Цели:
- Обобщить знания учащихся о прочитанных сказках на уроках чтения, внеклассного чтения, дома.
- Воспитывать доброту, трудолюбие, гуманное отношение к окружающей природе; любви к книгам, чтению.
- Развивать познавательный и читательский интерес, активизировать мыслительную деятельность, речь. Обогащать словарный запас.
- Закреплять умение обобщать и делать анализ.
Оборудование:
- Запись со сказкой “Чиполлино”.
- Выставка книг, детских рисунков.
- Набор иллюстраций к сказкам.
- Персонажи из сказок “Репка”, лото.
- Кроссворд на золотом ключике.
- Пригласительные билеты у всех.
ХОД УРОКА
I. У нас гости на уроке. Поприветствуем их, улыбнемся, что мы им рады. Друг другу улыбнемся. Сели.
Вы любите сказки? Конечно, да. Ведь сказки любят не только дети, но и взрослые. Поэтому у нас много гостей. Велик и разнообразен сказочный мир. Его населяют герои добрые и злые.
Кто из нас не взлетал во сне в небо на Коньке-Горбунке, кто не пытался дотянуться до волшебного пера Жар-Птицы.
Продолжить этот прекрасный сон нам поможет игра-путешествие в город Сказкоград. Привезем мы оттуда новые знания о сказках. Я буду волшебником. Класс наш будет корабль, а все присутствующие – его экипажем. Чтобы попасть в Сказкоград, нужно произнести волшебные слова – заклинания.
В СКАЗКОГРАД ПОПАСТЬ ЛЕГКО
ЗАЖМУРЬ ГЛАЗА И СДЕЛАЙ ШАГ.
ТЕПЕРЬ В ЛАДОШИ ХЛОПНЕМ ТАК,
И ВОТ УЖ ВИДЕН ГОРОД НАШ
И ПРИЗЕМЛИЛСЯ ЭКИПАЖ.
Но что же это такое? Ворота города на замке. Как вы думаете, где его разгадка? Верно, вот он Золотой Ключик. Но он не простой, а волшебный. Откроется и повернется тогда, когда пустые клетки заполним буквами и получим секретное слово. Будьте внимательны, слушаем задание. Готовы?
Вопросы:
1. Вдруг из подворотни выползает страшный великан
Рыжий и усатый ………….(таракан).
Как называется произведение? (Тараканище)
Кто автор? (К.И.Чуковский).
2. Назвать имя папы Буратино в сказке в переработке Алексея Толстого “Золотой Ключик или Приключения Буратино”. (Карло)
3. Как называется сказка про мышку, собачку, дедку, кошку, внучку и бабку. (Репка – русская народная сказка).
По порядку ли я назвала героев сказки, когда они тянули репку?
Кто сможет правильно рассказать и показать на своих куклах? (Показ и инсценировка сказки)
Как удалось деду вырастить большую репку? (Много работал, трудился, поливал. Только трудом добиваются успеха.)
Почему они смогли вытянуть репку? (Помогали друг другу, работали вместе. Только в дружбе и в согласии спорится работа.)
4. В каком произведении К.И.Чуковского спасают бегемота из болота? “Телефон”.
- Кто догадался, какое секретное слово получилось? (Открыто).
Молодцы, ребята, с заданиями справились.
II. Мы попали на улицу “Угадайка”.
А вот и первый гость городка. Кто это? (Незнайка). Оказывается, он ждет давно нас, т.к. один по городу гулять не умеет.
- Кто догадался, почему? (Не умеет читать, ничего не знает). Давайте, поможем ему, возьмем его с собой в путешествие. Может он захочет читать книги.
Для дальнейшего путешествия нужно выполнить задания по отрывкам из произведений, по картинкам угадать:
- Кто автор?
- Как называется произведение?
- Назвать героев.
1. Картинка.
В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут
Туча по небу идет
Бочка по морю плывет. (А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане”)
- Как думаете, что главное в этой сказке? (Добро побеждает зло).
2. Жил старик со своею старухою у самого синего моря. “Сказка о рыбаке и рыбке”.
- Чему учит эта сказка? (Милосердию, уважению друг к другу, не жадничать).
- Какие еще сказки А.С.Пушкина знаете?
(“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “У Лукоморья”, “Сказка о Золотом Петушке”)
Молодцы! Много сказок назвали. Мы еще не раз вернемся к произведениям Пушкина. Ведь приближается знаменательное событие, связанное с его именем.
- Кто знает, какое это событие? (200 лет со дня рождения)
- Сколько дней осталось? (130 дней)
Верно, посвященной этой дате, которая будет отмечаться в начале июня, у нас появился уголок “Наш Пушкин”. Там для вас викторина и будет большой праздник в конце учебного года.
