Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цели урока:
- совершенствовать навыки анализа текста,
- развивать творческие способности учащихся,
- прививать любовь к чтению произведений Ю.Казакова, развивать универсальные учебные действия учащихся,
- формировать у учащихся чувства взаимопомощи, доброты.
Планируемые результаты:
- Предметные: уметь выразительно читать текст, знать литературоведческие термины: «кульминация», «кольцевая композиция» и «антитеза», знать содержание прочитанного произведения, уметь аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.
- Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности прийти на помощь другу в сложной жизненной ситуации.
- Познавательные: уметь анализировать поставленную задачу (на нее указывает цвет шляпы) и разрабатывать алгоритм ее решения; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности.
- Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Необходимое оборудование: презентация, музыкальное произведение Моцарта «Реквием», раздаточный материал (карточки-задания для работы в группах, задание «ДА–НЕТка», «Лист самооценки», ватман А3, маркеры, цветовые карточки для рефлексии), цветные шляпы (белая, черная, красная, желтая, зеленая, синяя).
Эпиграф:
Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце.
А.И. Солженицын.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас нетрадиционный урок: урок-размышление, на котором мы будем оценивать поступки героев рассказа Юрия Казакова «Тихое утро», используя метод «Шесть шляп мышления». Я уверена, что у вас все получится. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столе лежит «Листок самооценки». Приложение 1
Рассмотрите основные виды деятельности на уроке и рейтинговую систему оценки за урок. В конце урока вы подсчитаете количество баллов, полученных за разные виды деятельности, выставите оценку и сдадите листок учителю.
II. Проверка домашнего задания. ДА-НЕТка
Взаимопроверка (слайд 3), выставление баллов в «Листок самооценки».
III. Мотивация
Послушайте притчу.
Однажды к отцу пришла дочь, молодая женщина, и с грустью сказала:
– Папа, я так устала от всего, у меня постоянные трудности на работе и в личной жизни, уже просто нет сил… Как справляться со всем этим?
Отец отвечает:
– Давай я тебе покажу.
Он ставит на плиту 3 кастрюли с водой и приносит морковь, яйцо и кофе. Опускает каждый ингредиент в отдельную кастрюлю. Через несколько минут выключает плиту и спрашивает дочь:
– Что стало с ними?
– Ну, морковь и яйцо сварились, а кофе растворился, – отвечает девушка.
– Правильно, – отвечает отец, – но если мы посмотрим глубже, то окажется, что морковь, которая была твердой, после кипятка стала мягкой и податливой. Яйцо, которое раньше было хрупким и жидким, стало твердым. Внешне они остались такими же, но внутренне изменились под воздействием одинаковой враждебной среды – кипятка. То же происходит и с людьми – сильные внешне люди могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…
– А как же кофе? – удивленно спросила дочь.
– О, кофе – это самое интересное. Он полностью растворился в агрессивной среде и изменил её – превратил кипяток в чудесный ароматный напиток. Есть люди, которых не могут изменить обстоятельства – они сами изменяют их и превращают в нечто новое, извлекая для себя пользу и знания из ситуации. Кем стать в трудной ситуации – выбор каждого.
- О чем эта притча?
- О нравственном выборе, с которым сталкивается человек в трудной ситуации.
- Как связана эта притча с рассказом, который вы прочитали дома?
- Герой рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» Яшка, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации выбора: сохранить себе жизнь и не рисковать или, рискуя своей жизнью, спасти друга. Какие чувства овладевают спасателем? От чего зависит окончательное решение: убежать или спасти?
- Приходилось ли вам бывать в сложной ситуации выбора? В чем сложность такой ситуации?
- Человек должен справиться с негативными эмоциями, например со страхом или обидой. Борьба с самим собой - самая сложная.
- Запишите словосочетание «нравственный выбор» в тетрадь. Между чем мы делаем выбор? Запишите ваши ассоциации к понятию «нравственный выбор» в виде антонимической пары, например, добро – зло.
