Тема урока: "На рыбачьей тропе" (по произведениям Е.И. Носова "Белый гусь", "Живое пламя"). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Евгения Ивановича Носова.
  2. Провести работу с текстами “Белый гусь” и “Живое пламя”, определить тему, идею произведения.
  3. Найти в рассказе языковые средства, используемые для точного описания Белого гуся и создания образного языка рассказчика.
  4. Воспитать у учащихся интерес к творчеству курских писателей и поэтов, желание видеть красоту родного края, понимать язык природы и быть бережным ее защитником.

Оборудование: Рисунки учащихся к рассказам Е.И.Носова, выставка книг писателя, портрет, газета “На рыбачьей тропе”, магнитофон, аудиозаписи: “Шедевры русской классики”, Вивальди “Осень. Времена года”, Шопен “Полонез № 3”, иллюстрации к произведениям Е.И.Носова, телевизор, компьютер, проектор, интерактивная доска, фильм “О Мастере...”, мультимедийная презентация урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Звучит музыка.

Слово учителя.

Наш урок посвящен замечательному писателю Земли Курской – Евгению Ивановичу Носову.

Он был Героем Социалистического Труда, Почетным Гражданином города Курска, награжден 2 орденами Ленина, 2 –Трудового Красного Знамени, орденом “Знак почета”, орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны I степени.

Его произведения издавались во многих странах мира, рассказы и повести включены в школьную программу.

Вот и сегодня мы начинаем знакомство с его произведениями. Наш урок называется “На рыбачьей тропе”. В 1958 году был издан первый сборник, который так и назывался “На рыбачьей тропе”.

Открыв книгу, мы попадаем в чудесный мир природы, то залитый ярким летним солнцем, то блещущий утренними росами, овеянный ароматами луговых трав.

Большой знаток этого мира Носов гостеприимно зовет нас с собой. Отправимся и мы по рыбачьей тропе, полюбуемся несравненной красотой родного края, ее живописным миром, описанного так живописно. Вот перед нами луга, рощи, реки, озера.

Слово учащихся о Е.И.Носове (презентация). Приложение

Чтение учеников стихотворения Ирины Максимовой “Светлые границы”.

Все донести, не расплескав –
И перезвон ручья, и листьев шепот,
И птичий разговор, и запах трав,
Прелюдию весны и ночи шорох...
И радуги бегущий водопад,
И майский дождь, танцующий по лужам,
Туман молочный над рекой и листопад,
Узор мороза от январской стужи...
И людям подарить любовь свою,
Помощь Человека – меньшим братьям,
И книгу написать еще одну.
Где жизни подвиг весь успеть собрать бы...
На светлых тех страницах – целый мир,
Весь лик земли – от края и до края...
И нет цены им, близким и родным,
Лишь радостно вздохнешь, их вновь и вновь
Читая...

Слово учителя.

Главная задача Евгению Ивановича Носова донести до нас свои самые светлые воспоминания. Полюбуемся живописным описанием природы из сборника “На рыбачьей тропе”.

Слово учащихся. Звучит музыка.

Стоит задумчивый осенний лес. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними постлан мягкий ковер из сухих листьев. Изредка попадаются молодые дубки с еще не опавшей листвой. Освещенные солнцем, они вспыхивают в просветах между стволами, словно зажженные факелы. И эхо, гулкое, раскатистое, блуждает по лесу тоже, как в большом пустом здании.

Вверху же, над ликующей долиной Тускари, висела радуга – огромная, расцвеченная пестрыми лентами арка. Она выходила откуда-то из прибрежных кустов, сделав широкий, будто проверенный гигантским циркулем полукруг, упиралась другим концом, километра на три, в сады какой-то деревеньки.

Слово учителя.

Как не удивительны картины природы, они не являются самоцелью. Главное в его рассказах – стремление показать большую любовь ко всему живому, красоту людей, близких к природе, несущих в сердце любовь в нас, чувство бережного отношения к окружающему миру. Выразительное чтение стихотворения Ирины Максимовой.

Есть мир огромный, добрый и красивый,
Для каждого в нем есть своя тропа.
Там все живут и долго, и счастливо,
И та страна природой названа.
Здесь хватит места всем – природа необъятна,
И каждый здесь найдет свой интерес.
Условие одно – когда тебе понятно,
Зачем вдруг край земли касается небес...
...Тот Белый гусь уже прожил немало.
Вожак, красавец, крепкое перо...
И клюв его кокардой адмирала
Всю стаю призывал равнять крыло.
Однажды и его настигло горе,
Которое бывает у людей:
Погибла мать – гусыня.
И нет доли Печальней для ее сирот детей...
Двенадцать несмышленышей пушистых
Тогда он принял под свое крыло,
И не было добрее, лучше, чище,
Чем та любовь отцовская его...
...Град бил прицельно – по реке, по лугу,
Никто не ожидал его весной.
Цветущий берег был уже не другом,
А полем битвы, что сравнишь с войной.
Не выдержали гуси и бежали
Под хлипкую защиту лозняка,
А за собою сзади оставляли
Недвижные тельца молодняка...
Лишь Белый гусь, раскинув гордо крылья,
Детей своих укрыл и защитил.
Когда гроза прошла, он, обессилев,
Свои глаза уж больше не открыл...
А маленький гусенок – одуванчик
На солнце в капельках дождя сиял...
И на крыле отца, как желтый мячик,
От счастья замерев, мир открывал...

