Ход занятия
Человек, как звезда рождается,
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда,рождается ,
Чтоб светлее стала вселенная.
Д. Голубков
I. Слово учителя.
Мы продолжаем цикл занятий, посвященных решению нравственных проблем, поиску ответов на вечные вопросы бытия. Эпиграф вводи нас в круг проблем , которые мы можем рассмотреть на сегодняшнем уроке. Отталкиваясь от эпиграфа, попытайтесь сформулировать те вопросы, обсудить которые было бы важно для вас.
(Место человека в окружающем мире; смысл его жизни; ответственность человека за происходящее на земле).
– Итак, сегодня мы будем говорить о жизни? Из каких событий она состоит? (Радость, потери, достижения, открытия, победы, страдания).
– Бывают такие моменты, когда человек оказывается в жизненном тупике, обстоятельства складываются так, что выйти из них кажется невозможным. Именно к такому моменту человеческой судьбы обращается В. Шукшин в рассказе “Горе”.
II. Актуальность занятий.
– О чем это произведение? (краткий пересказ)
– Определите тему произведения (столкновение человека с трагическими сторонами жизни).
– Выделите сюжетные линии рассказа (Нечай и его жена; дед мальчика и Нечай; старик Нечаев и мальчик, история).
– Перед нами предстоит богатый жизненный материал. Почему Шукшин выбрал малый жанр – рассказ? (Возможность обратить внимание на самые существенные стороны происходящего, острые моменты человеческой жизни).
III. Анализ сюжетной линии рассказа: Нечай и его жена
– Почему так безгранично горе старика? (Потеря самого близкого человека; две трагедии: старость и одиночество).
– Попробуйте восстановить историю жизни семьи Нечаевых, оставшуюся вне сюжета.
(Женитьба, появление детей, трудности военных лет, материальные трудности. Семья большая, детей надо было поставить на ноги, а в конце – одинокая старость).
– О чем говорит Нечай на могиле жены? Найдите слова, передающие переживания несчастного старика. (“Место хорошее сухое. Я себе там приглядел”. “ Прям хоть петлю накидывай”. “Снись хоть почаще”.).
– Прокомментируйте каждую фразу. Что Вы увидели за всем этим? (Душевную боль, любовь, привязанность, понимание, уважение)
– Можно ли назвать жизнь Нечая счастливой (Да: рядом был понимающий человек. Нет: одинокая старость).
– Почему старик оказался один в трагическую минуту? (“Ну, тем вроде далеко, а этот то…?)
– Что самое страшное в этой ситуации? (Об этом говорят с горечью, спокойно, смирились)
– Можно ли это отнести это к “вечной” проблеме отцов и детей? (Нет. Отсутствие душевной чуткости не зависит от возраста).
– Каким мы видим Нечая? Обрисуйте его. Какое слово автор повторяет ? (“маленький”)
– Почему? (Хочет показать беззащитность старика).
IV. Обратимся на вторую и третью сюжетные линии: дед мальчика и Нечай и фронтовая история.
– Какие проблемы решаются в этой части рассказа. Сформулируйте их в виде вопросов. (Прав ли дед мальчика, вторгаясь в мир переживаний Нечая? Почему Микола не рассказал жене о смерти сына? Может ли быть ложь во спасение?).
Задания.
Выберете вопрос, который вас особенно заинтересовал и письменно на него ответьте.
V. В рассказе есть еще один герой. Его чувства, переживания для нас очень важны. Это мальчик, подросток. Итак, 4 сюжетная линия – Нечай и мальчик.
– Почему события переданы через его восприятие? (Дети сострадательны, открывают мир).
– Давайте проследим за развитием чувств подростка, ставшего свидетелем трагедии. Найдите слова, передающее его восприятия жизни, сострадания к людям.
– Что происходит на наших глазах? (Подросток открывает мир – идет развитие души).
– Попробуем выстроить степени духовного роста человека, представленные нам Шукшиным:
– восприятие (способность воспринимать мир)
– понимание (чужой беды)
– сострадание (ощущение боли от чужого горя)
– слияние (сознание чужого горя как своего собственного)
– Как вы определите роль страдания в жизни человека?
– Чувства героев обострены до предела, мы чутко улавливаем любой их нюанс. За счет чего это достигается? (Речевая характеристика героев, сюжет, пейзаж и его роль).
– Пейзаж в начале рассказа, на что нас настраивает?
– А в конце рассказа? (В жизни много состраданий, но все нужно преодолеть).