Цель:
- формировать представление о речевой ситуации;
- тренировать в использовании этикетных слов в различных ситуациях общения;
- воспитывать бережное отношение к слову;
- формировать устойчивый интерес к изучению русского языка.
Средства обучения: мультимедийный проектор, ПК.
Сказка С.Маршака “Двенадцать месяцев”, этимологический словарь.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово, сообщение цели, задач.
II. У. В русском языке есть особая группа слов, которые помогают установить доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными.
Это слова:
– Приветствия
(добрый день, привет, здравствуй);
– прощания (всего доброго, желаю удачи, до свидания);
– просьбы (будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас);
– благодарности (спасибо, благодарю вас);
– извинения (извините, не сердитесь).
Происхождение слова ЭТИКЕТ от фр. Etiguette “ярлык на чем– либо”, “этикетка” – правила поведения.
У. Чем чаще, к месту и искренне употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие!
У. Ребята, этикетные слова родились не сегодня, а пришли к нам из древности. Может кто – то знает, как образовались эти слов?
Здравствуйте – желание здоровья.
Спасибо – спаси бог.
Благодарю – благо дарю.
Пожалуйста – пожалей меня.
Извините – изгнание вины, из – древнерусский предлог.
III. У. Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы и разъясните стоящие за ними правила речевого поведения.
- Сердечное слово до сердца доход_ т.
- Слово не вор_ бей, вылетит – не поймаешь.
- К_ ня на в_ жжах не удержишь, а слова с языка не в_ ротишь.
- Малое слово б_ льшую обиду творит.
- Кр_ сно поле пш _ном. а речь – слушаньем.
- Приветливое слово и ж _лезную дверь отопрет.
- Ласковое слово гнев поб_ ждает.
Сформулируйте и запишите правила речевого поведения, выраженные в пословицах.
Вывод: Сначала подумай, а потом говори; умей слушать.
Речевая ситуация.
У. В самом деле, чтобы возникла речь, должен появиться кто – говорящий. Он говорит кому, – рассчитывая на адресата. Должна быть и тема беседы – о чём. Речевое общение происходит в пространстве и времени – где, когда. Наконец, должен быть мотив речевого действия – почему и цель – зачем.
Этикетные слова используются в зависимости от того, как мы отвечаем на все эти вопросы. Одного мы поприветствуем словом привет, другого – здравствуй. К кому – то обратимся – Здравствуйте! В русском языке есть ещё немало слов, которые подходят для этой цели: Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так рад вам! Доброе утро! Добрый вечер! Привет! Лёгок на помине! Приветствую вас! Моё почтение! Салют! Доброго здоровьица! Здравия желаю!
Речевую ситуацию можно представить в виде схемы – рисунка:
Кто? – Кому? – О чем? – Где? – Когда? – Почему? – Зачем?
IV. У. Язык и литература. Найдите этикетные слова в сказке С. Я. Маршака “Двенадцать месяцев”
– Кто их произносит?
– Как они характеризуют этого героя?
V. Физкультминутка. Необычная зарядка русского языка.
У. Я называю слово, а вы определяете, какая это часть речи.
Для головы.
Существительное – влево.
Прилагательное – вправо.
Глагол – вперед.
Для рук.
Существительное – левая рука вверх.
Прилагательное – правая рука вверх.
Глагол – вперед обе руки.
VI. Сценка. (У врача.)
Доктор: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же не здороваетесь, молодой человек?
Вася: Чаво!
Доктор: На что вы жалуетесь?
Вася: Прихворнул я, что – то горло дерет, бащка болит.
Доктор: Температуру измеряли?
Вася: Да я градусник вчера кокнул!
Доктор: А как же лечились вчера, например?
Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Доктор: Да... Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык. Его срочно нужно лечить.
У. Какие слова, по – вашему, совершенно неуместны в данной речевой ситуации? Объясните почему? Какими синонимами их лучше заменить?
Какое чувство вызывает у вас речь мальчика?
VII. У. Этикетные слова есть, конечно, в каждом языке. Расскажите, какие этикетные слова и выражения используются в том языке, который вы изучаете в школе. В какой речевой ситуации они применяются?
А в других языках?
Немецкий – Гутен так – Ауфидерзейн
Англ. – Хай! Хеллоу! – Гуд! Бай!
Французский – Бон Жур! – Аревуар!
Итальянский – Чао! – Арнведерче!
Японский – Конитева! – Саё пара!
VIII. Разыграйте сценку “В автобусе”. Проследите, умеете ли вы и ваши одноклассники пользоваться этикетными словами для выражения просьбы.
IX. Вспомните, какие этикетные слова вы используете в речевой ситуации приветствия,, обращаясь ко взрослым (родителям, учителям, соседям).
По рядам:
I ряд – родителям,
II ряд –
учителям,
III ряд – соседям.
Запишите эти слова, продумайте, чем объясняется выбор каждого из них.
X. Есть еще и неречевой этикет. Между речевым и неречевым этикетом существует прямая связь. Речь в таких случаях может сопровождаться соответствующими жестами.
Так, естественно, если человек, который встретил друга после долгой разлуки, скажет: “Здравствуй, дорогой!” – распахнет руки, чтобы обняться.
Нередко жесты заменяют словесные формулы. Например, здороваясь, двое молодых мужчин молча пожимают руки друг другу руки. Или двое пожилых, проходя мимо друг друга, кланяются и приподнимают шляпы.
Ситуации:
– Провожая подругу, которая побежала к автобусу и вошла в него, девушка помахала ей рукой.
XI. Стихотворение французского поэта Робера Десноса.
черепаха,Я –
Поэтому ясно.
Что я и умна,
И собою прекрасна.
А то, что. как ласточка,
Я не крылата.
Так в этом не я,
А судьба виновата.
Но быть недовольной
Своею судьбой
Не значит ведь быть
Недовольной собой.
У. В одном предложении сформулируйте ответ на вопрос: О чем рассуждает черепаха? “Она хвалит себя, она довольна собой. Может быть, нам нужно себе говорить: “Молодец!”
(Нужно всегда сохранять присутствие духа, не отчаиваться, подбадривать себя.)
Этикетные слова есть смысл жизни. Чем больше мы говорим хорошего, тем лучше и для нас.
– Ребята, а вы довольны собой сегодня?
Спасибо за урок!