"Узора милого не зачеркнуть" (Смысловая палитра стихотворения О.Мандельштама "Дано мне тело – что мне делать с ним…"). 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели урока:

  • Используя приемы ассоциативного мышления осмыслить стихотворение поэта «серебряного века». Определить смысловое содержание стихотворения.
  • Развивать ассоциативное мышление, воображение, речь, словарный запас, умение проводить аналогии, анализ поэтического произведения.
  • Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, интерес к творчеству поэта, доверительное и доброжелательное отношение к мнениям других.

Тип урока – изучение новой темы.

Оборудование: раздаточный материал (стихотворение поэта О. Мандельштама «Дано мне тело – что мне делать с ним…»), предметы для работы с ассоциативным мышлением, музыкальные фрагменты, мультимедийная презентация, включающая репродукции картин известных художников.

Урок может быть использован как вступительный к изучению темы «Поэзия серебряного века», а также может открывать изучение творчества поэта. На уроке используются элементы методики «Французский демарш», элементы технологии развития критического мышления, игровые технологии.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Стадия вызова

Учитель читает стихотворение

Есть игра: осторожно войти,
Чтоб вниманье людей усыпить,
И глазами добычу найти,
И за ней незаметно следить.

А пока – в неизвестном живем.
И не ведаем сил мы своих.
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других… (А. Блок)

– Как вы думаете, что нам предстоит сделать на уроке?
Нам предстоит игра – постижение тайн поэзии «серебряного века». Мы прикоснемся  к творчеству известного поэта начала XX века О. Мандельштама, осмыслив одно из его стихотворений. (Приложение 1, слайд 1)
Мазок за мазком создается картина художника. Мы же шаг за шагом войдем в загадочный мир поэзии.
Работать мы будем на ассоциативном уровне, потому что постичь поэзию без ассоциаций нельзя. Словарный ряд – это выражение художественного образа, картины, созданной мастером слова.

2. Стадия осмысления

Этап 1.  

Учитель демонстрирует учащимся яблоко

– С чем ассоциируется у вас яблоко?

Учащихся выстраивают ассоциативный ряд. Учитель помогает учащимся сформулировать понятие – тело.  
Учитель принимает участие в игре и предлагает свои ассоциации на каждом этапе.
После  демонстрации  открывается строка из стихотворения поэта на мультимедийной презентации. (Приложение 1, слайд 2)

Этап 2.

Учитель предлагает прослушать музыкальный фрагмент.  (Лев Лещенко исполняет песню «Родительский дом»).

– На какие мысли  наводит вас  этот музыкальный фрагмент? О ком вы думаете, когда слышите строки этой песни? (Ассоциативный ряд может быть следующим: родители, дом, мама, детство, счастье, жизнь и т.д.)

(Приложение 1, слайд 3)

Этап 3.

Учитель читает отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева». (Описание сада волшебницы).

– Нарисуйте предметы, с которыми ассоциируется у вас это  описание.

Учащимся предлагаются бумага и фломастеры. Далее каждый показывает свои рисунки. Открывается слайд 4 (Приложение 1). На нем следующие строки стихотворения О. Мандельштама.

Этап 4.

(Приложение 1, слайд 5 – репродукция картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна»)

– Посмотрите на эту прекрасную картину и поделитесь своими ассоциациями. (Бессмертие, рождение, поколения …)

(Приложение 1, слайд 6 – строки из стихотворения.)

Этап 5.

– Подумайте, что оставляет мороз на стекле окна? (Узоры). (Приложение 1, слайд 7)
– Какие вы знаете узоры?

Этап 6.

(Приложение 1, слайды 8, 9)

– Прочитайте строфу. Какие зрительные ассоциации у вас возникают? В этой строфе – вся смысловая палитра стихотворения. Посмотрите на репродукцию картины Ю. Ракши «Продолжение». Думаю, она поможет вам понять смысл произведения.

4. Стадия рефлексии

Этап 1.

(Приложение 1, слайд 10 – полностью представлено стихотворение О. Мандельштама.)

– Внимательно вчитайтесь в каждую строфу и напишите сочинение-миниатюру на тему «Смысловая палитра стихотворения О. Мандельштама».

Этап 2.

Учащиеся читают свои сочинения.

Вот отрывки из некоторых работ учащихся:

 «Я хочу быть матерью и оставить после себя след в своем ребенке»; «От того, какой след мы оставим, зависит жизнь будущих поколений…»; «Это большая ответственность – жить на Земле»; «Любовь, Добро, Справедливость должны быть вечны»; «Узор на земле – это мои дела. И пусть он будет ярким и красочным».

Этап 3.

– Вот мы и попытались открыть для себя мир поэта, осмыслили его стихотворение. И каждый нашел в нем то, что близко ему лично. Вы открыли сегодня что-то новое и в себе.
А помогла всем нам вот такая необычная  игра.

И онемев от изумленья,
Ты узришь новые миры –
Невероятные виденья,
Создания моей игры. (А. Блок)

5. Домашнее задание

Предлагается выучить стихотворение наизусть.