Уильям Шекспир. Писатель и его время. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цель урока: Дать представление об эпохе Возрождения, познакомить с биографией У.Шекспира; затронуть “шекспировский вопрос”.

Задачи урока:

Образовательная: выступать с сообщением перед одноклассниками; умение отбирать материал./

Развивающая: развивать речь учащихся, мышление.

Воспитывающая: пробудить интерес к зарубежной литературе.

Здоровьесберегающая: заботиться о сохранении здоровья учащихся.

Методические приемы: комментарии учителя, сообщения учеников, беседа, викторина.

Оборудование: мультимедийный проектор, портрет Шекспира, презентация к уроку.

Эпиграф к уроку:

Непостижимое слово человек
И как постичь столь странное явленье?
Пожалуй, сам он знает меньше всех
Своих земных путей предназначенье.

Джордж Байрон

1. Организационный. (1)

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Запись темы урока, знакомство с эпиграфом. Постановка цели. (2)

Чтение сонета 48 учащимся.

Заботливо готовясь в дальний путь,
Я безделушки запер на замок,
Чтоб на мое богатство посягнуть
Незваный гость какой-нибудь не мог.
А ты, кого мне больше жизни жаль,
Пред кем и золото - блестящий сор,
Моя утеха и моя печаль,
Тебя любой похитить может вор.
В каком ларце таить мне божество,
Чтоб сохранить навеки взаперти?
Где, как не в тайне сердца моего,
Откуда ты всегда вольна уйти.
Боюсь, и там нельзя укрыть алмаз,
Приманчивый для самых честных глаз!

Слово учителя.

Эти строки принадлежат великому английскому драматургу эпохи Возрождения Уильяму Шекспиру, который вобрал в себя все сколько-нибудь значительное из великой эпохи человечества и сумел облечь мысли, верования, борьбу своего времени в образы немеркнущей силы, отлить жизнь общества и человека в такие художественно обобщенные типы, что его произведения продолжают жить и удивлять нас, читателей.

Чтобы понять сложный мир писателя, поэта, драматурга, надо обратиться к эпохе, в которой он жил и творил.

 3. Сообщения учеников об Эпохе Возрождения. (5)

- Мы знакомы с понятием “эпоха Возрождения по урокам МХК? Вспомните, что нам известно об этой эпохе? (Почему названа эпохой Возрождения? Какое еще название носит эта эпоха? С какой европейской страной связана эпоха?)

Первый ученик:

Что такое Возрождение?

Эпоха Возрождения — это время подъема многих европейских стран, которое охватывает два века — ХV и ХVI. В ту пору стремительно росли города, развивалась торговля, купцы отправляли свои корабли в далекие плавания. Появились люди, не желавшие соглашаться с тем, что жизнь на земле не должна интересовать человека, что радость и блаженство достижимы только после смерти. Этих людей называли гуманистами. Благодаря их деятельности были найдены, сохранены, изучены, возрождены произведения искусства и идеи античности. Отсюда и происходит слово “Возрождение”. Но вскоре это слово стало обозначать не только возрождение старых, но и рождение новых культурных ценностей. Эпоха Возрождения стала временем нового, невиданного расцвета литературы и искусства. Одна из величайших гуманистических идей эпохи нашла свое выражение в словах принца Гамлета — героя пьесы Шекспира: “Что за великое созданье — человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностями! В обличии и движениях как выразителен и чуден! Краса вселенной! Венец всего живущего!”

4. Англия эпохи Возрождения. (3)

В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже, чем к примеру, в Италии, открывает эпоху английского возрождения Томас Мор (1478–1535), а закрывает Шекспир (1564–1616). Долгий трехвековой итальянского гуманизма в Англии укладывается в рамки одного ХVI века. На мгновение освежив величием человеческого духа, радости открытия и познания мира, пронеслось над страной Возрождение, пронеслось и погасло.

Время это было в Англии трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией, оберегавшей во всей Европе власть католицизма. В Англии более интенсивно, чем где-либо в Европе, складывался капиталистический способ производства. Это был период бурного роста богатства и одновременно широкого распространения нищеты.

5. Английская королева Елизавета. (3)

С эпохой Возрождения в Англии связано имя королевы Елизаветы I. После смерти Марии английская корона перешла к Елизавете I (1558–1603), дочери Генриха XVIII от второго брака, не признанного папой. Елизавета восстановила реформированную церковь. В этом её поддержало большинство дворян и буржуазии. При Елизавете английский абсолютизм достиг вершины своего могущества. При ней была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые 39 статей), которая была принята парламентом в 1571 г.

Слово учители.

Имя английской королевы Елизаветы связано непосредственно и с именем Шекспира.

6. Сравнение портретов Шекспира и королевы Елизаветы I. (5)

Предложение учащимся сначала самим сравнить портреты Шекспира и королевы Елизаветы I.

