Вероника Михайловна Тушнова. Имя этой поэтессы XX века знакомо многим любителям поэзии. Её стихи при первой же встрече западают в душу и остаются в ней надолго, потому что они обращены к каждому из нас. Всё, что написано Вероникой Михайловной, написано сердцем. В своей статье “Молодым – о поэзии” она говорила, что “... хотелось бы, чтобы это молодое поколение полюбило поэзию, чтобы оно видело в стихах не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились” [13]. Наверное, в этом поэтесса видела суть творчества.
О ней писали, что она была ослепительно хороша, была, может быть, самой красивой женщиной XX века. Вот несколько примеров:
- “Удивительное лицо. Невысокого роста, но замечательного сложения. Тяжёлые густые чёрные волосы, выпуклый высокий лоб, под мягко наплывающими веками – большие печальные тёмно-карие глаза” [11].
- “Она была ошеломляюще красива! Посылая из армии стихи, получая на них доброжелательные отклики за подписью “литконсультант “Комсомольской правды” Вероника Тушнова”, я и предположить не мог, что однажды увижу её и ахну от восторга” [10].
- “Она была очень красивая женщина. Невысокая, с карими до черноты глазами, волосы цвета воронова крыла, упрямый подбородок и – абсолютное невосприятие собственной красоты...” [9].
- “У Вероники – красота жгуче-южная, азиатская (скорее персидского, чем татарского типа)” [1].
- “Она при встрече ободрила меня пристальной теменью глаз и посылала моей щеке мимолётную ласку ладони.. Так смотрят и улыбаются люди, осененные любовью, и некоторые из них имеют высокую власть слагать об этом стихи” [2].
- “Когда в молодости, в дни войны, работала в госпитале, раненые, глядя на неё, забывали о боли” [7].
Для Вероники Тушновой характерно сочетание красоты внешней и красоты внутренней. Она была очень талантливой женщиной: писала стихи, хорошо рисовала, великолепно переводила стихи поэтов народов бывшего СССР и других стран. Умела дружить с теми, кто постарше, и с теми, кто младше, умела быть другом надежным и деликатным. Из воспоминаний М.А. Соболя: “Она при любой беде товарища кидалась на выручку... И вкладывала она в это дело все – может быть, надо сказать “выкладывалась” - с не меньшим темпераментом, чем при создании стихов. Вероника Тушнова была настоящим человеком во всех своих проявлениях. “Вареничка” - звали мы её, и как-то очень подходило к ней это ласкательное прозвище, несмотря на всю её душевную твёрдость и принципиальность” [9].
Вероника Михайловна - автор замечательных стихотворений. По словам Марии Сергеевны Петровых, стихи Вероники Тушновой “всегда были отмечены человечностью, чистотой, добротой, отсутствием позёрства, поучительности и самолюбования, естественностью и высоким строем чувств” [14]. Они вне времени, потому что человечны, потому что для всех.
При жизни В.М. Тушновой вышло несколько ее поэтических сборников: “Первая книга” (1945 г.), “Пути-дороги” (1954 г.), “Память сердца” (1958 г.), “Второе дыхание” (1961 г.), “Лирика” (1963 г.), “Сто часов счастья” (1965 г.).
Самая важная тема ее творчества – тема любви. Писала она о ней по-своему, с особой интонацией, сумев создать гимн любви и красоте человеческих отношений. Особенно это относится к её последнему сборнику стихов “Сто часов счастья”. В стихах сборника нет ничего лишнего, слова звучат емко, искренне, потому что идут от сердца, от пережитого. Об этом говорят и названия стихов: “Не знаю - права ли”, “Одна сижу на пригорке”, “Осчастливь меня однажды”, “Дом мой – в сердце твоем”, “Так уж сердце у меня устроено”, “С тобой я самая верная”, “Много счастья и много печалей на свете”. Строки некоторых стихотворений звучат в качестве совета всем нам: “Нужно только, чтоб сердце // не стыдилось над счастьем трудиться, // чтобы не было сердце // лениво, спесиво, // чтоб за малую малость оно говорило “спасибо, “Ты всё тревожишься – что будет?// А ничего. Все будет так, как есть. // Поговорят, осудят, позабудут, // у каждого свои заботы есть”.
