Урок "Анализ поэмы А.А.Блока "Соловьиный сад"

Разделы: Литература


На доске:

  • "В поэме "Соловьиный сад" подведен своеобразный итог размышлениям Блока и о жизни и о самом себе". (Л. Тимофеев)
  • "Соловьиный сад" - сложное и насыщенное иносказание, поэма в отвлеченных формах решающая важнейшие вопросы жизни и искусства, проблему взаимоотношений художника и общества. Эти вопросы являются тем художественным стержнем, вокруг которого развивается действие поэмы, ее сложный романтический сюжет" (Л. Долгополов ).
  • "И наконец, увидишь ты, что счастья и не надо было"
  • "Я всегда думал о правде больше, чем о счастье".

Ход урока

Учитель: Кому могут принадлежать слова о счастье? (Вопросы счастья в своих произведениях ставили М. Горький, А.П. Чехов) Эти слова принадлежат А. А. Блоку, автору поэмы "Соловьиный сад". Что можно сказать о человеке, так решавшем для себя вопрос счастья? Вопрос о счастье - один из вопросов, которые ставит А. Блок в поэме "Соловьиный сад"

Обращение к высказываниям критиков о поэме.

ПРОБЛЕМА: Кто из исследователей наиболее точно по вашему мнению , оценил поэму? (Ответ должны сформулировать в конце урока). Учитель: Стихотворения А. Блока очень точно датированы (1 ноября 1907 года, 6 окт. 1909 г., 12 дек. 1913 г.). Поэма "Соловьиный сад" была написана 6 января - 14 октября 1915 г.

Что это было за время для поэта? (Особенно тревожное, остро ощущал противоречия жизни. Шла Первая Мировая война. 8 сентября 1914 г. Блок сказал: "Мы дети страшных лет России")

Кто из писателей в это же время создает произведение содержащее раздумье о судьбе цивилизации? (И. Бунин "Господин из Сан-Франциско")

Как воспринимается так точно датированное произведение? (Поскольку в основе каждого лирического произведения лежит движение чувства, мы можем воспринимать поэму как исповедь, дневник) Поэма невелика по объему. Но сложна по форме и содержанию.

Как построено произведение? (Поэма состоит из 7 глав.)

Почему? В чем символическое значение этого числа? (Согласно библейской легенде Бог создал мир за 7 дней, 6 из них человек должен трудиться, а седьмой - отдыхать)

Комментированное чтение. 1 глава.

Кто герой поэмы? Чем он занят? (Герой - "бедняк обездоленный, вместе с осликом перетаскивает камни с морского берега к железной дороге)

Какой это труд? (Изнурительный)

Какова его дорога? (Прозаична, трудна)

Перед нами поэт рисует пейзаж. Каков его характер? Реалистический или символический? Как понимаете этот символ? (Сад - сад грез, мечтаний, дорога - дорога жизни)

По какому принципу построен пейзаж? (По принципу антитезы. Показан реалистический пейзаж и романтический пейзаж, но в том и другом случае это символический пейзаж.)

Выпишите слова, относящиеся к реалистическому пейзажу. ("Осел усталый", "на мохнатой спине", "до железной дороги"," волосатые ноги", "кричать".)

Найдите слова, относящиеся к романтическому пейзажу. ("Сад прохладный","роз свисают цветы", "напев соловьиный", "шепчут ручьи и листья")

Обсуждение иллюстраций, размещенных на доске (Пейзажи романтические и реалистические)

В живописи 20 века прекрасные символистские пейзажи создал М. Врубель. Послушаем небольшой рассказ о художнике.

Где находится этот сад грез? Опишите его. (Сад находится у самой дороги. Поэт, говоря о нем, использует эпитет "таинственный",называет его садом "цветов и прохлады", из него доносится прекрасная песня)

Сад окутан синей мглой. Случайно ли это? (Блок - поэт- символист, для него синий цвет - цвет возвышенной мечты о высокой звездной любви)

В каких произведениях Блока синий цвет является символом высокой мечты? (Стихотворениях)

Обольстительность этой мечты показана во 2 главе. ("Каждый вечер...") Перекличку с какими из ранних стихотворений Блока слышим? (Автор использует реминисценцию из стихотворения "Незнакомка")

- В толковом словаре уточним значение слова "реминисценция".

(Реминисценция :

1. Смутное воспоминание, явление , наводящее на сопоставление с чем-либо;

2. Отзвук иного произведения в поэзии ,музыке и др.)

- Почему похожа лексика? (Символика света и тени : синий сумрак и белое платье)

Анализ 3 главы.

Что испытывает лирический герой, каждый день проходя мимо таинственного сада? (Он захвачен мучительной борьбой, которая происходит в его душе . Он испытывает безысходное томление, не в силах противится соблазнам соловьиного сада. Он мучается мыслью: "наказанье ли ждет иль награда...")

Как автор показывает несостоятельность "синей мечты"? (Эпитет "синяя" в сочетании со словом "муть" говорит о невозможности ее осуществления)

И все-таки герой "уклоняется от пути", заходит в соловьиный сад. - Оправдались ли его ожидания? (Мечта оказалась нищей по сравнению с упоительным счастье земной любви)

Но почему же тогда его "оглушили соловьи"? На что похожа жизнь в соловьином саду? (Она похожа на сон, на забытье. Лирический герой не чувствует жизни)

Счастлив ли герой? Если несчастлив. То почему? (Герой не счастлив. Прошлая жизнь не отпускает его. За стеной сада рокочет житейское море.)

Какое видение возникает перед глазами героя? ("Вдруг - виденье: большая дорога и усталая поступь осла")

Поему же герой покидает соловьиный сад? (Наступает пробуждение )

Рассвет, который видит герой, "мглистый", почему? Почему рокот прибоя превратился в рычанье? (Поэт хочет сказать, что мир таков, что быть в нем счастливым, значит, уклониться от пути. Счастье в мире "дольнего горя" - преступление, за которое следует наказание. Нравственно невозможно жить за оградой соловьиного сада. так как, вырвавшись из нее, еще тяжелее ощущается кремнистость своего пути).

В 7 главе происходит развязка. Почему герой, возвратившись, не находит хижины? Осла? Почему заржавел его лом? (Человек нарушил завет, данный свыше: в поте лица добывать хлеб насущный, идти по каменистому пути жизни. За это он наказан.)

Учитель: Это одно из возможных прочтений поэмы. Поэзию нельзя перевести на язык логической прозы. Смысл поэмы, поэтому, воспринимаем по-разному.

- В чем же многозначность поэмы? Возможны следующие толкования :

Отношение А. Блока к жизни, к своему долгу человека и поэта.

Это поэма о поэзии и ее отношении к жизни.

"Соловьиный сад" - произведение о смысле человеческой жизни.

Подведение итогов урока.

Какое же высказывание о поэме вам кажется наиболее точным? Почему?

Дом. Задание.

Написать ответ на вопрос: "Какое значение поэмы вам ближе? Почему?