Проверьте в группе, какие ассоциации у вас совпадают. Подчеркните эти совпадения.
Я тоже приготовила свои ассоциации, посмотрим, совпали ли ваши ассоциации с моими. Назовите эти совпадения. Запись на доске совпадений:
- добро - зло
- равнодушие - отзывчивость
- помощь – эгоизм,
- совесть - бесчестие,
- правда - ложь,
- жизнь – смерть,
- жадность – щедрость,
- смелость - трусость
- Что обозначают эти слова?
- Эти слова характеризуют поступки человека, черты характера. На доске у нас получился кластер, который поможет проанализировать поступки героя рассказа «Тихое утро».
- От чего же зависит окончательное решение в нравственном выборе? (дети отвечают)
- Давайте предположим, окончательное решение зависит от убеждений человека, его взглядов, моральных качеств, чувств.
IV. Постановка учебной задачи. Формулировка темы
- Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к эпиграфу нашего урока: «Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце» (А.И.Солженицын). (слайд 4)
- Однозначно оценить человека нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты», и нравственные «падения». В рассказе «Тихое утро» писатель предстает как тонкий психолог, раскрывающий взлеты и падения героев.
- Давайте определим задачи нашего урока. Что мы должны сегодня сделать, чтобы ответить на проблемный вопрос: от чего же зависит окончательное решение в нравственном выборе?
Задачи нашего урока: проследить за поступками, мыслями, чувствами главного героя в соответствии с разными типами мышления, исследуя «точки» нравственных «взлетов» и «падений».
- Как назовем наш урок, чтобы показать внутреннюю борьбу героя? Вспомните слова из текста, отражающие эту борьбу.
«Убежать никак нельзя» (Проблема нравственного выбора в рассказе Ю.Казакова «Тихое утро»)
V. Чтение отрывка из рассказа «Спасение Володи» под музыку Моцарта «Реквием»
- Какой эпизод в рассказе является кульминацией? Вспомните основные элементы сюжета произведения (слайд 5). Что такое кульминация?
Кульмина́ция (от лат. Culmen «вершина») в литературном произведении — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами.
Кульминацией в рассказе является эпизод «Спасение Володи». Чтение эпизода от слов «Тонет!» - с ужасом подумал Яшка…» до слов «…и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным».
VI. Работа по анализу рассказа
Теория литературы. Понятие кольцевой композиции.
- Как начинается рассказ?
Повествование в рассказе начинается с описания утра: «Еще только – только прокричали сонные петухи, еще темно было в избе».
- А как заканчивается произведение? Тоже описанием природы.
- Такое строение произведения, или композиция, называется рамочной или кольцевой. (слайд 7) Кольцевая композиция содержит повтор зачина и концовки текста. Такой тип строения дает возможность вернуться к уже сказанному в зачине на новом уровне осмысления текста. Такая композиция раскрывает смысл названия рассказа «Тихое утро». Почему рассказ называется «Тихое утро»? Чтобы ответить на этот вопрос, заполним таблицу.
Смысл названия рассказа и роль пейзажа (слайд).
Заполнение цитатной таблицы.
|
Состояние природы |
Внутреннее состояние человека |
Завязка |
«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом»; |
«Вся прелесть утра уже была отравлена» |
Кульминация |
«Ярко светило солнце, листья блестели, трясогузка с блестящим взглядом, всё дышало покоем и тишиной, тихое утро |
«Случилось небывалое – только что утонул человек» |
Развязка |
«дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню» |
«Брызнули слезы», «плакал от радости, от пережитого страха, от того, что всё хорошо кончилось» |
Вопросы для заполнения таблицы:
1. Когда происходит завязка действия? (Мальчики собираются на рыбалку). Найдите описание деревни в этом эпизоде. Какое настроение было у Яшки в этом эпизоде?
2. Какой эпизод является кульминацией в рассказе? Найдите описание природы в этот момент? Найдите описание внутреннего состояния героя.