Сборник “Сто часов счастья” Вероника Михайловна писала, будучи безнадежно больной. Писала либо дома, либо в больницах. В июне 1965 года книга была напечатана, а 7 июля Вероники Тушновой не стало. Всего 54 года прожила эта удивительная женщина.
В восьмидесятом номере “Литературной газеты” 8 июля 1965 года от имени Союза писателей РСФСР и Московской писательской организации сообщалось о преждевременной смерти известной поэтессы, члена Союза писателей Тушновой Вероники Михайловны. [5]. В следующем номере “Литературной газеты” за 1965 год в некрологе от группы её товарищей говорилось, что “Вероника Тушнова верила в своих современниц, считала их прекрасными и звала их к душевной щедрости и мужеству, и сама была щедрой, мужественной. Она любила людей, стоящих рядом и далеких... Мы её запомним талантливой, красивой, человечной” [6].
Напечатал некролог и Александр Яковлевич Яшин, отметив, что “умер человек чистый и красивый, прямой и добрый, человек с благородным сердцем, обнажённым до предела и умевшим любить” [15].
Ведь именно он, Александр Яшин, замечательный вологодский поэт и прозаик, стал последней любовью Вероники Тушновой. У него была семья, дети, окончательно уйти от которых он не мог, поэтому трудным было их счастье.
Лирика Вероники Михайловны Тушновой востребована и сейчас. Появляются в печати отдельные книги ее стихов, кроме того, стихи поэтессы часто включаются в сборники знаменитых поэтов XX века.
На уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе ее стихотворения должны занять достойное место. Ведь они делают нашу жизнь светлее и теплее, учат творить добро, верить в себя и любить людей. Они помогают увидеть не только красоту слов русского языка, но и особенности использования той или иной части речи. Ведь поэтесса отбирает слова, которые ей кажутся самыми нужными для выражения силы чувств. Слова эти относятся к разным частям речи.
Одной из значимых частей речи в ее стихотворениях являются местоимения, среди которых выделим личные местоимения первого и второго лица. Так, с местоимения “я” начинаются стихи, созданные Тушновой в разные годы : “Я живу в постоянном предчувствии чуда...”, “Я пенять на судьбу не вправе...”, “Я прощаюсь с тобой..”, “Я поняла...”, “Я без тебя училась жить...”, “Я люблю выдумывать страшное...”, “Я стою у открытой двери...”, “Я одна тебя любить умею...”. Местоимение “ты” является началом таких стихов, как: “Ты не горюй обо мне, не тужи..”, “Ты все еще тревожишься - что будет?”, “Ты не любишь считать...”, “И вот ты купе закрываешь...” и других. Иногда началом стихотворений являются односоставные предложения, в которых личные местоимения “я” или “ты” легко подставляются. “Не знаю - права ли..”, “Жизнь твою читаю...”, “Шагаю хвойною опушкой...”, “Не опасаюсь впасть в сентиментальность...”, “Терпеливой буду, стойкой...”, “А может быть останусь жить...”, “Вот уеду, исчезну...”. “Зачем судьбу который раз пытаешь?..”, “Осчастливь меня однажды...”, “Не сули мне золотые горы..”, “Помнишь, как залетела в окно синица...”, “А знаешь, все еще будет!..”.
Какие же образы скрываются за местоимениями “я” и “ты”? “Я” - лицо говорящее, которое любит, которое не мыслит своей жизни без любви и любимого. “Ты” - это собеседник, избранник, который самый лучший, к которому обращается “я”, выражая свои чувства и переживания. Рядом с ним - счастье, радость; без него- “сердце плачет”.
Понять состояние “я” и “ты” в настоящем, прошедшем или будущем помогают глаголы, которые в стихах Вероники Михайловны Тушновой выбраны не случайно. Посмотрим с этой точки зрения на некоторые стихотворения поэтессы. Вот одно из них:
Я без тебя училась жить,
я принялась за дело.