Слово учителя.

А теперь нам бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями о прочитанных рассказах. Давайте вспомним, о чем рассказ Евгения Ивановича Носова “Белый гусь”?

  • Что это за птица, чем он отличался от других птиц на кулиге?
  • Какой по настроению этот рассказ?
  • Над чем мы смеемся?
  • Как вела себя это гордая птица во время ливня?
  • Что увидел рассказчик после того, как закончился град, туча промчалась?
  • Что за “Белая кочка” осталась лежать на лугу, согретом солнцем?
  • Какие чувства у вас возникли?
  • Как вы думаете, почему Белый гусь так поступил?
  • Найдите в тексте место, где описывается страшная стихия. Укажите сравнения, олицетворения, эпитеты, которые помогают описать бурю?
  • Какая цветовая гамма используется в начале и в конце произведения?
  • Прочитаем заключительный абзац (выразительное чтение текста).
  • Подумайте, почему Е.И.Носов заканчивает рассказ описанием милого гусенка с темной ленточкой?

(Если есть продолжение жизни – жизнь не зря прожита. Последнее предложение заставляет поверить в хорошее, светлое.)

Слово учителя.

Наверное, никого не оставили равнодушным последние строки произведения. Такие же ноты звучат и в стихотворении Юрия Асмолова.

Не мог смириться я никак
С тем, что погиб отец – гусак.
Я перечитывал рассказ,
Но и в другой и в третий раз,
Мою утяжеляя грусть.
Не поднимался Белый гусь.
Но видел воспаленный взгляд
Спасенных дюжину гусят...
Не так ли нас от ливней зла
Хранили сильные крыла?
Но вот прошли года, как град...
И мы, как стайка тех гусят:
Увидев солнечную высь,
По белу свету разбрелись.
А в это время из-за круч
Восходит темень новых туч...

Слово учителя.

Высшей красотой является красота подвига и не случайно книга завершается рассказом “Живое пламя”, полной символики. Образ буйно пламенеющих маков. Ярко вспыхнувших, но быстро отцветших, вызывает аналогично с пусть недолгой, но красиво прожитой человеческой жизнью. Беседа по произведению “Живое пламя”:

  • Почему рассказ назван “Живое пламя”?
  • Почему Ольга Петровна не сеет маков, чем она это объясняет?
  • Какие цветы росли на клумбе? Какая картина возникла перед вами?
  • С чем автор сравнивает распустившиеся маки?
  • Какие чувства возникают при чтении строк: “... полупрозрачные лепестки, ... трепетно-яркий огонь, густой багрянец... Казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят!”?
  • Почему “улетучилось” восхищение?
  • Почему тетя Оля сравнила жизнь мака с жизнью людей? (“Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает ... ”.)
  • Кого имела в виду тетя Оля? А можете ли вы привести примеры судеб людей, проживших без оглядки, в полную силу?
  • Почему при новой встрече автора с Ольгой Петровной “На клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу из влажной, полной жизненной силы земли. Подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”?
  • Что это за “Живой огонь”?
  • Почему автор именно этими строками заканчивает свой рассказ?

Слово учителя.

У всякой книги есть свой конец. Вот и избранные строки Евгения Ивановича Носова мы почти дочитали.

Ученик читает наизусть стихотворение Ирины Максимовой “Памяти живые лоскутки”.

Я памяти сошью живые лоскутки,
Как стеганное в детстве одеяло,
Из добрых слов, из истин и любви,
Всех лучших книг, что я читала.
Когда печалью полнится душа,
Или усталость глянет тихим взглядом,
Я открываю книгу, и она
Как лучший друг, опять со мною рядом.
И вновь уютным станет дом,
И тишина о чем-то вдруг зашепчет,
Страницы оживут вдруг, и потом
Так быстро промелькнет короткий вечер.
Есть книги, как открытая душа,
И с ними неохота расставаться...
В них – детство, и природа, и мечта,
Там мир, в котором хочется остаться.

Слово учителя.

Еще раз мы встретимся с книгами нашего земляка – Евгения Ивановича Носова, каждый раз мы будем открывать для себя что-то новое в этих удивительных произведениях. А теперь давайте посмотрим фильм “О мастере...” Просмотр видеокассеты с документальным фильмом “О мастере... ”

III. Вывод.

IV. Домашнее задание:

(Напишите отзыв об одном произведении Е.И.Носова из сборника “На рыбачьей тропе”.)