Цели урока:
- Жанровые особенности произведения;
- Повторение знаний о классицизме как направлении в искусстве;
- Дать представление об эпохе, отраженной в комедии;
- Анализ списка действующих лиц.
Оборудование:
- Портрет А.С. Грибоедова работы И.Крамского (1873 г.);
- Театральная афиша;
- Высказывания о комедии, написанные на листах ватмана;
- Детский рисунок, изображающий дворянскую усадьбу начала XIX в;
- Рисунки, изображающие мужской и женский костюм того времени.
1. Опрос.
Используя сложный план, составленный на первом уроке в ходе лекции учителя по биографии А.С.грибоедова, ученики отвечают на вопрос:
- Что в личности А.С.Грибоедова кажется вам необычным?
Работа А.С.Грибоедова над комедией “Горе от ума” (Устный ответ ученика, дополнение класса, рецензирование ответа.)
2. Работа по афише в группах.
Ученики рассматривают афишу. Вопросы, которые могут возникнуть в ходе ее рассмотрения, фиксируются прямо на раздаточном материале. Некоторые вопросы должен задать учитель. Дать определение:
- Комедия как жанр драматического произведения.
- Сатира.
Учащиеся обращают внимание на различие названий произведения на афише и книгах, которые лежат на партах.
В чем смысл первоначального названия? Как изменяется этот смысл? ( Горе (кому?) уму. Горе умному человеку? Кто этот умный человек?
Горе от ума. Во втором названии ученики уловили причинно-следственное значение.)
Поставлена проблема “ума”, которую ученики будут решать в ходе работы над комедией.
Учащиеся ставят проблемные вопросы. Не все они рассматриваются на втором уроке. Работа по афише будет продолжаться на протяжении ряда уроков. Поставленный вопрос может стать темой следующего урока или вопросом самостоятельной работы.
Учитель.
Какие комедии до Грибоедова, известные ученикам, были поставлены на сцене театра? (Могут вспомнить комедию Д.Фонвизина “Недоросль”)
Какое направление искусства было господствующим в театре начала XIX века? (Классицизм).
Ученики, основываясь на знания, под руководством учителя начинают заполнять первую колонку таблицы:
Традиции. Правила классицизма | Новаторство Реализм |
Правила трех единств: места, времени, действия. | |
Не допускается смешение жанров. | |
Прием “говорящих” фамилий. | |
Герои четко делятся на положительных и отрицательных. | |
В основе комедии – любовный конфликт. | |
Конфликт разрешается счастливо. Порок наказан. | |
Существует герой-резонер, который высказывает авторские взгляды |
3. После того, как рассмотрен теоретический материал, уместно начать работу над персонажами комедии.
а) Ученики замечают, что автор использует прием “говорящих” фамилий и имен. (Делаются нужные пометки на афише.)
Молчалин – бессловесный.
Скалозуб – человек с оскалом.
Тугоуховский – тугой на ухо.
Хрюмины – связано с раздражающим хрюканьем.
Репетилов – (от фр. Repeter) – повторяющий чужое мнение.
Хлестова – (от старинного – хлестка, то есть хлещущая, резкая).
Софья – мудрость.
Фамусов – молва.
Когда речь пойдет о Чацком, учитель расскажет о П.Я. Чаадаеве – прототипе главного героя комедии.
б) Анализ социального состава персонажей, положение в обществе.
Учитель.
Почему не определено социальное положение Чацкого? (Вопрос фиксируется, но ответа на этом уроке не подразумевает.)
в) На какие группы можно разделить персонажи комедии? Объединить фигурной скобкой, объяснить. (Это возможно, если ученики знакомы с содержанием комедии). Может возникнуть несколько вариантов.
Первый вариант.
Первая группа. Живут в доме Фамусова.
- Фамусов,
- Софья,
- Лизанька,
- Молчалин.
Вторая группа. Приходят в гости.
- Чацкий,
- Скалозуб,
- Др. персонажи.
Второй вариант.
Первая группа
- Чацкий.
Вторая группа
- Все остальные персонажи.
Третий вариант.
Семья, прислуга.
- Софья,
- Фамусов,
- Лизанька.
Женихи.
- Чацкий
- Скалозуб
- Молчалин
Гости.
- Другие персонажи.
г) Учитель обращает внимание учащихся на список действующих лиц. Фамилии гостей в списке даются в порядке появления их в доме Фамусова.
д) Работа над высказываниями.
“В моей комедии 25 глупцов на 1 здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.
А.С. Грибоедов
“В группе двадцати лиц отразилась как луч света в капле воды вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы”.
И.А.Гончаров “Мильон терзаний”
“…комедия “Горе от ума есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно жгучая сатира, и вместе с тем комедия…”
И.А. Гончаров
(Последнее высказывание может послужить выводом данного урока.)
е) Указать на внесценические персонажи, можно сразу ввести определение, которое фиксируется на афише. (Персонажи, которые не появляются в комедии, о них говорят другие.)
ж) Учитель обращает внимание учащихся на условные персонажи Г.N. и Г. D.
– Зачем нужна эта условность?
4. Место действие комедии. (Москва, дом Фамусова)
Рис.1. Москва, дом Фамусова
а) Заочная экскурсия по барскому дому начала XIX века. (Использовать иллюстративный материал или рисунок хорошо рисующего ученика). Экскурсию может провести подготовленный ученик. Использовать материал книги М.О.Гершензон “Грибоедовская Москва”.
Рис. 2 | Рис. 3 |
б) Дворянская мода начала XIX века (о моде рассказывает ученик, показывая на рисунках детали одежды).
Домашнее задание:
1. Прочитать действие 1.
2. Ответить на вопросы:
- Какие ситуации 1 действия вызывают смех, свидетельствуя о том, что перед нами комедия?
- Чем живет дом Фамусова?
- Какие эпизоды подготавливают появление Чацкого? Каково его настроение?
3. Вспомнить определение экспозиции и завязки действия.