Удивительный мир сказок А.С.Пушкина

Разделы: Русский язык, Литература, Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: А.С.Пушкин


Цель:

  • Деятельностная: формирование способности органично и последовательно действовать.
  • Содержательная: развитие познавательного интереса к творчеству А.С.Пушкина, обобщение знаний по теме.

Задачи:

  • повторить и закрепить знания сказок А.С.Пушкина, вспомнить интересные фрагменты;
  • учить правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас;
  • развивать речь, умение внимательно слушать;
  • воспитывать любовь, уважение и интерес к сказкам А.С.Пушкина;
  • определить вид сказок А.С.Пушкина по их признакам;
  • уточнить отличие авторской сказки от народной.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие умения давать оценку своим действиям;

Метапредметные:

  • познавательные: уметь осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме; осуществлять анализ, синтез, обобщение;
  • регулятивные: формирование способностей к самооценки, умение оценивать работу с помощью знаковых символов;
  • коммуникативные: уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и право иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные:

  • уметь чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы, понимать заданные вопросы;
  • уметь узнавать произведения А.С.Пушкина по иллюстрациям;
  • уметь правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина; карточки с вопросами, выставка книг А.С.Пушкина, предметы из сказок (зеркало, яблоко, солнце), ларец, ноутбук, колонка.

Ход мероприятия

1 этап. Мотивация

(1) (Дети входят в зал под музыку «В гостях у сказки».)

Педагог: добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня с вами необычное занятие. Мы отправимся в гости к сказкам. Послушайте стихотворение:

Всех героев этих сказок,
Все мы знаем без подсказок
Царь Салтан и Черномор
Поп, Балда и царь Гвидон.

Кто эти сказки написал? (А.С.Пушкин)

Повесить портрет

Ребята, как вы думаете, о каких сказках мы будем с вами говорить? (Ответы детей)

2 этап. Актуализация знаний

Да верно, сегодня я приглашаю вас в чудесный мир сказок А.С.Пушкина.

Педагог:

К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
По щеке сочувствия слеза.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Радуемся буйству свежих красок,
Торжеству добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!

А сейчас нам расскажут отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» Рая, Егор, Богдан.

Дети читают стихотворение «У Лукоморья»

3 этап. Включение в систему знаний

(2) За дверью слышится мяуканье. Из-за двери появляется кот.

(3)Кот: здравствуйте, мои друзья! Кот ученый - это я. Я со сказками дружу, сам я к детям прихожу!

Педагог: уважаемый кот, вначале для порядка отгадай нашу сказку-загадку. Приготовились? Внимание!

(4)Шум моря.

(Инсценировка фрагмента «Сказки о золотой рыбке»)

Ведущий:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Раз он в море закинул невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.

Рыбка:

"Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь."

Дед:

"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе."

Ведущий:

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старика старуха забранила:

Старуха:

"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".

(5)Кот: эта сказка мне знакома. «Сказка о рыбаке и рыбке». Была старуха и крестьянкой и столбовой дворянкой, а кончилось дело все тем же корытом, но только не новым, а старым, разбитым. Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами.

Педагог: Ребята, котик, посмотрите, а у рыбки на чешуйке задания. Давайте все вместе поиграем в игру «Рыбкины секреты».

Вопросы рыбки:

1. Сколько лет жил старик со старухой (30 лет и 3 года)

2. Где они жили? (у самого синего моря)

3. Чем ловил старик рыбу? (неводом)

4. Сколько раз бросал невод старик? (3 раза)

5. Что поймал старик в первый раз? (тину)

6. Что поймал во второй раз? (траву морскую)

7. Назовите первое желание старухи? (корыто)

8. Как называла в гневе старуха старика? (дурачина ты, простофиля)

9. Старик добрый, а старуха...(злая)

10. Как называл старик золотую рыбку? (государыня рыбка)

Педагог: молодцы, ребята, а сейчас давайте встанем и послушаем кота.

(6)Кот: А у меня для вас загадка посложнее. Но для начала послушайте заклинание: «Сказки Пушкина мы знаем, любим очень и читаем». А теперь закрываем глазки и повторяем заклинанье: «Сказки Пушкина мы знаем, любим очень и читаем. Повертелись, покрутились, в какой мы сказке очутились?

(7)Музыка Волшебная (Демонстрирует волшебный ларец.)

