Цели урока:
- помочь ученикам осмыслить, как автор раскрывает традиционную для русской литературы тему “Человек в мире природы”;
- познакомить учеников с самобытным творчеством писателя-земляка;
- помочь ученикам освоить понятия об авторском отношении к изображаемому в произведении, о средствах комического (комическом персонаже, комических обстоятельствах, комической детали);
- продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст;
- способствовать развитию эмоциональной чуткости к слову;
- расширить культурный кругозор детей; познакомить их с местными особенностями быта, занятий людей;
- воспитывать любовь к родной природе и формировать навыки бережного к ней отношения.
Оборудование: компьютер, слайды с материалами по теме урока, текст рассказа “Мешок с волками”, словарь литературоведческих терминов, словарь местных слов, выставка книг писателя.
Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, рефлексивно-творческая.
Педагогические средства: компьютерная презентация материала по теме урока, словарная работа, аналитическая беседа, чтение по ролям, работа со словарями литературоведческих терминов и местных астраханских словечек, рефлексия (оценочные высказывания).
Виды деятельности учащихся: диалог с автором рассказа, полилог, чтение по ролям, работа в группе.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Подготовительный этап к уроку: ученикам было предложено прочитать рассказ Ю.В. Селенского. Были поставлены вопросы, которые могли заинтересовать детей в том, чтобы они прочитали произведение. Вот эти вопросы: только ли в воде можно поймать рыбу; сколько стоит волчья шкура; зачем на рыбалке топорик и лопата; кого называют браконьерами; сколько рыбы разрешается поймать за один раз, чтобы не нарушить закон.
План урока.
- Вступительное слово учителя.
- Выявление восприятия рассказа “Мешок с волками” учениками.
- Постановка учебной задачи.
- Решение учебной задачи (анализ текста).
- Заключительный этап урока (рефлексия).
ХОД УРОКА
1-й модуль
Задачи: постановка целей урока, справка о писателе.
Вступительное слово учителя о Ю.В. Селенском (Презентация, слайды 1-6), биографическая справка о писателе (сообщение ученика), из воспоминаний. П
2-й модуль
Задача: выявление восприятия учениками прочитанного рассказа.
(На экране надпись: “Задай свой вопрос к прочитанному”. Слайд 7).
Выполняя это задание, ученики отвечают на следующие вопросы учителя:
- Понравился ли вам рассказ?
- Что в нём понравилось или не понравилось?
- Легко ли его было читать?
- Что вам в рассказе оказалось непонятным?
- Какие вопросы вы поставили бы к тексту рассказа? (Слайды 8-9)
3-й модуль
Задача: словарно-лексическая работа.
- Какие слова в рассказе вам непонятны?
(На экране надпись: “Непонятки”, или Забытые слова и выражения”. Слайд 10)
Учитель: Рассказ создан полвека назад, и описываются в нём реалии того времени. Многие предметы и явления устарели или вообще ушли из жизни, и поэтому их названия вы не понимаете. Знаете ли вы, например, что такое большак, чувал, колхоз? Обратимся к словарям. Прочитайте толкования данных слов по словарю местных словечек.
4-й модуль
Задача: “вхождение” в текст.
Чтение по ролям экспозиции рассказа.
5-й модуль
Задачи: постановка учебных задач и их решение (анализ текста рассказа).
Постановка учебных задач и их решение (анализ текста рассказа).
(На экране надпись: “Почему в мешке оказались волки?” Слайд 11)
Учитель: Ребята, скажите, чем занимался охотник?
- А почему надо было раньше (да и сейчас тоже) уничтожать волков? (Кстати, сейчас на нашей территории волков стало ещё больше, так как из-за военных действий в Чечне пришли животные оттуда. Они отличаются от наших волков, больше по размерам, более свирепы)
- В чём заключалась особенность охоты на волков у героя рассказа? Зачем он делал так?
- Вы знаете, кто такие браконьеры? Можно ли героя рассказа назвать браконьером?
6-й модуль
Задача: познакомить детей с научной информацией о волках.
Сообщение подготовленного ученика о волках (слайды № 12-15).
7–8-й модули
Задача: анализ поступков персонажей.
(На экране надпись: “Другие способы добычи пропитания. Ваше к ним отношение?” Слайд 16)
Учитель: Как герой относится к поступку городского горе-рыболова?
- Как вы думаете, зачем автору нужен был этот эпизод?
- Дайте свою оценку поступкам персонажей, их способам добычи пропитания?
Учитель: Рассказчик тоже охотник. Только он отправился за рыбой. Он браконьер или нет?
- Как наши герои “наловили” рыбы?. (Чтение фрагмента текста: “Я грустил с час.. до слов: думал я, лихорадочно ковыряя ил”)
9-й модуль
Задача: выявление основной мысли (идеи) текста.
(На экране надпись: “Человек в мире природы”. Слайды 17-18)
Учитель: Человек в мире природы. Какие стороны взаимоотношений человека и природы показал наш земляк – писатель Юрий Васильевич Селенский?
- Как автор относится к природе, к родной земле, к людям, которые распоряжаются её богатствами?
- Чему учит этот рассказ? Являются ли поднятые Селенским проблемы актуальными сейчас?
- Как вы понимаете слова охотника: “Без решета чудес не сделаешь: что посеешь – то пожнёшь, что зароешь – то и выкопаешь”?
