Цели:
Образовательные:
- обобщить знание учащихся о героях комедии, их поступках, систематизировать наблюдения;
- подвести к пониманию утверждения о бессмертии комедии;
- познакомить учащихся с особенностями построения сочинения в жанре путевых заметок.
Развивающие:
- развивать умение составлять план, подбирать цитаты;
- развивать коммуникативную компетенцию учащихся.
Воспитательные:
- формировать эстетическое восприятие средствами литературы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы с вами говорили о Петербурге и петербургских миражах героев Гоголя.
Сегодня я предложу всем нам небольшое путешествие в провинцию вслед за Хлестаковым.
Если помните, наш герой по пути в Саратовскую губернию задержался в уездном городе N по причине отсутствия денег.
Мы же отправимся в N, чтобы еще раз посмотреть на знакомые нам места и уяснить:
- Каким изображен уездный город N у Гоголя?
- Реальный он или вымышленный?
- Является ли картина жизни города N характерной только для николаевской России?
В путешествии по городу мы сделаем несколько остановок, чтобы заполнить наш путевой лист.
Путевой лист дома послужит вам планом для создания сочинения в жанре путевых заметок.
Чтобы эта работа прошла успешно, мы разделились на шесть групп (по числу остановок). Каждая группа получила задание создать страничку путевого дневника и проиллюстрировать ее, чтобы мы все смогли выделить самую яркую мысль, цитату, раскрывающую основной смысл этой странички, и внести ее в путевой лист в качестве пункта плана.
3. Итак, в путь.
Если вы внимательно читали комедию, то, вероятно, заметили, что и Хлестаков, и Городничий в характеристике города использовали один и тот же эпитет. Какой? (Скверный). Что означает? Подберите синонимы. (Безобразный, отвратительный, противный, мерзкий …)
- Посмотрим, оправдана ли такая характеристика?
Остановка I | Основная мысль: |
Гостиница и трактир | Номер под лестницей, клопы и обед из двух блюд. |
“Это уж просто подло”, - подытожим мы вслед за Хлестаковым и отправимся осматривать скверный городишко.
Конечно, наивно полагать, что за воротами трактира нас встретит “какой-нибудь эдакой…Невский проспект”, где жизнь “тонкая и политичная”.
- Что же это будет? (д. 1 явл. 3; д. 1 явл. 5)
Остановка II | Основная мысль: |
Городской “пейзаж” | “На улицах кабак, нечистота” |
Правда, городничий, прослышав о нашем приезде, успел-таки немного подсуетиться.
- Как именно? (д. 1 явл. 4; д. 1 явл. 5)
Остановка III | Основная мысль: |
“Благоустройство” города | “ … чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя” |
Кстати, о городничем. Кто сказал, что он глуп, “как сивый мерин”? Доверчив, да. Поверил Бобчинскому, что ревизор уже в городе. Так ведь кого угодно сведет с ума “инкогнито проклятое”! А в остальном…
- Что представляет собой первое лицо города? (д.1 явл. 4-5; д.2 явл. 8)
Остановка IV | Основная мысль: |
“Градоправитель” | “ Грешен … по неопытности” |
- Под стать городничему и другие чиновники вместе со своими ведомствами:
а) богоугодные заведения ( д. 1 явл. 1,3);
б) присутственные места ( д. 1 явл. 1, 2);
в) учебные заведения ( д. 1 явл. 1);
г) почтовое ведомство ( д. 1 явл. 2).
Остановка V | Основная мысль: |
Народ “гостеприимный и добродушный” (чиновники и их ведомства) | “ Грешки грешкам рознь”? |
Если же нас, упаси Боже, примут за государственное лицо, то не миновать нам просителей с жалобами.
- Как живется горожанам? (д. 4 явл. 10, 11; д. 1 явл. 3, 5)
Остановка VI | Основная мысль: |
Купечество и гражданство | “ Обижательство терпим совсем понапрасну …” |
4. Казалось бы, путешествие наше закончено, но я не вправе прервать его по той причине, что мы еще не сказали самого главного.
- Так почему же город N назван скверным? Оправдана ли такая характеристика? Какие безобразия мы здесь увидели? (Казнокрадство, взяточничество, произвол, беззаконие, беспорядок, мошенничество)
- Разве может существовать город с такими вопиющими безобразиями? Как он называется, где он находится? Может быть, прав Вигель в письме к Загоскину: “Автор выдумал какую-то Россию и в ней какой-то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находить…”
- На какие слова падает логическое ударение? (Выдумал; изредка)
- Город реален или выдуман?
- Мерзости редки, новы?
- Как изменит картину жизни города N приезд настоящего ревизора? Почему?
- А можно ли уже по I действию это понять?
- Картина жизни уездного города характерна только для николаевской России?
- В чем современность комедии Гоголя?
5. Заключительное слово.
Но на город уже спустились сумерки. Куда пойти в провинции в такую пору?
Конечно, деревня тоже имеет свои “…пригорки и ручейки. Ну … кто ж сравнит с Петербургом. Эх, Петербург, что за жизнь, право!” Деньги бы только были. Тогда увидишь и “кеатры”, где “собаки тебе танцуют; и все, что хочешь”. А нет их, этих самых денег, так и “заживаться нечего”.
Последуем же и мы примеру Хлестакова, согласившегося на предложение верного Осипа уехать отсюда поскорее, попрощаемся с городком и его обитателями, возьмем курьерскую тройку, выправим подорожную …
- Эй, вы, залетные! – крикнет ямщик и в одну минуту оставит позади и мостовую, и шлагбаум, и скверный городишко, столь похожий на любой уездный город N.
6. Оценки с комментарием.
7. Домашнее задание: сочинение.