Педагог:

Есть ларец, а в нем предметы.
Я их буду доставать, ну, а вы - их называть!

Игра «Угадай, из какой сказки предметы»

Достаю все предметы (яблоко, зеркальце, солнце). Мой вопрос совсем простой: Как названье сказки той? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).

Вопросы к детям:

1. Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? (чтение отрывка)

Лиза:

"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что ответило зеркальце?

Рая:

"Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".
Как говорится о яблоке?

Алина:

И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит...
Пес как прыгнет, завизжит...
Но царевна в обе руки
Хвать - поймала. "Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед".

К кому обращался королевич Елисей, когда искал царевну- невесту? (к солнцу, луне, ветру)

Послушаем как он обращался к солнцу:

Богдан:

"Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".

Аня:

- "Свет ты мой, -
Красно солнце отвечало, -
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил".

Послушаем как он обращался к месяцу:

Егор:

"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".

Данил:

"Братец мой,
Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала". - "Как обидно!" -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
"Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай".
Послушаем как он обращался к ветру:

Витя:

"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее".

Таня:

- "Постой, -
Отвечает ветер буйный, -
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста".
Что сделал Елисей, когда увидел гроб своей невесты?

Артем:

Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
"Как же долго я спала!"

Опустел мой ларец, вот игре и конец.

Педагог: спасибо котик. У меня для вас есть загадка.

(7) Музыка Волшебная Раз-два-три повернись, сказка новая начнись.

Педагог: А в какой сказке Человек превращался в насекомое? (Сказка о царе Салтане)

«Шмелем князь оборотился
Полетел и зажужжал.
Судно на море догнал.
Потихоньку опустился
На корму и в щель забился.»

(8) Изобразите, как летал шмель.

(9)Кот: молодцы! Вы знаете, ребята, в волшебной стране «Лукоморье» иногда происходят разные чудеса. На поляне сказок случился переполох и перепутались все сказки. Надо навести порядок, и для этого мы с вами пойдём по неведомой дорожке, но чтобы по ней пройти нам необходимо вспомнить пушкинские сказки.

Педагог: я буду сказку начинать.

(10)Кот: а мы будем продолжать.

4 этап. Закрепления знаний

Игра «Там на неведомых дорожках» я начну а ты закончи игра Доскажите слова текста

Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

- А Балда приговаривал с укоризной:
«НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ!»

- Ей в приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело;
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

- Жил старик со своею старухой,
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

- Ветер по морю гуляет,
И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.

- Белка песенки поет
ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
А орешки не простые,
ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!

Вот мудрец перед … (Дадоном)
Стал и вынул из мешка
Золотого … (петушка).
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю на … (спицу)

А теперь посмотрите на доску и выберите картинки, которые соответствуют сказкам А.С.Пушкина. Дети выбирают соответствующие картинки к сказкам Пушкина, отвечают на вопросы:

  • какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и про животных)
  • к какому виду можно отнести сказки Пушкина?
  • Докажите, приведите пример волшебных предметов

- Сказки, о которых мы сегодня с вами говорим авторские или народные?

Докажите.

- Чему учат сказки Пушкина?

(11)Кот: Вот и поляна сказок.

Педагог: молодцы, ребята!

Произведения Пушкина воспитывают в читателях высокие духовные качества, учат разграничивать добро и зло. Побуждают читателей задуматься о собственном поведении и жизненных ценностях. Учат смелости и решительности.

Педагог: Ребята, на предыдущих занятиях мы создавали иллюстрации к сказкам Пушкина. У нас получился целый сборник.

Нашему котику пора с нами прощаться. По традициям на Руси гостя с пустыми руками не провожают. А давайте ему подарим эти иллюстрации на память. Он очень любит сказки Пушкина.

(12)Кот: спасибо за подарок! До новых встреч.

Педагог:

Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут,
Этих сказок голоса.

Ну что ж, ребята, всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и подошла к концу наша с вами встреча с Пушкинскими сказками.

5 этап. Рефлексия

Педагог: Ребята, как вы думаете что это? (аквариум) А кто в нем может жить? (рыбка). Выберите рыбку, которая соответствует вашей работе на занятии, и поместите ее в аквариум:

  • Красная рыбка - работали активно, выполнили все задания, отвечали правильно на вопросы.
  • Зеленая - работали хорошо, справились почти со всеми заданиями.
  • Голубая - если вы были не активны, допускали много ошибок.

До новых встреч!

Технологическая карта занятия