Тема урока: "На любовь свое сердце настрою…" (по лирике Б.Ш. Окуджавы). 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Я вообще-то счастливый человек.
Несмотря ни на что…
Жизнь моя была интересной.
Я делал то, что я хотел…
Б.Ш.Окуджава

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с кратким очерком жизни и творчества поэта;
  • дать понятие о литературном жанре “авторская песня”;
  • продолжить работу над выразительным чтением художественных текстов, формированием навыка монологической речи, комплексным анализом лирического произведения;
  • воспитывать гуманное отношение к человеку, умение нести в себе духовные ценности и критическое мышление, любовь к отечественной литературе, истории и русскому языку.

Оборудование урока: видеопроектор, слайды с портретами поэта, фотографиями Арбата, видео- и аудиозаписи концертов Б.Ш.Окуджавы, тексты стихотворений поэта.

Словарно-семантическая работа: бард, авторская песня, эпифора, строфа, рифма.

Ход урока

1. На фоне музыки И.Шварца “Любовь и разлука” звучит слово учителя.

- Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, русском поэте, работавшем в жанре авторской песни. Этот жанр необычайно многогранен. Творчество В.С.Высоцкого совсем непохоже на творчество Ю.Визбора, а стихи-песни Ю.Шевчука – на стихи А.Башлачёва. авторская песня – демократичнейшее из искусств, так как не отделяет слушателя от исполнителя, а приглашает его в дружеский круг, где можно подпевать, дома или на природе, сидя у костра.

2. Ученик выразительно читает стихотворение А.Дементьева “Песенка про Булата”.

3. Обращение к эпиграфу урока.

- Ребята, попробуйте, опираясь на факты биографии, доказать или опровергнуть слова Б.Окуджавы о том, что он был человеком счастливым. (Проверка домашнего задания)

“Уцелел в 30-е годы, смог вернуться в Москву, не погиб на войне, дождался маму из лагеря в 47 году, полной реабилитации родителей в 1956 г, писал то, что хотел, и остался на свободе. Описание портрета писателя, выделить главное в его характере – высокую нравственность, чистоплотность помыслов, интеллигентность и порядочность, простоту и скромность, умение радоваться жизни.

4. Звучит песня про Арбат “Ах, Арбат, мой Арбат…” в исполнении ученика под гитару.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему поэт неоднократно обращается в своей поэзии к образу Москвы? Чьи традиции продолжает?

“Поэт очень любил этот город и поэтому посвятил ему много стихов-песен. Увлёкшись песнями французских певцов о Париже, он посчитал несправедливым, что нет таких же интимных, домашних песен о его городе, о Москве, улицы и переулки которой он любил не меньше, чем парижане Большие бульвары. Так получился целый цикл стихов: “Лёнька Королёв”, “Полночный троллейбус”, “Московский муравей”, “Арбат…”. Чем же заслужил неприметный уголок Москвы таких высоких обозначений, как “призвание, религия, отечество”? Окуджаву всегда волновали представления об этической норме. Оказалось, что человека формирует не экстремальная ситуация, а ранний опыт, первое общение с миром своего двора как первого сообщества, отражающего законы большого мира. Отсюда, с этого двора уходили на фронт мгновенно повзрослевшие дети. Поэт ощущает себя не просто россиянином, а москвичом, арбатцем. Понятие Арбат стало символом братства, рождённого в пору детства-отрочества. В теме арбатства явно просматриваются пушкинские мотивы. Лицей Пушкина и Арбат Окуджавы. Оба поэта на всю жизнь сохранили верность теме дружбы. Для них дружба – это “братство”, “наш союз”.

6. - Почему Б.Окуджаву относят к поколению поэтов-“шестидесятников”? Как в русском языке появилось слово “бард” и выражение “авторская песня”?

Бард – (от ирландск. – bard) – певец-лирик, воспевавший подвиги своего короля и его дружины. С 18 века бард – то же, что и поэт. В современном толковании бард - это эстрадный исполнитель поэтического произведения, им самим положенного на музыку.

Выражение “авторская песня” впервые употреблено журналисткой Аллой Гербер на страницах журнала “Юность”. Согласились применить его к своей работе и такие лидеры и авторитеты, как Высоцкий и Окуджава. Песни Окуджавы вошли в жизнь советских людей в конце 50-х годов и, как оказалось, надолго.

7. - Что происходило в культурной жизни нашей страны в 60-80 годы 20-го века? (Индивидуальное сообщение ученика по историческим документам)

8. Ученик проецирует на экран подробный план к домашнему сочинению “Мне стало его не хватать..”. (Любимый поэт)

Разворачивается небольшая дискуссия, выявляющая достоинства и недостатки представленного плана. Проводится редактирование.

9. Учитель. Вспоминая прошлые времена, поэт Юрий Ряшенцев пишет:

Когда во всех концах державы,
Магнитной лентой шелестя,
Возникли песни Окуджавы,
Страна влюбилась в них, хотя
Какая брань, какие клички
Тем песням выпали в свой срок…

Но теперь всё стало на свои места. И песни, и проза Окуджавы известны всем. Никто уже не пытается обвинить поэта в пошлости, очернительстве и прочем. Никого не сможет оставить равнодушным стихотворение, посвящённое памяти расстрелянного в 1937 году отца.

