Тема урока: "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Разделы: Литература


Тема: Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”

Форма урока: анализ художественного текста.

Задания к уроку:

  1. Прочитать начало рассказа – стр.16-17 (Учебник-хрестоматия для 5 класса часть 1, автор-составитель А.И. Княжицкий).
  2. Выучить один из трёх предложенных учителем фрагментов.
  3. Проиллюстрировать выбранный для чтения наизусть фрагмент.

Оформление урока (стенд):

  • портрет писателя;
  • иллюстрации к рассказу “Бежин луг”;
  • Спасское-Лутовиново (фотографии).

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

– Ребята, сегодня мы отправимся с вами в Спасское-Лутовиново. Чем замечательны эти места? Здесь прошло детство Ивана Сергеевича Тургенева. Какой мир окружал мальчика? Мир особенный: чудесный парк, немой свидетель смены поколений, пруд, заросший орешником, рябиной, терновником, в укромных местах – крупные ландыши, земляника, тёмные шляпки грибов. Вспоминая впоследствии эти годы, Тургенев писал: “Эти деревья, эти зелёные листья, эти высокие травы заслонял и нас от всего остального мира, никто не знает, где мы, а с нами ПОЭЗИЯ, мы проникались, мы упивались ею…”
Воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли отражение во многих его произведениях. Одно из них – рассказ “Бежин луг”.

II. Работа с художественным текстом

– Ребята, откроем начало рассказа. С чего автор начинает повествование?
– Как называются картины природы, встречающиеся в художественном произведении?
– Сколько фрагментов можно выделить в данном эпизоде? (Три: раннее утро, полдень, вечер.)
– Слушаем чтение наизусть – первый фрагмент.

Ученик выходит к доске со своим рисунком, выполненным дома или на уроке рисования.

“С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, – и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.”

– Какая часть речи помогает писателю живописать?
– Найдите прилагательные. Что можно о них сказать? (Они помогают автору создать красочную яркую картину раннего утра.)
– В этом тексте много цветовых эпитетов.

Запись в тетради: эпитет – красочное определение.

– Какой образ в этом эпизоде центральный? В чём особенность его изображения?
– Центральный образ – с о л н ц е. Оно подобно живому существу: “…весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило”.
“Поднимается светило…”
– В каком значении употреблён глагол поднимается?
– Создавая картину, автор использует не только эпитеты, но и олицетворения, и сравнения.

Запись в тетради: олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

– Найдите в этом фрагменте сравнения.
– Слушаем чтение наизусть – второй фрагмент:

“Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не двигаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются  теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо; они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза…”

– Какой образ в этом фрагменте центральный?
– Какие художественные средства использует писатель? Найдите их в тексте.
– Слушаем чтение наизусть – третий фрагмент:

“К вечеру эти облака исчезают, последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости.”

– Назовите центральные образы. Какие художественные средства использует писатель, рисуя картину вечернего неба?

III. Обобщение

– Какова роль пейзажа? Почему такое большое внимание писатель уделяет картинам природы.
– Прочитанный нами фрагмент удивительно живописен. Начало рассказа создаёт определённую атмосферу, кроме того, характеризует рассказчика как человека, очень тонко чувствующего красоту окружающего мира, по-настоящему любящего природу. В одной картине предстаёт весь день, казалось бы, обычный, но на самом деле неповторимый.