- Портрет Шекспира сделан с портрета королевы Елизаветы?

Здесь представлены для сравнения два портрета: знаменитый портрет работы Дройсхута (гравюра в первом собрании сочинений Уильяма Шекспира — “Фолио 1623 “) и портрет королевы Елизаветы.

Слово учителя: Джон Бейкер высказывает предположение, что гравюра для Фолио могла быть создана на основе этого, распространенного во времена Шекспира портрета королевы.

Дж. Бейкер подчеркивает наличие на обоих портретах характерной, относительно редкой формы мочки левого уха. На портрете королевы она явно сросшаяся, на гравюре с ликом “Шекспира” этой детали не видно как раз там проходит граница маски с “истинной” головой. Представляется, что нетрудно усмотреть также сходство в форме носа (легкая горбинка на спинке, и в особенности идентичная форма крыльев), линии бровей, в прорисовке правой скулы, высокого открытого лба, глаз и т.д.

Нельзя не отметить и поразительного совпадения на обоих портретах затененных и освещенных мест. Создается впечатление, как если бы при создании обоих портретов источник света располагали в строго одинаковом месте, на одинаковом расстоянии от объекта.. Но все дело в том, что Дройсхут писал портрет “Шекспира” явно же не с натуры.. К тому же, чтобы освещенные места и тени так строго совпадали, у обоих объектов должны быть сходные черты...

 7. Сообщение о У.Шекспире. (7)

Слово учителя:

О Шекспире правды не знает никто, есть лишь легенды, которыми обросли его жизнь и творчество, мнения, догадки, гипотезы, некоторые документы, которые касаются в основном имущественных дел драматурга и его великие произведения. О его театральной деятельности имеются более подробные сведения. О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений, так как в глазах современников он отнюдь не был таким великим человеком, каким его признали последующие поколения. Не случаен и эпиграф, выбранный мною для нашего урока. (прочитать эпиграф: слова Дж.Байрона). Думал ли сам Шекспир, что его творчество переживет века, и мы, живущие в XXI веке, будем изучать его произведения и интересоваться его жизнью.

- А теперь внимательно слушаем сообщение о жизни Шекспира, записываем в тетради основные положения, потому что в конце урока будут предложены вопросы по теме.

Первый ученик:

Фамилия Шекспира когда-то была очень распространена во всей Англии. Этимологическое значение ее - потрясатель (shake) копья (sреаг или sреге). По-русски этому соответствовала бы фамилия Копьев. Фамилия, видимо, указывает на военное происхождение и косвенно как бы подтверждает дворянские притязания отца Шекспира.

Шекспир родился в маленьком провинциальном городке Стратфорте, расположенном на реке Эйвон. Отец Шекспира был состоятельным ремесленником и торговцем. Свое детство Шекспир провел среди простых людей, глубоко усвоив живой народный язык. Начальное образование будущий драматург получил в грамматической школе Стратфорда, где главным предметом изучения были древние языки. Здесь Шекспир усвоил латынь и древнегреческий. На этом его официальное образование закончилось, так как четырнадцатилетнего возраста он был вынужден помогать отцу в делах. Однако Шекспир стал весьма образованным для своего времени человеком, постоянно занимаясь самообразованием, пополняя недостающие знания чтением книг. В возрасте восемнадцати лет Шекспир женился, а через три — четыре года отправился в Лондон в поисках заработка. Его отец к этому времени испытывал серьезные житейские неприятности, лишился денег и почетного положения, которое некоторое время занимал в Стратфорде.

Второй ученик:

В Лондоне Шекспир сменил несколько профессий и только в 1594 окончательно связал свою судьбу с театром. Он вошел в актерское товарищество своего известного земляка, талантливого актера Бёрбеджа.

Труппа именовала себя “Слуги лорда-камергера”. В 1599 году Бёрбедж открывает театр “Глобус”, который стал лучшим среди шести лондонских театров. Успех театра во многом зависел от его репертуара, который создал Шекспир, уже несколько лет увлекающийся литературной деятельностью. Ранние опыты Шекспира были переделкой и “подновлением” уже существующих сюжетов, позднее он перешел к созданию собственных произведений. В труппе Шекспира более ценили как драматурга, а не как актера, хотя на сцене он оставался лет до сорока. В 1612 году Шекспир расстался с театром и вернулся в Стратфорд, где жил до самой смерти. Последние пьесы, написанные Шекспиром для его труппы, относятся к 1612- 1613 годам. После этого драматург замолчал. Исследователи предполагают, что последние четыре года жизни Шекспир болел. Скончался великий драматург в возрасте 52 лет и был похоронен под алтарем храма Святой троицы в родном городе.

Слово учители:

Наследие Шекспира составляет 154 сонета, несколько небольших поэм, стихотворные циклы и 37 пьес.

