.?
– Познакомившись с книгой “Записки охотника” В.Г.Белинский сказал:
Эпиграф к уроку
И.С.Тургенев зашел к русскому мужику с такой стороны, к какой еще никто не заходил.
В.Г.Белинский
– Найдите ключевые слова цитаты.
Цель: Увидеть сторону русского мужика. Понять идею автора.
План:
- Тема.
- Герои.
- Идея.
Слово учителя: Этот рассказ И.С. писал по впечатлениям о жизни крестьян Орловской губернии, которую унаследовал от родителей.
Один из жителей губернии писал: “Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в “Записках охотника, не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай, был Бирюк…”
Прототип (героя произведения) – оригинал, прообраз.
Анализ (по плану на доске)
– В течение всего урока ставьте себе оценку за каждый этап урока и в конце урока выведите итоговую.
План: 1. Тема.
– Тема текста в заглавии. Бирюк. (Индивидуальная словарная работа…)
Словарь В.И. Даля :
1.Зверь (волк-одиночка)
2 .Человек, который ни с кем не знается. Одинокий человек.
Словарь С.Ожегова:
1. Волк-одиночка(обл.)
2. (Перен.) нелюдимый, угрюмый человек
– Но у него было имя…?
Фома(называет себя) – самохарактеристика
Фома Кузьмин (называет мужик в глаза)
Бирюк (прозвали крестьяне за глаза) взаимохарактеристика
– Прозвище многое говорит о человеке.
План: 2. Герои.
– Чем занимался, как жил Фома Кузьмич?
Цитируйте!
Вывод заносим в таблицу ниже.
Портрет. стр.217
Вывод заносим в таблицу ниже.
Бирюк | Изба |
Лесник//отец Ответственный Красивый Богатырь Сильный Добрый Патриот (Речь) сдержанный Радушный + |
Закоптелая Низкая Пустая Грязная Душная – |
Внешние и внутренние качества + положительные |
– Условия жизни нищенские (социальное положение) |
Антитеза
– Положительно относится к Бирюку…(кто?) автор…или …рассказчик?
Портрет дан глазами рассказчика, который видит его впервые (“вдруг” стр.215), встретил впервые “по одежке”. Автор свой взгляд, отношение выразил через образ рассказчика(героя художественного произведения) – он очевидец происходящего. Его образ дает неоспоримую достоверность происходящего.
– Бирюк – радушный хозяин, пригласил заплутавшего куда?
Изба
Художественная деталь – средство создания образа.
Вывод заносим в таблицу выше.
Дети (голосок, рубашонка, босые ноги – убогая внешность ), (глянула, пошла, погасила, присела, начала качать, поправлять, произнесла, прошептала – действия взрослого)
– Какие чувства испытали вы, читая этот абзац?
– Как рассказчик отнесся к увиденному? (Цитата!)
Не будьте и вы равнодушными никогда – учит нас И.С. Тургенев.
Описание интерьера – средство создания образа.
Социально – психологический портрет.
Вывод: Автор обнаружил несправедливое отношение государства к человеку достойному. Его способности не могут принести пользу Родине в таких условиях.
ФИЗМИНУТКА.
– Какими красками вы бы изобразили избу лесника?
– Рассмотрим иллюстрации художника.
– Что еще описывает Тургенев, не относящееся к сюжету напрямую?
Пейзаж. И.С. – мастер пейзажа.
Вывод: Человек един с природой. Он её охраняет. Она его понимает. Пейзаж – средство создания образа.
– Назовите кульминационную сцену.
Учимся читать выразительно. Прослушиваем актерское чтение (аудиозапись) и проводим наблюдение по тексту, исследуем его.
Контроль по образцу:
– Кто победил во внутреннем конфликте?
– Отпустил (кто?) Человек.
Эпиграф: И.С. показал нам внутреннюю духовную сторону русского мужика: она сильна и красива умением сострадать, понимать, прощать.
Идея произведения: Прекрасен русский человек духовным величием.
Крепостное право (как государственное устройство) уничтожает человеческое достоинство и делает взаимоотношения конфликтными.
Крепостное право делает человека несчастным, одиноким – бирюком.
Итог:
Я умею…(см.цель).
Письменно:
- Понимаю идею рассказа “Бирюк”: И.С.Тургенев боролся за отмену … и учил людей…
- Знаю, что пейзаж, портрет, интерьер – это средства создания о …
- Знаю новые понятия:
- Выставление отметок.
Задание на дом:
Знать определения новых понятий. Выразительно читать кульминационную сцену. Стр.223 задание 7. *Написать стр. из дневника Улиты или Бирюка.
Жорж Санд писала о Тургеневе: “Какая мастерская кисть!.. и человек большего сердца…”
Я желаю вам иметь большое сердце, сохранять человеческое достоинство в любой жизненной ситуации.
Дополнительно.
Характеристика имени Фома: Растет добрым, ласковым и спокойным мальчиком.
Это скромные, часто застенчивые мужчины. Из них
получаются неплохие мужья: покладистые и
надежные. Первым ребенком у Фомы, как правило,
бывает девочка.
Они хорошие рассказчики, умеют принять гостей.
Фома обладает завидным здоровьем, болеет редко.
У него золотые руки, он пытается все делать в доме
сам, часто владеет несколькими профессиями. Он
очень сдержан, скромен. Фому отмечают большая
впечатлительность и жалостливость, сострадание
к больным и слабым.
Контрольная карточка ученика
И.С.Тургенев показал…………………………………
он боролся за отмену………………………………....
он учил людей…………………………………………
Знаю, что пейзаж, портрет, интерьер – это средства создания о ……
Знаю новые понятия: ……………………………………………………