Цель и задачи урока:
- обобщить знания о женских образах в русской литературе XIX-XX веков (роль женщины в семье и обществе), развитие женского образа в литературе,
- пробудить интерес к раскрытию образов женщины в русской литературе,
- показать умения учащихся анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания.
Оборудование: компьютер с выведенной системой на экран (рабочее место учителя).
Ход урока
1. Организационный момент.
Настрой учащихся на работу, проверка отсутствующих, расположение учащихся в классе для удобства ведения урока.
2. Основная часть урока.
Учитель: Cообщение темы урока, целей и задач.
Учитель: Семья - это группа живущих вместе близких родственников.
Согласны ли вы с таким определением? (Учащиеся свои мнения и ответы)
Сухое, холодное определение, согласитесь. Давайте посмотрим фрагмент из фильма “Война и мир”. Какое бы вы дали определение после просмотра? (Показ фрагмента о семье Ростовых)
(Далее учащиеся дополняют определение о семье после просмотра)
Семья - это группа любящих, любимых людей, живущих вместе. А если люди любят друг друга, что для них важно в общем доме?
Учащиеся: любовь, привязанность, сердечное влечение, самопожертвование, честь, долг. (Эти слова на карточках вывешиваются на доске)
Учитель: Семья должна быть связана не только родственными, но и духовными узами, тогда семья будет жить и приносить каждому в ней радость и многое другое.
Как по-вашему, кто в семье должен сохранять уют, создавать комфорт, растить детей? (Женщина)
Мы с вами поговорим о роли женщины в семье, но через призму художественных произведений, прочитанных нами.
Ученик: Женщину ценили, любили и уважали во все времена. С ней связаны такие словосочетании: любимая жена, хранительница очага, любимая мать, уважаемая жена, скромная нежная сестра.
Тютчев говорил: “Нет ничего прекраснее на свете женщины”.
Ученик: Женщине во все времена посвящали стихи, дарили цветы, рисовали портреты, носили на руках, сочиняли в их честь романсы.
Ученик:
Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной.
Ты – в наших безднах образ божества!
Женщина – это начала начал. Ее красота и обаяние, богатый духовный мир во все времена вдохновляли поэтическую Музу, волновали сердца читателей.
Это и божественные красавицы А.С.Пушкина, обаятельные образы Л.Н.Толстого, героини И.С.Тургенева, а также образ простой крестьянки Н.А.Некрасова. Поэты и писатели ХХ века, следуя традициям предшественников, тоже создают удивительные женские образы, достойные преклонения. Поэтические образы В.Я.Брюсова, А.А. Ахматовой создают незабываемую галерею сильных и нежных, ласковых и надменных, ранимых и дерзких героинь. Все они глубоко индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами характера, но объединяет их одно – высокая духовность и нравственная чистота. Они не способны на предательство и подлость, коварство и ложь, на низменные человеческие страсти.
Ученик: Но в то же время: женщины… кто и когда мог их понять! Ими восхищались, их ненавидели, их любили и презирали. Но не понимали! Никто не мог понять логики их поступков. Думаете словосочетание “женская логика” появилась просто так? Нет, еще раз нет. Об этом странном явлении спорят на протяжении многих лет. Только если неординарный выход гения всегда есть продукт ценный, порой даже бесценный, то аналогичный выход женщины приводит к ужасающим последствиям. По-моему, аргументов не требуется. Ученые люди – это не только любители точных наук. Среди них были и писатели, и поэты, и просто талантливые люди. Это, безусловно, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Достоевский.
Учитель: А какие же все-таки они в семье?
Ученик: Все героини разные, у каждой своя жизнь, свои переживания, по всех их объединяет любовь и желание быть счастливыми.
В художественной литературе встречается образ любящей преданной жены.
Ученик: Давайте вспомним “Слово о полку Игореве” - произведение, в котором впервые познакомились с образом русской женщины – женщины с большим пламенным сердцем, любящей, волнующейся, переживающей, готовой на великие незабываемые подвиги. Это Ярославна плачет по своему мужу и зовет силы на спасение.