3. Когда происходит развязка действия? Каким пейзажем заканчивается повествование? Сравните его с внутренним состоянием героя.
4. Когда состояние природы и человека совпадает?
Состояние природы и человека совпадает, когда Яшка творит добро. Природа и человек радуется новому дню. Человек радуется, что жизнь восторжествовала и природа радуется каждому новому дню.
Проблемный вопрос при обсуждении таблицы:
- Какова роль пейзажа?
- Почему так называет рассказ Юрий Казаков? Какой прием использует автор?
Слово «тихое» явно противопоставлено содержанию рассказа, чувствам, которые пришлось пережить в это вовсе не тихое утро героям Ю.Казакова. Антитеза, заложенная в названии, помогает читателю ярче и полнее ощутить всё то, что испытали мальчики, и воспринять главную идею произведения: остаться человеком в любых обстоятельствах.
VII. Физкультминутка «Печатная машинка». Печатаем фразу «Убежать никак нельзя»
Печатная машинка. Между учениками класса распределяем буквы алфавита (возможно, по нескольку букв, особенно если буква редко употребляется). Чтобы распределение проходило быстрее, мы напечатали буквы крупно на листочках и предоставляем право ребятам раздать их. Теперь каждый из участников превращается в клавишу печатной машинки. Задаем слово для печати, например, к-о-л-л-а-ж. Ребята сразу должны начать печатать его:вставать по очереди и произносить название своей буквы. Забылся, не встал вовремя, вскочил с кем-то другим - печатная машинка сломалась, начинаем печатать заново! Сначала слова могут быть простыми, постепенно усложняем их. В учебниках Львова есть упражнения с орфографическим минимумом. После работы с этими упражнениями дома мы "печатаем" их в классе. Проверка запоминания слов проходит быстро и весело.
После некоторой тренировки, чтобы интерес к упражнению не пропадал, можно его усложнить и печатать не только слова, но и словосочетания и даже предложения, заменяя пробел, например, хлопком учителя. Включенность учителя в игру - действенный метод сплочения с ребячьим коллективом! А уж если вы ошибетесь!.. Дети должны понимать, что каждый человек может ошибиться, главное - вовремя исправить ошибку!
VIII. Работа в группах. «Шесть шляп мышления»
А теперь проследим за поступками, мыслями, чувствами главного героя в соответствии с разными типами мышления. И ответим на поставленный проблемный вопрос:
От чего же зависит окончательное решение в нравственном выборе?
Группа 1. Белая шляпа: информация (участники этой группы оперируют только фактами, то есть объясняют, почему мальчик чуть не утонул)
Соберите всю информацию о случившемся происшествии и объясните, почему мальчик чуть не утонул? Назовите только факты, помогающие разобраться в случившемся. О чувствах не говорите!!!
Вам помогут следующие вопросы:
- Сколько лет мальчикам?
- Где они живут? Чем занимаются?
- Где происходит действие?
- Что они знают друг о друге? Чего не знал Яшка о Володе?
- Как Яшка понял, что Володя тонет?
- Как спасает Яшка Володю?
- Какие факты вы знали о поведении на воде, что вы нового узнали о поведении на воде?
Упакуйте информацию в любую удобную для вас форму: таблицу, кластер, схему, план, тезисы, рисунки.
Группа 2. Красная шляпа: чувства и интуиция (участники этой группы оценивают эмоциональное восприятие заданной ситуации без обоснования своих выводов)
Проследите по тексту рассказа, какие чувства испытывает Яшка в описанной ситуации? Меняются ли они?
- Почему Яшка, увидев, что Володя тонет, сначала убежал?
- Что заставило Яшку вернуться?
- Какое чувство испытывает Яшка после спасения Володи? Почему он плачет?
- Составите эмоциональную карту состояния Яшки в виде кластера- ромашки. Впишите в лепестки чувства героя, раскрасьте эти лепестки в цвета, которые, по вашему мнению, соответствуют этим чувствам.
