"Уездный город N в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Разделы: Литература


Цели:

Образовательные:

  • обобщить знание учащихся о героях комедии, их поступках, систематизировать наблюдения;
  • подвести к пониманию утверждения о бессмертии комедии;
  • познакомить учащихся с особенностями построения сочинения в жанре путевых заметок.

Развивающие:

  • развивать умение составлять план, подбирать цитаты;
  • развивать коммуникативную компетенцию учащихся.

Воспитательные:

  • формировать эстетическое восприятие средствами литературы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы с вами говорили о Петербурге и петербургских миражах героев Гоголя.

Сегодня я предложу всем нам небольшое путешествие в провинцию вслед за Хлестаковым.

Если помните, наш герой по пути в Саратовскую губернию задержался в уездном городе N по причине отсутствия денег.

Мы же отправимся в N, чтобы еще раз посмотреть на знакомые нам места и уяснить:

  • Каким изображен уездный город N у Гоголя?
  • Реальный он или вымышленный?
  • Является ли картина жизни города N характерной только для николаевской России?

В путешествии по городу мы сделаем несколько остановок, чтобы заполнить наш путевой лист.

Путевой лист дома послужит вам планом для создания сочинения в жанре путевых заметок.

Чтобы эта работа прошла успешно, мы разделились на шесть групп (по числу остановок). Каждая группа получила задание создать страничку путевого дневника и проиллюстрировать ее, чтобы мы все смогли выделить самую яркую мысль, цитату, раскрывающую основной смысл этой странички, и внести ее в путевой лист в качестве пункта плана.

3. Итак, в путь.

Если вы внимательно читали комедию, то, вероятно, заметили, что и Хлестаков, и Городничий в характеристике города использовали один и тот же эпитет. Какой? (Скверный). Что означает? Подберите синонимы. (Безобразный, отвратительный, противный, мерзкий …)

  • Посмотрим, оправдана ли такая характеристика?
Остановка I Основная мысль:
Гостиница и трактир Номер под лестницей, клопы и обед из двух блюд.

“Это уж просто подло”, - подытожим мы вслед за Хлестаковым и отправимся осматривать скверный городишко.

Конечно, наивно полагать, что за воротами трактира нас встретит “какой-нибудь эдакой…Невский проспект”, где жизнь “тонкая и политичная”.

  • Что же это будет? (д. 1 явл. 3; д. 1 явл. 5)
Остановка II Основная мысль:
Городской “пейзаж” “На улицах кабак, нечистота”

Правда, городничий, прослышав о нашем приезде, успел-таки немного подсуетиться.

  • Как именно? (д. 1 явл. 4; д. 1 явл. 5)
Остановка III Основная мысль:
“Благоустройство” города “ … чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя”

Кстати, о городничем. Кто сказал, что он глуп, “как сивый мерин”? Доверчив, да. Поверил Бобчинскому, что ревизор уже в городе. Так ведь кого угодно сведет с ума “инкогнито проклятое”! А в остальном…

  • Что представляет собой первое лицо города? (д.1 явл. 4-5; д.2 явл. 8)
Остановка IV Основная мысль:
“Градоправитель” “ Грешен … по неопытности”
  • Под стать городничему и другие чиновники вместе со своими ведомствами:

а) богоугодные заведения ( д. 1 явл. 1,3);
б) присутственные места ( д. 1 явл. 1, 2);
в) учебные заведения ( д. 1 явл. 1);
г) почтовое ведомство ( д. 1 явл. 2).

Остановка V Основная мысль:
Народ “гостеприимный и добродушный” (чиновники и их ведомства) “ Грешки грешкам рознь”?

Если же нас, упаси Боже, примут за государственное лицо, то не миновать нам просителей с жалобами.

  • Как живется горожанам? (д. 4 явл. 10, 11; д. 1 явл. 3, 5)
Остановка VI Основная мысль:
Купечество и гражданство “ Обижательство терпим совсем понапрасну …”

4. Казалось бы, путешествие наше закончено, но я не вправе прервать его по той причине, что мы еще не сказали самого главного.

  • Так почему же город N назван скверным? Оправдана ли такая характеристика? Какие безобразия мы здесь увидели? (Казнокрадство, взяточничество, произвол, беззаконие, беспорядок, мошенничество)
  • Разве может существовать город с такими вопиющими безобразиями? Как он называется, где он находится? Может быть, прав Вигель в письме к Загоскину: “Автор выдумал какую-то Россию и в ней какой-то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находить…”
  • На какие слова падает логическое ударение? (Выдумал; изредка)
  • Город реален или выдуман?
  • Мерзости редки, новы?
  • Как изменит картину жизни города N приезд настоящего ревизора? Почему?
  • А можно ли уже по I действию это понять?
  • Картина жизни уездного города характерна только для николаевской России?
  • В чем современность комедии Гоголя?

5. Заключительное слово.

Но на город уже спустились сумерки. Куда пойти в провинции в такую пору?

Конечно, деревня тоже имеет свои “…пригорки и ручейки. Ну … кто ж сравнит с Петербургом. Эх, Петербург, что за жизнь, право!” Деньги бы только были. Тогда увидишь и “кеатры”, где “собаки тебе танцуют; и все, что хочешь”. А нет их, этих самых денег, так и “заживаться нечего”.

Последуем же и мы примеру Хлестакова, согласившегося на предложение верного Осипа уехать отсюда поскорее, попрощаемся с городком и его обитателями, возьмем курьерскую тройку, выправим подорожную …

- Эй, вы, залетные! – крикнет ямщик и в одну минуту оставит позади и мостовую, и шлагбаум, и скверный городишко, столь похожий на любой уездный город N.

6. Оценки с комментарием.

7. Домашнее задание: сочинение.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4