Турнир знатоков литературы

Разделы: Литература


Цели урока: проверить знание текстов произведений, привить любовь и интерес к изучению литературы, повторить полученные на уроках литературы знания.

Оборудование: ребусы, кроссворды, карточки с заданиями.

Предварительная подготовка: класс делится на две команды, выбираются капитаны, готовятся эмблемы, девизы и приветствия.

Ход урока

I. Вступительное слово

– Сегодня у нас необычный урок. Мы определим: кто из вас внимательнее читал литературные произведения? Кто настоящий знаток литературы? Итак, турнир знатоков литературы объявляется открытым.

II. Основная часть

Приветствие команд

Задание.

Команды представляют свое название, девиз, эмблемы. За этот конкурс максимальное количество баллов – 5.

Конкурс “Разгадай-ка”

Задание.

Командам необходимо разгадать ребусы. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла.

Ответы:

  1. Бородино Рисунок 1.
  2. Ревизор Рисунок 2.
  3. Время всему научит Рисунок 3.
  4. Земля народом сильна Рисунок 4.

Конкурс “Узнай героя по монологу”

Задание.

Командам необходимо узнать по монологу персонажа, который говорит эти слова, автора и название произведения. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла. Первый вариант проведения конкурсов: учитель читает отрывки, а та команда, которая быстро и правильно отвечает, получает баллы. Второй вариант: учитель раздает командам по две карточки, а ребята зачитывают их и отвечают на поставленные вопросы.

Монологи:

  1. – Мама, не бойся ничего! Ничего не бойся! Я пью, я уже три стакана выпил. Мама, это пустяки, вот смотри, все головки остались в стакане. Я знаю, сколько их было… Я знаю… Раз, два, три…
  2. <…>

    – Четырнадцать! Все! Больше не было, – я ничего не выпил… Я еще один стакан выпью молока.

    (Тёма, Н.Г. Гарин-Михайловский, “Детство Тёмы”).

  3. – А я тебе говорю, что это сущая правда. Они просто сидят, развалившись на своем троне. Ну понятно, если война случиться, тогда другое дело – на войну-то всякий король должен идти. А вот в мирное время нет больших лодырей, чем короли. Иной раз со скуки они прикажут, пожалуй, разогнать парламент или отрубить там пару голов, но главным образом они слоняются без всякого дела да суют нос в чужие… Тише! Ты ничего не слышишь?
  4. (Гек, Марк Твен, “Приключения Гекльберри Финна”).

  5. – Сами вы противный, невоспитанный, гадкий и вульгарный, а что до честности, так вы сами знаете, кто таскал у меня из ящика краски, чтобы рисовать это дурацкое пятно. Сперва вы забрали все красные краски, даже киноварь, и я не могла больше рисовать закаты, потом взяли изумрудную зелень и желтый хром; и напоследок у меня остались только индиго и белила, и мне пришлось рисовать только лунные пейзажи, а это навевает тоску, да и рисовать очень трудно
  6. (Вирджиния, Оскар Уайльд “Кентервильское приведение”).

  7. – Послушай-ка, мальчик, я терпеть не могу детей. Нынче, правда, модно с вами носиться, весь мир только бы и делал, что развлекал вас, – но меня увольте! Для меня все дети крикуны и мучители, которые все ломают, пачкают книги повидлом и вырывают страницы; им наплевать, что они добавляют взрослым забот. Все это я тебе говорю затем, чтобы ты сразу понял: детских книг у меня нет, а другие я тебе не продам. Так, что я надеюсь, что мы с тобой объяснились!

(Карл Конрад Кореандр, Михаэль Эндэ, “Бесконечная книга”)

Конкурс “Великие сыщики”

Задание.

Командам необходимо по описанию портрета литературного персонажа назвать героя, а также произведение, в котором он фигурирует, и автора. За каждый правильный ответ команда получает 3 балла.

  1. “…толстый мальчик лет десяти или одиннадцати. Мокрые волосы прилипли ко лбу, с пальто капало, на плече висела школьная сумка”.
  2. (Бастиан Балтазар Букс, Михаэль Эндэ, “Бесконечная книга”).

  3. “ В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно”.
  4. (Машутка Мерцалова, А.И.Куприн, “Чудесный доктор”).

