“…зорко одно лишь сердце. Самого
главного глазами не увидишь”.
Антуан де Сент - Экзюпери.
Проблемный вопрос. Почему Г. Троепольский определил жанр своего произведения как лирико-оптимистическую драму?
Цели.
- Обосновать свое отношение к персонажам повести “Белый Бим Черное ухо” Г.Троепольского через сопоставление её эпизодов с фрагментами одноименного кинофильма С.Ростоцкого, с эпизодами философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, баллады А.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”, сказки-были М.Пришвина “Кладовая солнца”.
- Совершенствование умения подбирать аргументы из прочитанного произведения и соотносить их с тезисом.
- Выяснить, какое символическое значение приобретает цвет в повести Г.Троепольского “Белый Бим Черное ухо”. .
- Формирование таких нравственных понятий, как милосердие, сострадание, альтруизм, ответственность.
- Совершенствование умений логически, ассоциативно, образно мыслить.
- Совершенствование умения видеть подтекст художественного произведения.
- Совершенствование умения анализировать и интерпретировать текст художественного произведения в единстве содержания и формы.
- Письменно ответить на вопрос “Какой эпизод повести “Белый Бим Черное ухо” больше всего меня взволновал?”
ТСО: ноутбук, видеопроектор.
Наглядность:
- Фрагменты кинофильма “Белый Бим Черное ухо” С.Ростоцкого. (Производство киностудии им. М.Горького, 1977).
- Эпизоды повести “Белый Бим Черное ухо” Г.Троепольского. (Изд. “Детская литература”, М., 1985).
- Эпизоды философской сказки “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери. (Изд. “Международные отношения”, М., 1992).
- Эпизод сказки-были М.Пришвина “Кладовая солнца” (Калининградское книжное издательство, 1974.).
- Эпизод баллады А.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”. (А.С.Пушкин. Сочинения в трех томах. Том 1. Изд. “Художественная литература”, М., 1985). (В тексте работы ссылки на художественное произведение оформляются в квадратных скобках.)
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Частично-поисковый;
- Исследовательский.
Ход урока
- В центре нашего внимания – эпизоды повести Г.Троепольского и фрагменты одноименного кинофильма С.Ростоцкого “Белый Бим Черное ухо”.
(Кадр кинофильма: 00.00 – 00.53 – временной промежуток данного фрагмент; далее будут указаны лишь цифры).
Анализируя эпизоды повести, проведем аналогии с эпизодами других художественных произведений. С ответа на вопрос “О чем эта повесть?” начнем урок.
(Повесть “Белый Бим Черное ухо”, написанная Г.Троепольским в 1971 году и удостоенная в 1975-ом Государственной премии, призывает нас к доброте души и сердца. Она написана так, что при чтении возникают переживания за судьбу собаки, оставшейся без хозяина в период его операции. Произведение заканчивается гибелью Бима, которую читатель зримо видит вместе с Иваном Ивановичем, хозяином собаки: “И вот сторож распахнул дверь фургона. Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Ногти передних лап налились кровью.” [1, с.209]. При чтении повести приходишь к выводу: человеческое общество ещё настолько несовершенно, что такие прекрасные качества, как преданность и доверчивость, могут привести к трагедии. Всё произведение пронизано борьбой добра и зла, причем зло в конце концов восторжествовало, но отсутствие “Heppy end” рождает в читателях чувство необходимости борьбы со злом, призывает нас быть более гуманными к “братьям нашим меньшим” и друг к другу. Бим на своем пути встречает много совестливых, добрых, великодушных людей. Это и Степанида, и Даша, и Алеша, родители Алеши, и Толя, и безымянная ремонтница пути, и безымянный машинист – все они так или иначе пытались помочь собаке, но она убегала от них, т.к. слишком была предана только одному человеку на Земле – своему хозяину. Преданность Бима хозяину, близкая к самопожертвованию, и привела его к гибели. Да, злых немного, но их вполне достаточно, чтобы обречь на гибель доверившегося им пса. У отрицательных героев почти нет имен: это и некто “Толстый-претолстый”, и “человек с мясистыми отвисшими губами”, и “Серый дядька”, и “дебелая бабенка”, и, наконец, зловещая “Тетка”. Особенность их поведения в том, что под прикрытием красивых, правильных слов они совершают черное дело. Повесть Г.Троепольского “Белый Бим Черное ухо” - это повесть не только о благородстве души и подлости, о добре и жестокости, сердечности и черствости, преданности и предательстве, верности и вероломстве, но и о бережном отношении к матери-природе. Г.Троепольский напоминает читателям: жизнь человека в согласии с природой делает его выше, чище, благороднее, предостерегает его от совершения зла: “В такие дни в лесу сердце становится не только всепрощающим, но и требовательным к себе. …В осеннем солнечном лесу человек становится чище ”. [1, с. 48]. )
(Кадр кинофильма: 00.25 – 00.53).