Плач Ярославны считается одним из самых поэтических мотивов “Слова…”. На городском забрале в Путивле (недалеко от Курска) Ярославна плачет: “полечю зегзицею (кукушкой ) по Дунаю, омочю бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны”. Она обращается к ветру, к Дунаю – Словутичу, к светлому, тресветлому солнцу. Ветер развеял ее радость по ковылию, Днепр может только нести ее слезы до моря, а солнце в поле безводном русичи жаждою луки стянуло (они бессильны натянуть лук), горем им Тулы с стрелами заткнуло.
Ученик: ХIХ век. 1825 год. Петербург. (Показ фрагмента из Фильма “Женщины России”. Отрывок о декабристах)
Князь Трубецкой не явился на площадь, терзается сомнениями. Екатерина Ивановна была одной из немногих жен декабристов, которая догадывается о противоправительственной деятельности своего мужа, отговаривала от этого рискованного шага его товарищей. В своих воспоминаниях ее сестра воспроизводит разговор между Екатериной Ивановной и Сергеем Муравьевым-Апостолом: “Екатерина Ивановна не выдержала; пользуясь своей дружбой к Сергею Муравьеву, она подошла к нему, схватила за руку и, отводя в сторону, воскликнула, глядя прямо в глаза: “Ради Бога, подумайте о том, что вы делаете, вы погубите нас всех и сложите свои головы на плахе”. Он, улыбаясь, смотрел на нее: “Вы думаете, значит, что мы не принимаем все меры с тем, чтобы обеспечить успех наших идей?”
Ученик: Ночь после восстания 14 декабря супружеская пара провела у сестры Екатерины Ивановны Зинаиды и ее мужа австрийского дипломата в здании посольства. Явившиеся жандармы объявили, что имеют предписание арестовать князя Трубецкого последовала за ним, поручив шурину позаботиться о жене. Его доставили во Дворец на допрос к царю Николаю I. “Ваша участь ужасна! Какая милая жена, вы погубили ее!” - кричал император.
Ученик: Екатерина Ивановна решила просить императора о свидании с мужем, возможности переписываться с ним. От волнения она сама была не в состоянии составить письмо и просила об этом графа Любцельтерна. Когда он прочел написанное, там была фраза; “Мой муж ни в чем не виновен, призываю в том небо в свидетели!”.
Ученик: Трубецкой был осужден по первому разряду к смертной казни, замененной пожизненной каторгой. Только мысль о любимой женщине удерживала его от отчаяния.
Екатерина Ивановна направляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа. Разрешение получено. На следующий день после отправки Трубецкого на каторгу семья Лавалей прощается с любимой дочерью.
Через много лет Н.А.Некрасов в своей поэме “Русские женщины” напишет прощание навсегда отца и дочери:
Да, рвем мы сердце пополам
Друг другу, но, родной,
Скажи, что больше делать нам?
Один, кто мог бы нам помочь
Теперь…Прости, прости!
Благослови родную дочь
И с миром отпусти!
Бог весть, увидимся ли вновь,
Увы! Надежды нет.
Прости и знай: твою любовь,
Последний твой завет
Я буду помнить глубоко
В далекой стороне…
Не плачу я, но нелегко
С тобой расстаться мне!
О, видит Бог! Но долг другой,
И выше, и трудней
Меня зовет… Прости, родной!
3. (Показ фрагмента из фильма “Русские женщины” о Волконской).
Ученик: Вскоре в Благодатный рудник приезжает вторая декабристка М.Н.Волконская и поселяется вместе с Трубецкой. Жизнь двух княгинь теперь – это нечастые свидания с мужьями, непривычные хозяйственные расходы, грустные прогулки по улице поселка, ведущей к сельскому кладбищу. “Не здесь ли нас похоронят?” - говорили молодые женщины.
И так день за днем. Но ни та, ни другая не теряли бодрости духа. Однажды Екатерина Ивановна пришла на свидание к мужу в старых ботинках и сильно простудилась. Оказалось, что из своих она сшила декабристу Оболенскому шапочку, чтобы на голову не падала руда. Вместе с М.Н.Волконской они покупают ткань и шьют рубашки, раздают их каторжникам.