  5. “… с загорелым спокойным лицом. Прямой черный палаш висел у него на лакированном поясе. Черные ленточки с бронзовыми якорями развевались от тихого ветра. Он был весь в черном. Только яркое золото нашивок оттеняло его строгую форму”.
  6. (Гардемарин, К.Г.Паустовский, “Повесть о жизни”).

  7. “… смотрит на маленький, болтающийся в воздухе порыжевший сапог…, на лопнувшую кожу этого сапога, смотрит на едва выглядывающий, засаленный, покрытый перхотью форменный воротничок; смотрит в его добрые светящиеся глаза и слушает, и чувствует, что любит он…, так любит, так жалко ему почему-то этого маленького бедно одетого мальчика…”

(Иванов, Н.Г. Гарин-Михайловский, “Детство Тёмы”)

Конкурс “Географический”

Этот конкурс состоит из двух заданий.

Задание 1.

Узнайте произведение и автора по месту действия, описываемого в отрывке. По 3 балла за правильный ответ.

  1. “Сперва, если глядеть на воду, видна только какая-то темная линия – это леса на той стороне реки, – ничего больше не разберешь. Потом появляется, растет, река, тоже светлеет, из черной превращается в сероватую. Вдали виднеются темные точки – это торговые барки-плоскодонки и тому подобные суда или длинные черные полоски – это плоты”.
  2. (Марк Твен, “Приключения Гекльберри Финна”).

  3. “Геленджик был когда-то очень пыльным и жарким городом без всякой растительности. Вся зелень на много километров вокруг была уничтожена жестокими новороссийскими ветрами – норд-остами. Только колючие кусты держи-дерева и чахлая акация с желтыми сухими цветочками росли в палисадниках”.
  4. (К.Г.Паустовский, “Повесть о жизни”, глава “Как выглядит рай”)

  5. “Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом лица нарядных дам – остались позади. Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные неосвещенные косогоры… Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком”.
  6. (А.И.Куприн, “Чудесный доктор”).

  7. “Мои родители жили в Севастополе, чего я никак не мог понять в то время: как можно было жить в Севастополе, когда существуют Филиппинские острова, южный берег Африки, пограничные города Мексики, громадные прерии Северной Америки, мыс Доброй Надежды, реки Оранжевая, Амазонка, Миссисипи и Замбези?”

(А.Т.Аверченко, “Смерть африканского охотника”)

Задание 2.

Какие улицы переулки, площади нашего города названы в честь поэтов и писателей?

Первый вариант: команды по очереди называют улицы, площади, переулки города которые названы в честь поэтов и писателей. Та команда, которая не может назвать улицу, проигрывает. Выигравшая команда получает 6 баллов. Второй вариант: команды на листочках записывают названия и отдают жюри, где жюри за каждый правильный ответ начисляет по 1 баллу, а за каждый неправильный отнимает 1 балл.

(Ответы для города Темрюка, Краснодарского края: улицы им. Шевченко, Горького, Гоголя, Маяковского, Ломоносова, Островского, Герцена, Некрасова, Грибоедова, Пушкина, Чернышевского, пер. Толстого, пер. Белинского).

Конкурс “Литературное лото”

Задание.

Каждая команда получает набор разрезанных карточек, которые приведены ниже в таблице. Необходимо напротив персонажа поставить карточку с произведением и автором, в котором этот персонаж фигурирует. Та команда, которая выполнит это задание быстро и правильно получает 6 баллов.

Персонаж

Произведение, автор

Данилов

Н.Г. Гарин-Михайловский,

“Детство Тёмы”

Джим

Марк Твен,

“Приключения Гекльберри Финна”

Моряк Пенкроф

Жюль Верн,

“Таинственный остров”

Мистер Отис

Оскар Уайльд,

“Кентервильское приведение”

Бастиан Балтизар Букс

Михаэль Эндэ,

“Бесконечная книга”

Индеец Ва-пити

А.Т. Аверченко,

“Смерть африканского охотника”

Григорий Емельянович Мерцалов

А.И. Куприн,

“Чудесный доктор”

Анастас

К.Г.Паустовский,

“Повесть о жизни”

Конкурс “Комната забытых вещей”

Задание.