8. “Шекспировский вопрос”. (8)

Знакомство с наследием Шекспира связано с необходимостью дать ответ на так называемый “шекспировский вопрос”: мог ли столь малообразованный человек, как Уильям Шекспир, был автором великих произведений?

При жизни Шекспира вопрос о его авторстве сомнений не вызывал. Впервые “шекспировский вопрос” прозвучал в конце ХVIII века. В 1772 году сомнение в авторстве Шекспира высказал англичанин Герберт Лоуренс. В ХIХ веке были названы имена возможных создателей произведений, приписывавшихся уроженцу Стратфорда Уильяму Шекспиру. Среди этих имен графы Ретленд, Дерби, Оксфорд, Саутгемптон. Их называли “университетскими умами”. Тогда же авторами пьес Шекспира стали называть английского философа Френсиса Бэкона и английского драматурга Кристофера Марло. Френсис Бэкон (1561–1626) был высокообразованным человеком, выпускником Кембриджского университета, автором философских трудов, в которых он ратовал за восстановление высокого статуса науки. Кристофер Марло (1564–1593)— драматург, предшественник Шекспира, автор трагедий, в которых поставлены важные общественные проблемы войн и феодальных распрей, героики и патриотизма, созданы яркие титанические характеры.

Главный аргумент не верящих в авторство Шекспира состоит в том, что не сохранились рукописи его пьес. Но при этом не учитывается, что написанное им становилось собственностью театра, по его рукописям ставили пьесы. Несколько раз театр “Глобус” горел, во время пожаров погибали декорации, костюмы, театральное имущество, погибали и рукописи пьес.

- А какие аргументы в защиту Шекспира можем привести мы? Давайте вспомним, какие знаменитые русские писатели, подобно Шекспиру, были малообразованны, но так же, как и он, благодаря самообразованию смогли стать выдающимися писателями? (С.Есенин, М.Горький). То есть вполне возможно, что У.Ш. мог быть автором всех тех пьес.

В Англии “шекспировский вопрос” снят с обсуждения, поскольку авторство Шекспира не подвергается сомнению.

Чтение наизусть учеником стихотворения Евгения Корюкина.

Кем был ты - cтратфордским ростовщиком,
Дававшим в долг в столице Альбиона?
Актером - королем, лишенным трона,
Пугавшим принца призраком-отцом?

Иль графом, что заточенным пером
Писал в своем поместье отрешенно?
Иль "новой жизнью" жалкого шпиона,
Создавшего "посмертно" тайный том?

Мне все равно - пусть будут лишь Фальстаф,
Ромео, Лир, Мальволио, Просперо...
Твой гений - трагикомедийный нрав -

Я принял без остатка весь на веру.
Смотри ж на нас в величии своем
С Портрета, Потрясающий копьем!

9. Викторина. (5)

Вы внимательно слушали, а теперь проверим, что же вы запомнили из сегодняшнего урока?

Вопросы викторины по биографии и творчеству Шекспира:

- В каком городе родился У.Шекспир? (Стратфорд-на-Эйвоне)

- Что в переводе на русский язык означает фамилия Шекспира? (Потрясающий копьем)

- Какие предметы усвоил Шекспир в стратфордской школе? (Латынь и древнегреческий язык)

- Сколько лет было Шекспиру, когда он переехал в Лондон? (21-22 года)

- Как назывался театр, с которым сотрудничал Шекспир? (Театр “Глобус”)

- Где похоронен Шекспир? (Под алтарем храма Святой Троицы в Стратфорде)

- В каких жанрах писал Шекспир свои произведения? (Сонеты, поэмы, стихотворения, пьесы)

10. Итог. (4)

Подведение итогов урока: (дать несколько минут, чтобы ученики сформулировали выводы).

Сегодня на уроке мы узнали:

- Что такое Возрождение, в том числе Возрождение в Англии.

- Познакомились с биографией Шекспира. (Узнали, что мало известно о нем, его биография до сих пор хранит множество загадок)

- Затронули “шекспировский вопрос”: мог ли столь малообразованный человек написать великие произведения?

Завершим сегодняшний урок стихотворением С.Я.Маршака, одного из тех, кто является переводчиком Шекспира.

Я перевел Шекспировы сонеты.
Пускай поэт, покинув старый дом,
Заговорит на языке другом,
В другие дни, в другом краю планеты.
Соратником его мы признаем,
Защитником свободы правды, мира.
Недаром имя славное Шекспира
По-русски значит: потрясай копьем.
Три сотни раз и тридцать раз и три
Со дня его кончины очертила
Земля урочный путь вокруг светила,
Свергались троны, падали цари...
А гордый стих и в скромном переводе
Служил и служит правде и свободе.

11. Домашнее задание. (2)

Перечитать трагедию Шекспира “Ромео и Джульетта”.