Вид урока: урок-размышление, урок-диалог
Технология: диалога и творческого чтения
Цели:
- познакомить школьников с творческой и сценической работой над комедией;
- развивать и воспитывать творческое воображение, культуру общения, зрительскую культуру, умение “ исполнять” роли героев пьесы;
- развивать у учащихся представление о драме, о жанрах драматургии
Оборудование: афиша спектакля, театральные программки; портрет А. С. Грибоедова; иллюстрации театральных деятелей того времени, сцен из комедии; грампластинка, текст комедии
На доске:
Слева - словарь:
- Афиша - объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п.
- Программка - содержание театральных, концертных, цирковых представлений.
- Партер - нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
- Бельэтаж - ярус в зрительном зале, расположенный непосредственно над партером.
- Балкон - верхний ярус в зрительном зале.
- Ложа - место в зрительном зале, отделённое для нескольких лиц.
- Режиссёр - художественный руководитель театральной постановки.
- Ремарка - пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актеров и т. п.
- Актёр - испольнитель ролей в театральных представлениях.
Справа: портреты, иллюстрации из альбома.
Посередине: тема, вид урока, слова Л. Н.
Толстого о литературе:
“Искусство есть деятельность человеческая,
состоящая в том, что один человек сознательно,
известными знаками передаёт другим испытываемые
им чувства, а другие заражаются этими чувствами и
переживают их”.
Ход урока
(Урок начинается до звонка, до начала (формального) акта. Перед входом в класс –“афиша”, извещающая о постановке спектакля. У входа в класс - ученик, раздающий театральные программки.)
1. После звонка:
Сегодня первый урок по комедии “ Горе от ума” А. С. Грибоедова, называется он “У театральной афиши”.
2. Вступительное слово учителя:
Константин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Мне кажется, что часто театр начинается с афиши, со встречи будущего зрителя с театральной тумбой, с рекламой, оповещающей о спектакле.
Афиша театра… Какой она была? Зачем она? И программка, которую зритель получает у входа в зрительный зал? Нам представляется, что это далеко не праздные вопросы. Особенно для тех, кто лишен возможности часто бывать в театре или не был и вовсе.
И хотя мы с вами уже знакомы с драматическими произведениями, но сегодня, сейчас, мы впервые попадем в театральную обстановку.
Она особая, эта атмосфера. Ещё не прозвенел третий театральный звонок… Еще не прошелестел распахивающийся театральный занавес… Ёще не пахнуло на зрителя особым воздухом и особым таинственным запахом кулис… Ещё не вышел на подмостки ни один персонаж спектакля…
Звенит третий звонок.
Вы вошли в зал, удобно расположились в кресле, окинули взором партер, бельэтаж, ложи, балкон, раскланялись со знакомыми, предвкушая уже некое таинство…
Оно здесь. Спектакль уже начался в вашем сознании: ведь в руках у вас театральная программка.
- Что таит спектакль?
- О чём пьеса?
Пробуем угадать. И вы на несколько минут погружаетесь во внимательное чтение.
3. Итак, действующие лица…
Посмотрим…
Чтение списка действующих лиц
Беседа:
- О чём вы подумали, пробежав глазами программку, про себя поразмыслив над нею?
Вывод: о теме пьесы, о социальном составе действующих лиц, о характерах героев, о месте действия.
4. Игра в театр.
А теперь забудьте на несколько минут, что вы зритель. Давайте поставим себя в другое качество.
Вы – режиссер.
- Кто он? Чем занимается?
(Художественный руководитель театральной постановки).
Итак, автор сценария принес вам пьесу, которую вам, именно вам, предстоит поставить.
Обычно у драматурга нет текста, который бы объяснял характер персонажей (как, скажем, это было у Н. В. Гоголя в “Ревизоре”), значит, режиссер должен внимательно просмотреть ремарки (рекомендации) автора, чтобы определить характер героев пьесы и их костюмы. Давайте вернемся к списку действующих лиц. Возможно, они что-то подскажут.
- Что мы можем сказать о Фамусове? (Управляющий в казенном месте, у него есть дочь, секретарь, слуги, значит, перед нами богатый человек, занимающий определенное место в обществе, действие происходит в его доме, значит, он главное действующее лицо).
- Что можно сказать о Молчалине? Скалозубе? Князе Тугоуховском и княгине? Старухе Хлестовой? (“Говорящие” фамилии).
- Что можно сказать о социальном положении героев? (Высшее общество).
- Где происходит действие? (В Москве-столице).
- Есть ли фамилии без каких-либо объяснений? (Чацкий, Загорецкий, Репетилов).
- Как можно узнать о их характерах? (Только через чтение текста, их монологов и диалогов).
Итак, работа режиссера в том и заключается.
- Справится ли один режиссер с постановкой спектакля?
- Кто еще участвует в работе над постановкой?
(Помощник режиссера, художник-постановщик, звукорежиссер, музыкальный оформитель, осветитель, костюмеры, гримеры и, конечно же, актеры).
5. Работа над творческим чтением:
(1 действие, 1 явление)
Я – режиссер, вы – пока актеры.
В театре элементом серьезной работы в начальный период является так называемая “работа за столом”. Собираются все: актеры, художники и т.д. Читается текст и идет его обсуждение. Утверждаются актеры на ту или иную роль, обсуждается характер героев.
На роль Лизаньки назначаю…
(Лизанька – служанка Софьи Павловны, переживающая за свою госпожу).
- Легко ли сыграть роль простой служанки? Читать легко ли?
Вывод: теперь вы убедились, что не только сыграть – произнести фразу даже за столом не так-то просто.
6. Д/з: вы продолжите эту работу над 1 действием, явлениями 1-10.
Делю класс на 3 группы:
- 1-3
- 4-6 роли распределить самим!
- 7-10
Индивидуальные задания на карточках:
- художники-декораторы
- музыкальное оформление посмотрите иллюстрации
- костюмеры
- осветители
Остальные – актеры, выбрать роль и рассказать об этом герое, как о себе, т.е. прочитать “её в образе”, как это делают актеры театра.
7. Включается грамзапись чтения комедии мастерами художественного слова.