- Вчера приходили в гости герои произведений, они забыли свои вещи. Давайте вернем эти предметы героям. Без вашей помощи не обойтись. Помогите определить из какого произведения эти вещи.

Учитель достает из красочно оформленной коробочки или мешочка вещи, а команды угадывают произведение и автора. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла.

Список вещей:

  • Толстая книга с красивым переплетом, с изображением двух змей, заглатывающих хвосты друг друга и образующих круг – Михаэль Эндэ, “Бесконечная книга”.
  • Письмо от Мерцалова барину – А.И.Куприн, “Чудесный доктор”.
  • Книга Майн Рида – А.Аверченко, “Смерь африканского охотника”.
  • Пузырек машинного масла “Восходящее солнце демократической партии” – Оскар Уайльд, “Кентервильское приведение”.
  • Иголка – Н.Г. Гарин-Михайловский, “Детство Тёмы”.

Конкурс “Литературоведческий блиц-турнир”

Задание.

Дается определение литературоведческого термина, необходимо назвать сам термин. Команда, правильно и быстро назвавшая ответ, получает по 2 балла.

  • Сочетание слов, имеющих противоположное значение (Антонимы).
  • Художественное преувеличение (Гипербола).
  • Момент наибольшего напряжения в развитии действия (Кульминация).
  • Художественное преуменьшение (Литота).
  • Дословная выдержка из какого-либо произведения или речи (Цитата).
  • Добрая форма насмешки (Юмор).

Конкурс Капитанов.

Конкурс капитанов состоит из двух заданий.

Задание 1.

Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов. Капитан получает по 2 балла за отгаданный его командой фразеологизм.

Карточка 1 Карточка 2
Втирать очки.

Брать быка за рога.

Вертеться как белка в колесе.

Волосы стали дыбом.

Валяться в ногах

Брать за горло.

Задание 2.

Решить кроссворд. По одному баллу за правильный ответ.

(Версия для печати Приложение 2).

Вопросы к кроссворду:

  1. Автор рассказа “Смерть африканского охотника”.
  2. Северо-восточный ветер.
  3. Длинный многомерный экипаж, а также инструмент для проведения прямых линий.
  4. Построение художественного произведения.
  5. Воспитанник морского кадетского корпуса.
  6. Легкий корабль, предназначенный для разведки и выполнения вспомогательных задач.
  7. Автор книги “Приключения Гекльберри Финна”.

Ответы: 1. Аверченко; 2. Норд-ост; 3. Линейка; 4. Композиция; 5. Гардемарин; 6. Корвет; 7. Твен; по вертикали получается слово анекдот.

Конкурс болельщиков.

Во время того, как капитаны выполняют второе задание, команды участвуют в конкурсе болельщиков.

Задание 1.

Команды отгадывают загадки. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Загадки:

  1. У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно (Руки, пальцы).
  2. Четыре братца бегут, друг друга не догонят (Колеса).
  3. Четыре братца под одной крышей стоят (Стол).
  4. Посреди двора – золотая голова (Подсолнух).
  5. День прибывает, а он убывает (Календарь).
  6. Стоят два кола, на кольях – бочка, на бочке – кочка, а на кочке – дремучий лес. (Человек).

Задание 2.

Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят имена числительные. Назовите авторов. За каждый правильный ответ 1 балл.

Ответы: “Три толстяка” Ю.Олеша, “Три мушкетера” А.Дюма, “Три медведя” Л.Толстой, “Четыре танкиста и собака” Я.Пшимановский, “Семнадцать мгновений весны” Ю.Семенов, “Двенадцать стульев” И.Ильф и Е.Петров, “Тысяча и одна ночь” арабские народные сказки, “Двадцать тысяч лье под водой” Ж.Верн, “Петр I” А.Толстой, “Два капитана” В.Каверин и др.

III. Подведение итогов. Награждение победителей

Каждая команда награждается грамотой, отмечаются наиболее активные участники команд.

Приложение 2

Список литературы

  1. Предметная неделя литературы в школе/ Н.И.Ильина. – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 256с.
  2. Головоломки/ составитель Е.Иванченко – Харьков.: Книжный клуб “Клуб семейного досуга”, 2007. – 240с.