Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.
Цели урока: создать условия, при которых учащиеся:
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, систематизации ее, критической оценки и использования);
- учатся применять знания информационных технологий при изучении литературы;
- способствуют развитию творческого потенциала (стиль оформления проекта, оригинальность идей).
Задачи урока:
- систематизировать теоретические знания;
- развивать у учащихся познавательный интерес к предметам “Литература” и “Информатика”;
- развивать творческое мышление;
- совершенствовать умения коммуникативного общения;
- воспитывать чувство ответственности за команду, совершенствовать умение работать в команде;
- воспитывать уважение к сопернику.
Для работы над проектом формируются группы по пять человек, которым дается предварительное задание:
- организовать издательство по выпуску иллюстрированного журнала;
- придумать название журнала;
- распределить обязанности: главный редактор, музыкальный редактор, корреспондент, дизайнер, выступающий;
- подготовить материал по темам:
- “Тема любви в творчестве Н.А. Некрасова”;
- “Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева”;
- “Тема любви в творчестве А.А. Фета”.
Требования к оформлению журнала:
- - Работа оформляется в PowePoint.
- - Размер слайдов – А4, ориентация – книжная;
- - Количество слайдов: 6-8.
Содержание журнала:
1-й слайд – титульный;
2-4-й слайды – стихи;
5-й слайд – информация об авторах работы (главный редактор, музыкальный редактор, корреспондент, дизайнер, выступающий).
Ход урока
I. Организационный момент.
Преподаватель.
Изучение темы “Тема любви в творчестве Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета” мы завершаем творческими проектами. Темы проектов выбраны не случайно. Хотелось бы, чтобы информационные технологии применялись и на уроках литературы. Нам мало известно о личной жизни данных поэтов, в учебнике не сказано, например, о любимых женщинах Ф.И. Тютчева. А ведь любовная поэзия Тютчева – это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации. Наконец, свои эпилоги. Вспомним хотя бы один из самых прекрасных, навсегда вместе с музыкой вошедших в наши души: “Я встретил вас – и все былое…”
Нам мало известно о личной жизни Некрасова. Он не указывал адресатов лирики, намеренно менял даты написания наиболее интимных стихотворений. Интересно было узнать все ли стихи обращены к одной женщине или их адресаты – разные люди.
Для понимания скрытых внутренних психологических пружин поэзии Фета нужно знать некоторые факты его биографии. Почему любовь в изображении Фета – олицетворение всех печалей, невзгод и треволнений? Почему преобладающая тональность любовной лирики Фета – трагическая?
Все эти вопросы побудили нас провести некоторые исследования творчества поэтов 19 века. И сегодня мы представляем результаты работы.
Над этими темами работали три наших издательства: “Лира”; “Эксмо+”, “Классики”.
Вам предстоит итоговая защита проектов. Это, прежде всего, демонстрация результатов вашей самостоятельной работы.
Защита проводится в определенном порядке:
- Выступление – презентация проектов.
- Обсуждение.
- Подведение итогов.
II. Выступление-презентация проекта.
Каждой группе на выступление отводится 7 минут. Члены группы, работавшие над проектом, представляют итоговую компьютерную презентацию:
- издательство “Лира” - журнал “Мечта любви, не знающей конца…”; (Приложение 1)
- издательство “Эксмо+” - “О, как убийственно мы любим…”; (Приложение 2)
- издательство “Классики” - “А счастье было так возможно…”. (Приложение 3)
План выступления:
- Название издательства
- Презентация проекта. Выступление и
демонстрация слайдов:
- название проекта, обоснование выбора темы;
- выводы по итогам исследования;
- стихи. Обоснование выбора стихов, соответствующих теме;
- включение музыкального проекта.
- Для защиты должны быть расписаны роли участников проекта:
№ п/п | Участники | Роль на защите | Материалы для защиты |
1 | Борисов Федор | Сценарист, докладчик | Папка работы над проектом (дизайн-папка), музыкальные средства, рисунки и т.д. |
2 | Рудов Саша | Оформитель, содокладчик | |
3 | Алексеев Антон | Демонстратор, ассистент | |
4 | Лылов Артем | Сценарист, оформитель | |
5 | Конов Глеб | Ответственный за музыкальное сопровождение |
III. Обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Понравилась ли вам презентация. (Что понравилось? Что не понравилось?)
- Помогла ли вам проделанная работа закрепить знания?
- Что в работе над проектом было наиболее интересным?
- Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
- Каковы ваши ощущения от выполненной работы (удовлетворены или нет)?
- Замечания, предложения.
- Выступление гостей.
IV. Оценочный лист.
Защита и представление проектов
№ группы | Соответствие теме | Эстетический вид, дизайн | Творческий подход, оригинальность | Музыкальное сопровождение | Общее количество баллов |
max 5 | max 10 | max 10 | max 5 | ||
Члены комиссии: ___________
Комментарии, пожелания, замечания:______________
V. Подведение итогов
Преподаватель.
Подведем итоги нашей работы. Мы посмотрели три проекта. Все участники показали высокий уровень знаний. Особенно хочется отменить работу издательства “Лира”. Найти материал о личной жизни Н. Некрасова было очень сложно, но команды преодолели все трудности, и нашли интересный материал, который можно использовать на уроках литературы по творчеству Н.А. Некрасова.
Сегодня мы узнали, что стихи Н.Некрасова посвящены, действительно разным женщинам, познакомились даже с их именами, большое спасибо издательству “Лира”.
Благодаря исследовательской работе издательства “Эксмо+” мы можем ответить почему любовь у Тютчева “и блаженство, и безнадежность”, напряженное, трагическое чувство, несущее человеку страдания и счастье, “поединок роковой” двух сердец.
Издательство “Классики” дает нам объяснение, почему все больше тревоги, смятения и боли появляется в любовных стихах Фета.
Во всех работах, представленных на презентации, ребята показали умение пользоваться различными источниками информации, обобщать и анализировать материал, хорошее знание информационных технологий. Хочется отметить, что никто из участников не отнесся к работе равнодушно. Всем спасибо! Удачи!