"У войны не детское лицо"

Разделы: Литература

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: Дети и война


Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.

Роберт Рождественский

В памятное тревожное утро 22 июня 1941 г., когда советскую границу нарушили первые залпы орудий, рев танков со свастикой на броне, во весь рост, лицом к лицу с вероломно напавшим врагом встал народ на великий подвиг – защиту своего Отечества.

Испокон веков на войну уходили мужчины; жен, детей оставляли дома. Но июнь 1941 года поднял на защиту страны весь наш народ: от мала до велика.

Война обрушилась на детей так же, как на взрослых, - бомбами, голодом, холодом, разлуками. Дети в ту суровую пору были не только жертвами – они становились и воинами. Еще не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными золотых звезд героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждениях никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Да потому, что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью “в масштабах детского возраста”: она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришла война. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Их пытали, убивали, расстреливали, сжигали.

Утром 22 июня 1941 года на одной из брестских улиц лежала убитая девочка с незаплетенными косичками и ее кукла. Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда.

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька,
На детском личике заметней
Большая нежная тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

Вдруг сразу словно ветер свежий
Пройдет по детскому лицу,
И, оживленная надеждой,
Она бросается к бойцу,
Защиты ищет у него:
- Убей их всех до одного!

Агния Барто

Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что могли понять, увидеть, запомнить дети, которые прошли через войну?

Многое!

Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их.

“…осталась на угольках одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…”. (Аня Точицкая, 5 лет).

“ Как отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: “Сына уведите…Сына уведите, чтобы не смотрел…”. (Саша Хвалей, 7 лет).

Еще они могут рассказать, как умирали от страха и голода. Как убегали на фронт.

“…Боялся, что война без меня кончится. А она была такая длинная…”. (Костя Илькевич, 10 лет).

“Мам, - прошу, - пусти на войну” - “Не пущу!”.

- “Тогда я сам пойду!”.

“Направили меня в Тамбовское суворовское училище. А до войны успел окончить только три класса и диктант в училище написал на единицу. Испугался и удрал на фронт”. (Сын полка Валя Дончин, 10 лет).

Дети войны помнят многое.…Как, только встав на ящик, дотягивались до станков и в 10-12 лет работали по 12 часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что “я забыл за четыре года, что это такое – белый батон” (Саша Новиков, 10 лет). Когда уходила воспитательница из детдома, а они хором просили: “Папку найдите…”. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас у них еще трудно спросить о маме.

Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Многие мальчишки и девчонки отдали свое детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадками, смехом, играми, праздниками. Отдали, чтобы земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начинаться с книг и тетрадей, игр и праздников.

А мы не стали память перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда.
Была земля и жесткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.

Литература:

1. Алексиевич С.А. Последние свидетели: Соло для детского голоса.- М.: Время, 2013.

2. Журнал “Дружба народов” №5, 1985.