Ученик: Через год декабристов из Благодатска переводят в Читу, где живут остальные заключенные. Здесь уже обосновались разделившие их участь жены: А.Г.Муравьева, Е.Н.Нарышкина, Н.Д.Фонвизина, А.И.Давыдова, А.В.Ентальцева, П.Н. Анненкова. Они принимают деятельное участие в заботах об узниках, пишут письма их родным в Россию, осваивают ведение хозяйства. Сердечные, добрые, кроткие, спокойные_они быстро стали всеобщими любимицами.
Учитель: В суровые военные годы (1941-1945) любое слово, письмо, любая весточка о себе, семье помогала бойцу идти в бой, переживать страдания, а иногда и спасала мужа.
Ученик читает стихотворение К.Симонова “Жди меня…”.
Учитель: Разве нужно суровое, тяжелое, военное время, чтобы спасти любимого, щедро одарить его любовью? Нет! Женщина готова ради любви совершать ежедневный подвиг, жертвенность.
4. Ф.М.Достоевский “Письма жене”.
Роман “Игрок” Ф.М.Достоевский писал со знанием дела. Нельзя сказать, что роман автобиографичен, но письма Достоевского А.Г.Сниткиной, на которой он женился в 1866 году, рисуют страшную картину падения в пропасть, именуемую азартной игрой.
Ф.М.Достоевский - А.Г.Сниткиной (Гамбург, 1867 г.).
“Здравствуй, Ангел мой, Аня… а тут игра, от которой оторваться не мог. Можешь представить, в каком я был возбуждении. … К обеду проиграл 16 империалов, оставалось только 12. пошел после обеда с тем, чтобы быть благоразумнее до нельзя и, слава богу, отыграл 16 проигранных. А мог бы выиграть 300, но рискнул и спустил.
… Слушай же: игра окончена, хочу поскорее воротиться; пришли же мне немедленно, сейчас как получишь письмо, 20 империалов. Немедленно, в тот же день, в ту же минуту. Если возможно. Не теряй ни капли времени. В этом величайшая просьба моя, Аня, милая, бесценная моя, я проиграл, все, все!!! О, ангел мой, не печалься, не беспокойся! Будь уверена, что настанет время, когда я буду достоин и не буду более тебя обкрадывать. Будь уверена, что я достигну цели и заслужу твое уважение, никогда я не буду играть!
… И потому умоляю тебя, Аня, ангел мой, спаситель, пришли мне, чтоб расплатиться в отеле, 50 франков.
… Прости меня, ангел мой, но я войду в некоторые подробности насчет моего предприятия, насчет игры, чтоб тебе ясно было, в чем дело. Я сделал опыт, что, если играть хладнокровно, спокойно и с расчетом, то нет никакой возможности проиграть.
… А главное , Аня, спеши послать. Завтра подадут в отеле счет, и если не будет денег от тебя, надо идти к хозяину извиняться. Пожалуй, он пойдет в полицию, избавь меня от этого мучения, то есть высылай поскорее.
… Ради Бога, торопись с деньгами. Поскорее бы отсюда уехать!
… Милый мой ангел Нюта, я все проиграл, как приехал, в полчаса все проиграл. Прости меня, я тебе жизнь отравил!
… Пришли мне как можно больше денег. Не для игры”.
Из дневника А.Г.Достоевской (Сниткиной).
“Я уже приготовилась к содержанию письма, именно, что все проиграно и что надо послать деньги, так что оно меня нисколько не удивило. Но я была очень рада и счастлива, что Федя так меня любит, что он испугался, когда не получил моего письма”.
Учитель: Так жена спасала своего мужа от долгов и не только. Вселяла в него надежду и уверенность в удаче.
Ученик: Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся любящим и верным сердцем, а также неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается внимание на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души.