(Ученики говорили, что этот небольшой рассказ о том, как человек взаимодействует с природой, как он распоряжается её богатствам. С одной стороны, главный герой рассказа - безымянный охотник, заботясь о сохранности популяции волков – зверей хищных, вредящих человеку, не убивает волчат ради наживы. Потому что в традициях простого народа нельзя убивать, уничтожать молодняк. Иначе исчезнет вид, обеднеет природа, а допустить этого нормальный человек не может, не должен. С другой стороны, городской “рыбак”, который натаскал хозяйских уток, попавшихся на его крючок, - и был таков. “Да это просто разбой, бандитизм какой-то!” - восклицает рассказчик. Учитель должен обратить внимание детей на идею рассказа и попросить их сделать вывод о том, как же надо относиться к природе. Обратим внимание ещё на один момент в рассказе. Повествователь ведь тоже задумывается над тем, не браконьер ли он. Почему? Надо сказать ученикам о том, что в Астраханской области есть ограничения количества выловленной рыбы. Но об этом речь пойдёт позже при составлении правил поведения рыболова.)
Патетическое слово учителя о любви Ю.В. Селенского к родному краю, о знании им местных обычаев, нравов, традиций, особенностей трудовой деятельности жителей, особенностей их быта, культуры и языка.
10-й модуль
Задача: освоение литературоведческих понятий.
(На экране надпись: “Зачем на рыбалке лопата и топорик, или Почему рассказ смешной?” Слайд 19)
Учитель: Когда вы читали рассказ, вам было скучно? Грустно? Весело? Покажите соответствующую карточку (ученикам предоставлены карточки разного цвета, ими они сигнализируют о своем восприятии рассказа).
- Почему вам было смешно?
(Ученики сказали о том, что смешной была сцена в автобусе; смешно, когда на рыбалке вдруг понадобилась лопата в качестве рыболовной снасти; смешно, когда охотник на волков достал из норы бутылку водки.)
Учитель говорит о том, что комический эффект может быть создан при помощи ряда художественных приёмов. В этом рассказе мы встречаемся с такими из них, как комические обстоятельства, комический персонаж и комическая деталь.
(На экране определения этих терминов. Слайд 20)
- Найдите комические детали в этом рассказе (топорик и лопата, бутылка водки, которую достал охотник из норы). А кого можно отнести к комическим персонажам? (Наверное, женщину из автобуса).
- А к себе как относится автор?
Ученики вспомнили о таком приёме, как ирония; следует сказать им, что здесь использована самоирония как один из приёмов создания комического эффекта.)
11-й модуль
Задача: рефлексия и практические выводы из прочитанного.
Учитель: Ребята, писателю не обязательно было выдумывать своих персонажей, скорее всего, сценка, описанная в рассказе, подсмотрена им в жизни. Ведь настоящий художник очень внимательный наблюдатель, и из его впечатлений, ощущений, знания жизни и рождаются произведения, которые становятся интересны читателям, находят отклик в их душах, заставляют по-иному взглянуть на мир вокруг себя. Попробуйте охарактеризовать свои впечатления от прочитанного рассказа.
Заключительный этап урока (рефлексия и составление правил, как надо вести себя рыбаку).
(На экране надпись: “Чудеса в решете, или Что поразило, заинтересовало меня в рассказе “Мешок с волками”?” Слайды 21-22)
Ученики отвечают на вопрос.
(На экране надпись: “Правила для рыбака”. Слайд 23)
Учитель: Знаете ли вы, как себя вести рыболову? Сколько он может поймать рыбы за один раз? Сколько должно быть крючков на леске? Какие орудия лова считаются запрещёнными?
Запишем правила для рыболова.
ПРАВИЛА ДЛЯ РЫБОЛОВА
- За один раз один человек может поймать не более пяти килограммов рыбы.
- На леске должно быть не более пяти крючков.
- Мелкую рыбу следует выпускать обратно в воду.
- Закон запрещает ловить рыбу сетью, “телевизором” и другими запрещёнными орудиями лова.
- Нельзя оставлять на берегу мусор. Костёр надо потушить и залить водой.
Учитель: Спасибо всем за активную работу на уроке. Берегите себя, берегите мир вокруг.
Литература
Книги Ю.В. Селенского:
- Если погаснет костёр. Проза. Рассказы. “Волга”, Астрахань, 1963.
- Одна тревожная ночь. Проза. Рассказы. Нижне-Волжское книжное издательство. Волгоград, 1966.
- Пешком с пустым мешком. Рассказы. М., “Современник”, 1966.
- Автограф на вобле. Рассказы. М., “Современник”, 1971.
- Хороша в золе картошка. Рассказы, Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1972.
- Свал глубин. М., “Современник”, 1980.
- Моряна – ветер шалый. Повести и рассказы. Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1980.
- Каспийская повесть (Баня, где парятся ловцы). 1972.
- Не расти у дороги. Повести. М., “Современник”, 1987.
- Слово о родном. Очерки. Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1967.
- Живут возле моря люди. Очерки. М., “Советская Россия”, 1979.
- Сценарии документальных фильмов “След солёной волны” (1965), “На родине Мальвы” (1967), “Земля Астраханская” (1968). Нижне-Волжская киностудия, Саратов.
- Фотоальбомы “У реки, у моря”, “Море Каспийское”. М., “Планета”. Статьи Ю.Селенского.
О Ю.В. Селенском:
- Бодров И. Встречи в пути. Астрахань, 1994.
- Травушкин Н. У Волги, у Каспия. М., “Современник”, 1985.
- Марков А. Селенский и море. Газета “Астраханские известия”, № 24, 1992.
- Лепилов В. Он любил юмор. Газета “Астраханские известия”, № 24, 1992.
- Писателю-земляку Юрию Селенскому исполнилось бы 70 лет… Газета “Астраханские известия”, № 24, 1992.
- Мацуев Н. Русские советские писатели: материалы для биографического словаря 1917–1967. М., 1981.
- Евграфов К. Знакомые незнакомцы. Литературные герои и их прототипы. М., “Современник” 1978.