- Название повести очень ёмкое, содержательное. За счёт какого художественно-изобразительного средства автору удалось это сделать?
(За счет антитезы – противопоставления цвета: “белый” - “чёрное”, только второй эпитет, в отличие от первого, употреблен не в начальной форме.)
- Эпитеты “белый” - “чёрное” употребляются и в прямом, и переносном значении. Когда в прямом, когда в переносном?
(В прямом, когда характеризуют окрас Бима; в переносном – когда характеризуют поступки людей, с которыми встречается собака).
На доске появляется таблица:
белый | чёрный (нач. форма) |
прямое значение (окрас Бима) | |
-- | + |
переносное значение (символ поступков людей) | |
+ | -- |
совесть | |
+ | -- |
(Для Бима белый цвет, в отличие от черного, плох: белый цвет, по законам кинологии, - признак вырождения; применительно к поступкам людей - наоборот: белый цвет символизирует хорошие поступки, черный - плохие. Людей, которые совершают добрые дела, можно охарактеризовать как совестливых, а у тех, кто не способен на добрые дела, отсутствует совесть, потому что совести в человеке не бывает много или мало – она либо есть, либо ее нет).
- Наверное, об этом напоминает человеку природа, когда со временем цвет его волос приобретает белизну – белым цветом природа мудро задает смотрящемуся в зеркало человеку вопросы “А правильно ли ты живешь? Не растерял ли ты на своем жизненном пути совесть?” По-видимому, именно это имел в виду великий А.Пушкин, когда в балладе “Песнь о вещем Олеге” подводил итоги жизненного пути Олега и его дружинников: “И кудри их белы, как утренний снег, // Над славной главою кургана”. [4, с. 274 ].
Автор дважды акцентирует внимание читателя на цвете “белый”: через постоянный эпитете “белы” и через подтекст сравнительного оборота “как утренний снег” (снег, выпавший ночью, утром ослепительно бел, ничем не запятнан). В данных стихотворных строках “белый” цвет превращается в символ чистоты, незапятнанности, безупречности прожитой Олегом и его дружинниками жизни.
Обратим внимание на пояснение, которое сделал кинорежиссер С.Ростоцкий после названия кинофильма “По мотивам повести “Белый Бим Черное ухо” Г.Троепольского”. О чем оно свидетельствует?
(Значит, между содержанием повести и содержанием кинофильма будут какие-то расхождения, что вполне закономерно: художественное произведение, написанное писателем, и художественный фильм, созданный кинорежиссером, - это совершенно разные виды искусства, у каждого из них свои правила, свои закономерности.)
- Белый цвет, белый окрас - это трагедия в жизни только что появившегося на свет щенка.
(Фрагмент кинофильма: 05.18 - 05.38).
Когда смотришь этот фрагмент кинофильма или читаешь эпизод повести, соответствующий ему, в памяти невольно возникают строки из философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, которые стали эпиграфом урока.
( “…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. [2, с. 55]. )
- Того, кто имеет зоркое сердце можно назвать человеком… Подберите эпитеты.
(Хорошим, добрым, сострадательным, милосердным, гуманным, совестливым).
- Совсем не таким оказался первый хозяин белого щенка: за белым цветом он не разглядел внутренней сущности собаки, аргументируйте эту мысль текстом повести.
(Остановленный кадр кинофильма без звука: 05.38).
(Для него законы кинологии оказались превыше всего. Дело в том, что белый цвет у сеттеров считается признаком вырождения. Бим при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров, но окрас оказался абсолютно нетипичным. По стандартам охотничьих собак сеттер должен быть обязательно черный, с блестящим синеватым отливом – цвета еоронова крыла… Сеттеры выведены в Шотландии… Порода сложилась к началу второй половины Х1Х столетия… Современные шотландские сеттеры спокойного, мягкого характера, послушные и незлобивые, они рано и легче принимаются за работу, успешно используются и на болоте, и в лесу… Характерна отчетливая, спокойная, высокая стойка…[1, с. 8, 11].)
Вторым хозяином Бима стал бывший журналист, участник Великой Отечественной войны, пенсионер Иван Иванович, который сделал все возможное, чтобы приобретенного щенка превратить в настоящего друга и таким образом скрасить свое одиночество. А Иван Иванович действительно одинок – одинок среди людей. Почему?
(У Ивана Ивановича в период Великой Отечественной войны погиб сын; жена, не выдержав удара судьбы, скончалась).
- Так по сюжету повести, по фильму – иначе: сын погибает в горах. Как свидетельствует статистика, в семьях подобного рода более мужественными являются мужчины – женщины, подобно жене Ивана Ивановича, не могут противостоять нагрянувшей беде, и мужья остаются
без жен. Акцентировав внимание читателей и зрителей на одиночестве Ивана Ивановича, Г.Троепольский и С.Ростоцкий напоминают нам о бережном отношении друг к другу.