Ученик: Писатель, изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою жизненную философию. И, на мой взгляд, роль женщины в обществе самая важная. О женских образах ХIХ века принято говорить “пленительные”. И это правда. Женщина - источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в груди”. (Cлова, выделенные жирным шрифтом, вынести на доску)
Учитель: А.С.Пушкин посвящал своей жене стихи, она вдохновляла его на творческие поиски, была его Музой. (Звучит романс, написанный на стихи А.С.Пушкина, Тютчева)
Учитель: ХХ век, обновленный, с новыми традициями и достижениями, революционными бурями и военными событиями. Но чувства остаются те же: любовь, страсть, преданность, смятение, спасение.
В.В.Маяковский. Музой была у поэта его жена Татьяна Яковлева.
“Несколько слов о моей жене”
Морей неведомых далеким пляжем
Идет луна –
Жена моя.
Моя любовница рыжеволосая,
За экипажем
Крикливо тянется толпа созвездий пестрополосая.
Венчается автомобильным гаражом,
Целуется газетными киосками,
А шлейфа млечный путь моргающим пажем
Украшен мишурными блестками.
А я?
Несло же, палимому, бровей коромысло
Из глаз колодцев студеные ведра.
В шелках озерных ты висла,
янтарной скрипкой пели бедра?
В края, где злоба крыш, не кинешь блесткой лесни.
В бульварах я тону, тоской песков овеян:
Ведь это ж дочь твоя – моя песня
В чулке ажурном
У кофеен!
А еще раньше, - продолжал я разговор с Татьяной Яковлевой, - было опубликовано “Письмо товарищу Кострову из Парижу о сущности любви”. Это ведь тоже о вас. Хотел бы заметить, что и сам Маяковский вроде был большевиком.
- Да, коммунизмом у него была полна голова. Но я думала, что потом это пройдет.
- У вас все было серьезно?
Миролюбиво, без всякой аффектации Яковлева ответила:
- Да, мы любили друг друга и собирались обвенчаться. Для этого он должен был приехать за мной в Париж. Нам предстояло прибыть в Москву, чтобы зарегистрировать брак.
- Что же помешало этому?
- На этот раз его не пустили во Францию. Говорят, эта ужасная женщина…
- Брик?
- Она написала какую-то бумагу, что он неблагополучен, и его нельзя выпускать.
Как сложилась бы ее жизнь с Маяковским, если бы не обстоятельства, о которых мы упомянули, можно лишь гадать. Но одно несомненно: Татьяна Яковлева вызвала у поэта большое чувство, он посвятил ей поразительные по силе стихи:
Ты одна мне
Ростом вровень,
стань же рядом
С бровью брови…
Ревность,
Жены, слезы…
Ну их! -
Вспыхнут веки,
Впору Вию.
Я не сам,
А я ревную
За Советскую Россию.
И победительная концовка:
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
И это
Оскорбление
На общий счет нанижем.
Я все равно
Тебя
Когда-нибудь возьму -
Одну
Или вдвоем с Парижем.
Ученик: Женщина - вдохновительница, женщина – Муза, женщина-мать.
Высшее женское призвание и назначение (по Толстому) в материнстве, в воспитании детей. ИБО ЖЕНЩИНА является тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте.
Ученик: Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было и, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”. Мне кажется, сто Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков. “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках? Базаров с удовольствием общался с ней: “Даже лицо его изменилось, когда он с ней разговаривал. Оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте, а именно в ее естественности, отсутствии какого-либо жеманства и попыток строить из себя барыню.
Ученик: Совсем другим мы видим идеал Н.А.Некрасова. В поэме “Мороз, Красный нос” в образе Дарьи он раскрывает свое понимание народного идеала и воспевает русскую крестьянку. Дарья - героическая женщина, величавая славянка, чей характер складывался веками, приобрел многие удивительные свойства:
В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет, - спасет…
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Жены и матери ждут и надеятся…
(Показ отрывка из фильма “Баллада о солдате” встреча в конце фильма матери и сына)
4. Итог урока.
Учитель: как видим мы с вами по произведениям, что образ женщины всегда привлекал внимание, увлекал своей загадочностью и таинственностью. Но одно можно отметить из произведений: образ женщины многогранен, гармоничен, с веками он развивался и совершенствовался, от образа всегда веяло теплотой.