Незнайка слушал нас и тоже захотел вам помочь. Он думает, что данный отрывок тоже из сказки Пушкина. Так ли?
3. “Лицо головы было гладкое и лоснящееся, с огромным носом. Когда глаза вращались, в тишине зала слышался скрип, и это поразило Элли.”.
- Из какой сказки отрывок? (Волшебник Изумрудного города)
- Кто автор? (Александр Волков).
- Как звали героя по данному описанию? (Гудвин Великий и Ужасный).
- Каких еще героев этой сказки знаете? (Страшила, Железный Дровосек, Тотошка, Гингема, Бастинда).
- Как вы думаете, помогли мы Незнайке получить знания?
Конечно, вы правильно ответили на все вопросы. И Незнайка понял, что нужно читать книги, кто много читает, тот много знает. Он решил сейчас же отправиться в библиотеку.
III.А мы продолжим свое путешествие. Перейдем в веселый переулок “Разминайка”.
а)
Два притопа
Два прихлопа.
Ежики, ежики.
Наковальня, наковальня
Ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте
Зайчики, зайчики.
Ну-ка дружно, ну-ка вместе
Девочки, мальчики.
б) Упражнение на внимание. Правой рукой – нос, левой рукой – ухо и наоборот.
в) Поглаживание головы, круговое движение по животу.
IV. Пока мы веселились, злая волшебница, которая боялась воды, загородила нам мост.
- Кто эта волшебница? (Злая Бастинда)
- Из какой сказки? (Волшебник Изумрудного города)
- Кто автор? (Александр Волков).
- Сколько лет она не умывалась? (500)
Поэтому она и злая, что грязная. Мы должны ей помочь подружиться с водой, стать чистой и опрятной, как вы сегодня, а самое главное стать доброй. Она и сама согласилась, но при условии, если вы угадаете героев сказок по тем предметам, которые находятся в Черном ящике.
Внимание! Черный ящик.
1. Шапочка красного цвета, корзина, букет цветов.
- Чьи это предметы? (Красной Шапочки) За рисунки награждение.
- Кто автор сказки? (Шарль-Перро – французский сказочник)
- Кто помнит, как заканчивается сказка?
- Какой поступок совершили дровосеки?
- Для кого Красная Шапочка собрала цветы?
Верно, она хотела сделать приятное бабушке, но ведь она не ходила в школу, была маленькой, и поэтому не знала, что в лесу цветы топтать и рвать нельзя. Нужно любоваться ими, иначе они исчезнут и в лесу, и на поляне станет не красиво. А Красная Шапочка, побывав у нас в гостях, это тоже поймет и больше не будет рвать цветы.
2. Луковица, помидор, лимон, апельсин.
В какой сказке эти овощи и фрукты действуют как живые существа?(сказка “Приключения Чиполлино”)
Кто написал эту сказку? (замечательный итальянский писатель Джанни Родари).
V.
а) Послушайте отрывок из этой сказки.
- Понравился отрывок? Сказка очень интересная. Легко и быстро читается.
б) Послушайте. (Чтение вслух с.15-16)
в) А вот что случилось дальше, узнаете, прочитав отрывок из книги (самостоятельное чтение про себя).
- Что же дальше случилось? (Сеньор Помидор заплакал и убежал).
- Почему он заплакал? (Ведь Лук горький).
- Как у него текли слезы? (Фонтаном)
- Кто захотел прочитать всю книгу? Вот и узнаете об остальных приключениях Чипполино прочитав книгу.
Ребята, мы выполнили условия Бастинды. Отгадали, что было в Черном Ящике. Путь открыт. Сама Бастинда уходит в свой замок наводить порядок. Она поняла, что добрым, аккуратным, отзывчивым прийти на помощь – это хорошо. Раз мы ей помогли, значит и мы сделали доброе дело. Молодцы!
VI. И в хорошем настроении подошли к площади “Поиграйка” (работа с карточками Лото).
ИТОГ. - С героями сказок каких авторов мы встретились в путешествии?
- Путешествие понравилось? К сожалению, оно подошло к концу.
- Чему научили нас герои сказок?
Верно. Город Сказкоград помог нам ближе узнать сказочных героев. Вам приходилось отвечать на сложные вопросы, и тем самым узнавать новое о сказках.
Но вы не расстаетесь с любимыми героями. Они приглашают вас на выставку книг, рисунков, картин, в библиотеку, на викторину посвященную Пушкину.
Всем даны пригласительные билеты. До новых встреч. Спасибо за путешествие.
Оценки по жетонам. Награждения за рисунки.
Домашнее задание. Сочинить сказку с каким сказочным героем вы еще встретились и какие приключения с вами произошли. (Что необычное произошло?).