- Сделайте вывод: Как эмоциональное состояние отразилось на его поступке?
Группа 3. Желтая шляпа: логический позитив (участники этой группы ищут выгоды сложившейся ситуации, обрисовывают только положительные моменты)
Оцените случившуюся ситуацию с положительной точки зрения.
- Что знал Яшка об оказании первой медицинской помощи? Как это ему помогло?
- Что ещё помогло Яшке спасти Володю?
- Какие моменты в поведении Яшки мы можем назвать «нравственным взлётом»?
- Почему Яша стал спасать Володю, ведь он тоже маленький?
Представьте ваши рассуждения в любой удобной для вас форме: таблице, кластере, схеме, плане, тезисах, рисунках, комиксах.
Группа 4. Черная шляпа: критика (участники этой группы критикуют сложившуюся ситуацию, обрисовывают только отрицательные моменты)
Оцените случившуюся ситуацию с критической точки зрения.
- Чего не знал Яшка о «психологии утопающего»? Как это могло навредить ему?
- Какие моменты в поведении Яшки мы можем назвать «нравственным падением»?
- Смог бы Яшка жить спокойно после смерти своего приятеля? Понимал ли Яшка всю тяжесть своего положения?
- Понимали ли взрослые, которые отпустили детей, к каким последствиям могла привести эта рыбалка?
- Что бы вы посоветовали сверстникам, чтобы избежать такой опасной ситуации?
- Какие опасности подстерегали главного героя?
Представьте ваши рассуждения в любой удобной для вас форме: таблице, кластере, схеме, плане, тезисах, рисунках, комиксах.
Группа 5. Зеленая шляпа: креативность.
Какие отношения были между мальчиками до рыбалки?
Загляни в будущее героев.
Подумайте, как изменились отношения между мальчиками после рыбалки. Напишите короткое письмо Володе от Яшки или Яшке от Володи спустя полгода после описанных в рассказе событий.
Группа 6. Синяя шляпа: выводы (по сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают работу всех групп и делают выводы по анализу ситуации)
Внимательно выслушайте результаты работы других групп. Оформите свое выступление в виде рассуждения:
ТЕЗИС |
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО Выберите из данных высказываний одно, которое могло бы послужить доказательством ваших рассуждений. Запишите его. Подтвердите примером из текста верность этого высказывания. |
ВЫВОД Сделайте вывод: Какие нравственные уроки можно вынести из рассказа? |
IX. Подведение итогов
Нужно оставаться человеком в любой ситуации!
Оставайтесь добрыми, милосердными, человечными, потому что мужество, самоотверженность, сострадание помогают подняться на новую нравственную высоту.
Этому учит рассказ Юрия Казакова «Тихое утро».
А строки стихотворения Татьяны Кузовлевой станут вашим жизненным девизом:
Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь,
Судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой. Остынь.
Поверь – действительно
Все встанет на свои места.
Ты сильный. Сильные не мстительны.
Оружье сильных - доброта.
X. Самооценка
Подсчет баллов, выставление оценок.
XI. Рефлексия
На закрытой доске три рисунка: Мясорубка, Чемодан, Мусорная корзина.
Возьмите цветные стикеры, подойдите к доске и приклейте стикер на ту картинку, которая соответствует вашему настроению:
- Чемодан – знания, полученные на уроке, я возьму с собой в жизненную дорогу;
- Мясорубка – я сегодня много узнал нового, но мне нужно время обработать информацию;
- Корзина – я ничего не узнал нового или знания, полученные на уроке, мне не нужны.
Домашнее задание дифференцированное:
- Письменный ответ: «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», - утверждал М.Горький. Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение героическим?
- Сравните ситуации в рассказе Ю.Казакова «Тихое утро» и Владимира Мирнева «Ночью».
- Прочитайте самостоятельно рассказ Ю.Казакова «По дороге». Подготовьте устный или письменный отзыв о рассказе.