Цель:
- Деятельностная: формирование способности органично и последовательно действовать.
- Содержательная: развитие познавательного интереса к творчеству А.С.Пушкина, обобщение знаний по теме.
Задачи:
- повторить и закрепить знания сказок А.С.Пушкина, вспомнить интересные фрагменты;
- учить правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас;
- развивать речь, умение внимательно слушать;
- воспитывать любовь, уважение и интерес к сказкам А.С.Пушкина;
- определить вид сказок А.С.Пушкина по их признакам;
- уточнить отличие авторской сказки от народной.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения давать оценку своим действиям;
Метапредметные:
- познавательные: уметь осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме; осуществлять анализ, синтез, обобщение;
- регулятивные: формирование способностей к самооценки, умение оценивать работу с помощью знаковых символов;
- коммуникативные: уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и право иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
- уметь чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы, понимать заданные вопросы;
- уметь узнавать произведения А.С.Пушкина по иллюстрациям;
- уметь правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина; карточки с вопросами, выставка книг А.С.Пушкина, предметы из сказок (зеркало, яблоко, солнце), ларец, ноутбук, колонка.
Ход мероприятия
1 этап. Мотивация
(1) (Дети входят в зал под музыку «В гостях у сказки».)
Педагог: добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня с вами необычное занятие. Мы отправимся в гости к сказкам. Послушайте стихотворение:
Всех героев этих сказок,
Все мы знаем без подсказок
Царь Салтан и Черномор
Поп, Балда и царь Гвидон.
Кто эти сказки написал? (А.С.Пушкин)
Повесить портрет
Ребята, как вы думаете, о каких сказках мы будем с вами говорить? (Ответы детей)
2 этап. Актуализация знаний
Да верно, сегодня я приглашаю вас в чудесный мир сказок А.С.Пушкина.
Педагог:
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
По щеке сочувствия слеза.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Радуемся буйству свежих красок,
Торжеству добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!
А сейчас нам расскажут отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» Рая, Егор, Богдан.
Дети читают стихотворение «У Лукоморья»
3 этап. Включение в систему знаний
(2) За дверью слышится мяуканье. Из-за двери появляется кот.
(3)Кот: здравствуйте, мои друзья! Кот ученый - это я. Я со сказками дружу, сам я к детям прихожу!
Педагог: уважаемый кот, вначале для порядка отгадай нашу сказку-загадку. Приготовились? Внимание!
(4)Шум моря.
(Инсценировка фрагмента «Сказки о золотой рыбке»)
Ведущий:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Раз он в море закинул невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Рыбка:
"Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь."
Дед:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе."
Ведущий:
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старика старуха забранила:
Старуха:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".
(5)Кот: эта сказка мне знакома. «Сказка о рыбаке и рыбке». Была старуха и крестьянкой и столбовой дворянкой, а кончилось дело все тем же корытом, но только не новым, а старым, разбитым. Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами.
Педагог: Ребята, котик, посмотрите, а у рыбки на чешуйке задания. Давайте все вместе поиграем в игру «Рыбкины секреты».
Вопросы рыбки:
1. Сколько лет жил старик со старухой (30 лет и 3 года)
2. Где они жили? (у самого синего моря)
3. Чем ловил старик рыбу? (неводом)
4. Сколько раз бросал невод старик? (3 раза)
5. Что поймал старик в первый раз? (тину)
6. Что поймал во второй раз? (траву морскую)
7. Назовите первое желание старухи? (корыто)
8. Как называла в гневе старуха старика? (дурачина ты, простофиля)
9. Старик добрый, а старуха...(злая)
10. Как называл старик золотую рыбку? (государыня рыбка)
Педагог: молодцы, ребята, а сейчас давайте встанем и послушаем кота.
(6)Кот: А у меня для вас загадка посложнее. Но для начала послушайте заклинание: «Сказки Пушкина мы знаем, любим очень и читаем». А теперь закрываем глазки и повторяем заклинанье: «Сказки Пушкина мы знаем, любим очень и читаем. Повертелись, покрутились, в какой мы сказке очутились?
(7)Музыка Волшебная (Демонстрирует волшебный ларец.)
Педагог:
Есть ларец, а в нем предметы.
Я их буду доставать, ну, а вы - их называть!