Костер сумела я сложить –
гудело, а не тлело.Я без тебя училась жить...
Как сердце ни болело,-
сумела песню я сложить,
не плакала, а пела.На озаренные кусты
глядела ясным взглядом..
Но вышел ты из темноты
и сел со мною рядом.
Семнадцать глаголов в этом стихотворении, тринадцать из них употреблены в прошедшем времени, два – даны в начальной форме (они повторяются дважды и составляют глагольные рифмы: “жить-сложить”). К разным смысловым группам относятся глаголы: собственного бытия -“жить”, возможности и желания- “сумела”, звучания- “пела”, “гудело”; осуществления событий- “вышел”, субъектного помещения –“сел”. Большинство глаголов этого стихотворения характеризуют действия “я”, только два – “ты”. Но эти два глагола дарят “я” любовь и счастливое ощущение, ведь “вышел ты из темноты// и сел со мною рядом”.
В стихотворении “И вот ты купе закрываешь” показаны действия настоящего и будущего времени. Для “ты” появляются такие глаголы, как “закрываешь”, “включаешь”, “скрываешь”, знаешь”, “прячешь”.
И вот ты купе закрываешь,
включаешь ночник голубой...
ты знаешь,
ты только скрываешь,
что еду я вместе с тобой.
Для “я” - “еду” (настоящее время). Далее - “стану жить”, “буду плакать” (то, что будет); есть глаголы будущего для “мы” - “выйдем”, “увидим”, “пойдем”:
Но вместе, да, вместе мы выйдем
на утренний влажный перрон,
и бледное небо увидим
с оравой орущих ворон,
дорогой, подернутой дымкой,
мы в хвойные дали пойдем,
и стану я жить невидимкой
в неласковом доме твоем,
и будут недели молчанья
медлительны и горьки,
и буду я плакать ночами
на бревнышке возле реки.
“Я” в стихах проникнуто и грустью, и верой в счастье, и благодарностью любимому за то, что он подарил любовь: “Благодарю! Благодарю!// Вовек не отблагодарю я!”, “Я люблю тебя. // Это значит - // Я желаю тебе добра”.
Литература
- Аннинский, Л. А. Вероника Тушнова: “Не отрекаются любя”// Литературная учеба. 2005. № 3. – С. 132-141.
- Ахмадулина, Б. А. Предисловие к публикации стихов Вероники Тушновой // Литературная Россия. 1976. № 13.-С. 16.
- Большой толковый словарь русских глаголов. Под общей редакцией профессора Л. Г. Бабенко.- М.: “АСТ-ПРЕСС”. -2009.
- Венгер, Ю. А. “Счастье” Вероники Тушновой // Русская речь. 2011. № 2. С. 24-28
- Литературная газета. 1965. № 80.-С. 4.
- Литературная газета. 1965. № 81.-С. 4.
- Савельева, Н. Этюд к портрету Вероники Тушновой //Первое сентября. 1998. № 110.- С. 10.
- Снегова, И. А. “Сто часов счастья”// Литературная газета. 1970. № 10. С.-6
- Соболь, М. А. “Биенье сердца моего”// Поэзия: Альманах, выпуск 20. М., 1977.- С. 161-163.
- Соболь, М. А. Вареничка // Октябрь. 1987. № 8.- С. 180-182.
- Соколов, А. Сто часов счастья... Разве этого мало// Крестьянка. 2000. № 8. –С. 8-11.
- Тушнова, В. М. Не отрекаются любя.- М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.- 334 с.
- Тушнова , В. М. Стихи любимым. Лирика.- М.: Эксмо, 2010.-352 с.
- Тушнова, В. М. За это можно все отдать.- М.: ЭКСМО, 2011. -384 с.
- Яшин, А. Я. Памяти друга//Литературная газета. 1965. № 81-С.4.
Приложение. Сценарий внеклассного мероприятия “А знаешь, всё ещё будет...!”