10. Наизусть читается стихотворение “Мой отец”.

Учитель. Б.Окуджава ушёл на фронт добровольцем сразу после 9-го класса, как и многие его сверстники. Война накрепко запечатлелась и в памяти его, и в творчестве. Поэт воспринимал войну как трагическое испытание человеческой души. Его лирический герой – мальчик, на долю которого выпало жестокое время.

11. Звучит аудиозапись “Песенки кавалергарда”. (У каждого на парте лежит распечатанный текст этого стихотворения)

Анализ стихотворения проводят коллективно обучающиеся. Примерные ответы приводятся ниже.

“Я считаю, что это стихотворение связано с военной темой не непосредственно. Более того, в нём есть строки, которые при невнимательном прочтении текста могут противоречить ярко выраженной антивоенной направленности художника. Слово “кавалергард” напоминает нам об этапе вынужденного обращения к прозе. Как писателя, Окуджаву интересовало начало 19 века, связанное с французским нашествием, декабристами”.

“В “Песенке” три восьмистрочные строфы с перекрёстным чередованием мужских и женских окончаний, эпифорическим повтором двух последних строк, которые раскрывают свой смысл от строфы к строфе”.

“Что обозначают последние строчки “Не обещайте деве юной Любови вечной на земле!” Они возникают из ничего. Ничем не подкреплены и, возможно, связаны с легкомысленностью кавалергардов, представляющих элиту нации. Можно понять и так. Первая строчка второй строфы подтверждает мою мысль. Она включает атрибутику, характерную для людей этой категории “Течёт шампанское рекою, и взгляд туманится слегка”. Затем дважды встречается союз как будто: и всё как будто под рукою, и всё как будто на века. Но как ни сладок мир подлунный, “лежит тревога на челе” Слово “тревога” напрочь отвергает легкомысленность кавалергарда. Самая сложная, на мой взгляд, 3-я строфа. Стихотворение называется не песенкой о кавалергарде, а песенкой кавалергарда, значит, эти слова – слова лирического героя первой трети 19 века. Подтверждением тому местоимение “нам”. Так вот почему: “Не обещайте деве юной Любови вечной на земле! Как изменился смысл этих строк. В них таится естественный для всякого молодого человека интерес к деве юной, жажда любви, нежности, горечь, тревога, ощущение недолговечности счастья, грустное извинение перед ней за эту недолговечность. В этом стихотворении в упор встречаются война, беда – мечта и юность. Во все времена беда войны, смерть, горе приходится на чью-то юность (кавалергарда, гусара или лейтенанта).

12. Учитель. 1945 год. Позади война, впереди филологический факультет Тбилисского университета. “Жил, не загадывая на будущее, без денег, без отчаяния. Влюблялся, сгорал – и это помогало забывать о голоде, и думал, бодрясь: жив-здоров, чего же больше? Лишь тайну чёрного цвета, горькую тайну моей разлуки, хранил в глубине души, вспоминая о маме”.

Ученик читает наизусть стихотворение “Письмо маме”.

13. Учитель. 1947 год – мама вернулась, хотя до полной реабилитации было ещё далеко (это произойдёт только в 1956 году), и появляются у молодого поэта песни о чистой любви, о дружбе, о первой влюблённости. Пусть подарком Тане и Володе, родившимся в апреле, станет песня, которую для вас исполнит ваш одноклассник. (“Дежурный по апрелю”)

14. Учитель. А с каким вдохновением воспел Окуджава женщину, как святыню, перед которой надо преклонить колени.

Стихотворение “Романс” в исполнении ученика.

15. Караоке. Группа девочек исполняет песню “Московский муравей”.

Учитель. Окуджава готовится отметить своё 75-летие и День Победы в Германии со своими немецкими друзьями. А потом был Париж…

Стихотворение А.Дементьева “Памяти Булата Окуджавы” читает ученик класса. (На экране портрет поэта с гитарой в руках)

Учитель. Ребята, я уверена, что сегодняшний урок останется в вашей памяти надолго. Булат Шалвович внушает нам простые человеческие истины о любви и вере, о дружбе и братстве, о верности и милосердии. Деликатно, мягко, иногда категорично, иногда с юмором.

Авторская песня жива. Напрасно её пытались похоронить как жанр. На смену Окуджаве и Галичу, Визбору и Высоцкому пришли Виктор Цой, Игорь Тальков, Александр Башлачёв, Вячеслав Бутусов, Юрий Шевчук. Им есть что сказать нам, слушателям. И если двери нашей души открыты добру и правде, то мы их обязательно услышим. В заключение предлагаю всем спеть песню “Пожелание” “Давайте восклицать, друг другом восхищаться…”. (В сопровождении караоке)

Список использованной литературы:

1. Лирические сборники А.Дементьева, Б.Окуджавы.

2. Учебник истории 11 класс, автор Левандовский стр.307-311.

3. Журнал “Читаем, учим, играем” № 3/2003 г. Москва. “Либерия-Бибинформ”, стр. 69-72.

4. Музыкальный компакт-диск mp-3 “Мегахит-200 Барды”. ООО “Информсистем” Москва. Лицензия МПТР России ВАФ № 77-973.

5. Толковый словарь русского языка в 4-х томах под редакцией А.П.Евгеньевой. 1985 г. Т.1 стр.61.