“Как появляются друзья?” - ответ в философской форме вновь попытаемся найти у Экзюпери в сказке для взрослых “Маленький принц”, и найденный ответ свяжем с эпизодом повести “Белый Бим Черное ухо”. Вслушаемся в диалог персонажей сказки – Маленького принца и Лиса
(…нет таких магазинов, где торговали бы друзьями… Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпением, - ответил Лис. [ 2, с.54]. )
У хозяина, чтобы приручить щенка, терпения оказалось более, чем достаточно…
(Кадр кинофильма: 07.06 – 08.32).
Незаметно прошел год… Крепли дружба, доверие, любовь между годовалой собакой и ее хозяином.. Друзья все больше и больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака. Дружба, казалось, будет вечной. И даже невыдача родословного свидетельства не омрачила жизни. [ 1, с. 17, 20, 22]. )
(Кадр кинофильма: 36.52 – 37.40).
Настоящая дружба накладывает очень большие обязанности и очень большую ответственность – об этом напоминают нам и французский, и русский писатели, но напоминают по-разному: прямо и открыто - Антуан де Сент - Экзюпери, через подтекст – Г.Троепольский.
(На доске появляется рисунок айсберга: текст и подтекст художественного произведения можно сравнить с айсбергом: видимая часть айсберга – это текст произведения, невидимая, которая порой бывает больше видимой, - подтекст).
Слова Антуана де Сент Экзюпери и стали темой сегодняшнего урока.
(“Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”). [ 2, с. 55].
“Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил” - эти слова немой укор Ивану Ивановичу, если подойти к оценке взаимоотношений собаки и ее хозяина именно с этой точки зрения. Почему?
(Иван Иванович, несмотря на хорошее отношение к Биму, несмотря на свои прекрасные качества - такие, как доброта, милосердие, сострадание, чуткость – сделал не все, что мог, для своего друга и тем самым положил начало трагедии преданного, доверчивого, любящего и прирученного им существа. Докажем, что это действительно так: осколок пули, засевший около сердца, напоминал о себе неоднократно, и Ивану Ивановичу стало плохо не внезапно… Если бы сердечный приступ случился внезапно, тогда бы было совершенно естественно и закономерно, что хозяин, которого увезла скорая помощь, отдал своего друга первому попавшемуся человеку, своей соседке Степановне, – пусть доброй, сострадательной, но, к сожалению, ничего не понимавшей в собаках.)
(Кадр кинофильма: 53.16 – 54.14 ).
- Постараемся объяснить, почему добрый, сострадательный, чуткий Иван Иванович, знавший, что рано или поздно придется лечь на операционный стол, чтобы извлечь пулю, и знавший, что за время его отсутствия Бим останется один, заранее не побеспокоился о судьбе прирученной им собаки?
(Во-первых, таков писательский замысел: через такое поведение своего героя Г.Троепольский лишь в подтексте повести напоминает нам, читателям, о том, что мы навсегда в ответе за тех, кого приручили, - в ответе за любое живое существо, которое к тебе привязалось).
(Во-вторых, поведение Ивана Ивановича типично для нас, русских, потому что очень часто нашим поведением руководит беспечное “авось”: “Авось повезет”, “Авось пронесет”, “Авось беда пройдет мимо”. Вспомним хотя бы эпизод из сказки-были М.Пришвина “Кладовая солнца”, когда Митраша типично по-русски полагается на безрассудное “авось”.
(Очутившись в Слепой Елани, самом погибельном месте Блудова болота, где много погибло людей и скота, он тем не менее рванулся вперед, понадеявшись на везение, связанное с беспечным “авось”, хотя прекрасно знал, что отсутствие травы белоус говорит об отсутствии тропы человеческой, а значит, предупреждает об опасности. [3, с.98 ]. )
Тоска по внезапно исчезнувшему другу, боль от разлуки с ним настолько невыносимы для Бима, что он не внял приказу Ивана Ивановича “ждать” и впервые его нарушил, - аргументируем эту мысль текстом произведения.
(Отныне вся цель жизни Бима свелась к двум понятиям: ждать и искать. Он искал Ивана Ивановича везде: в городе и за городом – и по этой причине убегал от хороших людей, которые пытались ему помочь; почти ничего не ел. [ 1, с. 78, 84]. )
(Кадр кинофильма: 1.07.16 – 1.07. 38; 1.17.45 – 11.18.24).