Игра «Угадай, из какой сказки предметы»
Достаю все предметы (яблоко, зеркальце, солнце). Мой вопрос совсем простой: Как названье сказки той? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
Вопросы к детям:
1. Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? (чтение отрывка)
Лиза:
"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что ответило зеркальце?
Рая:
"Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".
Как говорится о яблоке?
Алина:
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит...
Пес как прыгнет, завизжит...
Но царевна в обе руки
Хвать - поймала. "Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед".
К кому обращался королевич Елисей, когда искал царевну- невесту? (к солнцу, луне, ветру)
Послушаем как он обращался к солнцу:
Богдан:
"Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".
Аня:
- "Свет ты мой, -
Красно солнце отвечало, -
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил".
Послушаем как он обращался к месяцу:
Егор:
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".
Данил:
"Братец мой,
Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала". - "Как обидно!" -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
"Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай".
Послушаем как он обращался к ветру:
Витя:
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее".
Таня:
- "Постой, -
Отвечает ветер буйный, -
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста".
Что сделал Елисей, когда увидел гроб своей невесты?
Артем:
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
"Как же долго я спала!"
Опустел мой ларец, вот игре и конец.
Педагог: спасибо котик. У меня для вас есть загадка.
(7) Музыка Волшебная Раз-два-три повернись, сказка новая начнись.
Педагог: А в какой сказке Человек превращался в насекомое? (Сказка о царе Салтане)
«Шмелем князь оборотился
Полетел и зажужжал.
Судно на море догнал.
Потихоньку опустился
На корму и в щель забился.»
(8) Изобразите, как летал шмель.
(9)Кот: молодцы! Вы знаете, ребята, в волшебной стране «Лукоморье» иногда происходят разные чудеса. На поляне сказок случился переполох и перепутались все сказки. Надо навести порядок, и для этого мы с вами пойдём по неведомой дорожке, но чтобы по ней пройти нам необходимо вспомнить пушкинские сказки.
Педагог: я буду сказку начинать.
(10)Кот: а мы будем продолжать.
4 этап. Закрепления знаний
Игра «Там на неведомых дорожках» я начну а ты закончи игра Доскажите слова текста
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.- А Балда приговаривал с укоризной:
«НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ!»- Ей в приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело;
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!- Жил старик со своею старухой,
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!- Ветер по морю гуляет,
И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.- Белка песенки поет
ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
А орешки не простые,
ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!Вот мудрец перед … (Дадоном)
Стал и вынул из мешка
Золотого … (петушка).
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю на … (спицу)…
А теперь посмотрите на доску и выберите картинки, которые соответствуют сказкам А.С.Пушкина. Дети выбирают соответствующие картинки к сказкам Пушкина, отвечают на вопросы:
- какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и про животных)
- к какому виду можно отнести сказки Пушкина?
- Докажите, приведите пример волшебных предметов
- Сказки, о которых мы сегодня с вами говорим авторские или народные?
Докажите.
- Чему учат сказки Пушкина?
(11)Кот: Вот и поляна сказок.
Педагог: молодцы, ребята!
Произведения Пушкина воспитывают в читателях высокие духовные качества, учат разграничивать добро и зло. Побуждают читателей задуматься о собственном поведении и жизненных ценностях. Учат смелости и решительности.
Педагог: Ребята, на предыдущих занятиях мы создавали иллюстрации к сказкам Пушкина. У нас получился целый сборник.
Нашему котику пора с нами прощаться. По традициям на Руси гостя с пустыми руками не провожают. А давайте ему подарим эти иллюстрации на память. Он очень любит сказки Пушкина.
(12)Кот: спасибо за подарок! До новых встреч.
Педагог:
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут,
Этих сказок голоса.
Ну что ж, ребята, всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и подошла к концу наша с вами встреча с Пушкинскими сказками.
5 этап. Рефлексия
Педагог: Ребята, как вы думаете что это? (аквариум) А кто в нем может жить? (рыбка). Выберите рыбку, которая соответствует вашей работе на занятии, и поместите ее в аквариум:
- Красная рыбка - работали активно, выполнили все задания, отвечали правильно на вопросы.
- Зеленая - работали хорошо, справились почти со всеми заданиями.
- Голубая - если вы были не активны, допускали много ошибок.
До новых встреч!