Именно в поисках Ивана Ивановича Бим очутился на железнодорожной станции и побежал за поездом. Вот здесь наблюдается одно из существенных расхождений между содержанием повести и содержанием кинофильма: по кинофильму – Бим побежал за полюбившейся Дашей, по повести – прежде всего за хозяином: как ни симпатична и добра была Даша, не мог Бим предать своего хозяина даже на миг и забыть о нем – пусть даже на короткий промежуток времени. Приведем аргументы из повести.
(“В его собачьем уме возникло совершенно, казалось, правильные заключения: Даша там, люди в белых халатах там, значит, Иван Иванович может быть там тоже. Может! Не увезли ли его люди в белых халатах? Долго бежал. И, наконец, еле переводя дух, пал между рельсами, вытянув все четыре лапы, задыхаясь и тихонько скуля. Надежды не оставалось никакой. Не хотелось никуда идти, да он и не смог бы, ничего не хотелось, даже жить не хотелось. … Бим лежал, видел в бреду своего единственного и незаменимого друга и готов был ко всему, даже не осознавая этой готовности”. [ 1, с. 89, 90].
(Кадр из кинофильма: 2 серия, 00.08 - 01.00)
В кинофильме нет сцен жестокого обращения с собакой – все это осталось за кадром: нельзя сценами жестокости пробудить в душах читателей - а это прежде всего юные читатели – любовь, сострадание, милосердие к окружающему. По этой причине мы не видим, как Клим жестоко избивает собаку – избивает за интеллигентность, которая на генетическом уровне передалась Биму от родителей и которую привил хозяин.
(Клим и не смог понять в своем озлоблении, что Черноух не приучен рвать подранков и душить их, что это ниже достоинства интеллигентного сеттера…Сегодня с Бима спросили больше того, что он может; от него потребовали: ты должен, обязан сделать то, чего не можешь сделать против своей собачьей чести и совести. За неисполнение жестоко и свирепо избили. [ 1, с. 153, 154].
(Кадр из кинофильма: 45.03 - 45.24).
За кадром по сути дела осталась и другая сцена жестокости – сцена, повествующая о том, как глубокой ночью отец Толика вместе с шофером отвозят больного Бима в лес и привязывают к дереву. Все кадры, по-видимому, затемнены из-за того, что совершается черное дело – самое настоящее предательство не только по отношению к Биму, но и к собственному сыну.
(Кадр из кинофильма: 54.54 – 56.00).
Какие художественно-изобразительные средства использовал Г.Троепольский, чтобы охарактеризовать безысходность положения, внутренне состояние привязанной к дереву и обреченной еще на большие на муки больной, беззащитной собаки.
(Эпитеты и цветопись. “Темная, темная ночь. Небо заволокло тучами – оно черное…, непроглядное. Бим прижался к дереву боком, прижук в непроглядной темноте, слился с нею, одинокий, беззащитный, брошенный человеком, которому он не сделал никакого зла. …Подул ветер …и наконец все слилось в единый тревожный черный шум. …А ветер все разыгрывался полным и единственным властелином в кромешной тьме… Биму казалось. что кто-то черный-черный, огромный распластался … над ним, затерявшимся в этой суровости псом… Биму стало так жутко, что боль в теле на время отошла… Было непроглядно темно. …Бим сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный.” [ 1, с. 174, 176.]
Если до встречи с Климом и отцом Толика Бим руководствовался двумя понятиями: ждать и искать хозяина, то теперь после безрезультатных поисков осталось одно: ждать. А для этого надо было возвратиться к порогу родного дома, но для больной собаки это окажется невозможным - на это указывают эпитеты, найдем их.
(“По шоссе бежала тощая хромая собака. Вперед бежала, только вперед, медленно, тяжко, но вперед, к той двери, у которой есть доброта, около которой Биму хотелось лечь и ждать хозяина, ждать доверия и самой обыкновенной, простой человеческой ласки”. [ 1, с. 182]
(Кадр из кинофильма: 1.07.10 – 1.08.31).
Заканчивая повесть гибелью Бима, заставляя читателя сопереживать, сочувствовать изображаемому и пробуждая в нем таким образом желание творить добро, автор через подтекст драматического финала задает ему вопрос: “А можешь ли ты по-есенински просто сказать о себе: “…и зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…”. Именно по этой причине автор определил жанр своего произведения как лирико-эпическую драму.
Рассмотрим роль пейзажной зарисовки, которая введена в концовки повести и кинофильма.
(Кадр из кинофильма: 1.20.17 – 1.20.47).
(Через пейзажную зарисовку Г.Троепольский и С.Ростоцкий напоминают нам, как читателям и как зрителям, о нашей личной ответственности перед теми, кого мы приручили; перед природой, которая нас окружает; перед планетой Земля, на которой мы живем.)
В подтексте этой пейзажной зарисовки звучат строки, обращенные непосредственно к каждому из нас:
Берегите эти земли, эти воды,
Каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы –
Убивайте лишь зверей внутри себя.