Наталья Яковлевна Бородина

Темы Открытых уроков автора

  • Пушкинский библиотечный урок-беседа на тему "Чтение – вот лучшее учение" 2010

    Максимально использовав все, что есть в лучшей специализированной (пушкинской) библиотеке г. Новомосковска Тульской области, автор разделил собранный материал на 5 частей: "Книг, ради Бога, книг!"; "Судьба пушкинской библиотеки"; "Ученые знакомятся с библиотекой Пушкина"; "Что читал Пушкин?" и "Где же сегодня хранятся книги Пушкина?".

  • Праздник-конкурс "Натали" (комплекс материалов) 2008

    Праздник-конкурс "Натали", посвященный 195-летнему юбилею жены и музы великого поэта - прекрасной Натали.

  • Тема урока: "Наперсница волшебной старины" (сценарий занятия-спектакля, посвященного няне А.С. Пушкина) 2007

    Наше занятие-спектакль посвящено удивительной женщине, которую, по утверждению Марины Цветаевой, Пушкин любил больше всех женщин на свете, которую великий поэт называл "мамушкой", которой он посвятил столько нежных поэтических строк: оно посвящено любимой няне Александра Сергеевича - Арине Родионовне. Сегодня мы попытаемся восстановить историческую справедливость: прочитать судьбу одного из самых родных и духовно близких Пушкину людей, его ангела-хранителя, "наперсницы волшебной старины"; той, что воспитала, взлелеяла в Пушкине его русскую душу, его русский дух; той, что открыла для Пушкина удивительный мир русской народной культуры, ибо этот мир, по утверждению биографов великого поэта, "был известен ей как нельзя короче".

  • Сценарий гостиной "Я в Болдине писал, как давно уже не писал…", посвященной 175-летию Болдинской осени 1830 г. 2006

    Литературно-музыкальная гостиная "Я в Болдине писал, как давно уже не писал..." посвящена 175-летию Болдинской осени 1830 года. Сценарий гостиной успешно апробирован на практике; в драматургической форме знакомит детей с периодом жизни и творчества А.С. Пушкина, давно получившего поэтично звучащее название - Болдинская осень. Материалом для гостиной послужили стихотворения А.С. Пушкина, романсы на его стихи, инсценировки фрагментов произведений, тексты ведущих... Гостиная рассчитана на детей среднего и старшего возраста.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Великий Пушкин и Великая Победа

    Полагаясь на многочисленные примеры, собранные в работе, мы беремся утверждать, что Победа, 60-летие которой мы отмечали, стала возможной и потому, что с ее участниками был Пушкин! За годы Великой Отечественной войны сложилась целая поэтическая летопись участия Пушкина в войне. Через все суровые испытания поэт был "пронесен" нашим народом в памяти и сердце. И "донесен" до Победы! Великий Пушкин и Великая Победа неразделимы!

  • "Имя Пушкинского Дома… Не пустой для сердца звук"

    Представляя в работе Пушкинский Дом, как ярчайшее явление русской духовности, автор прослеживает историю Института, дает содержательную характеристику каждому из структурных подразделений Пушкинского Дома; формулирует главные результаты его вековой работы (служения!); анализирует его сегодняшнее состояние и с уважением называет имена "пушкинодомцев", составивших цвет отечественной и мировой пушкинистики... Источниками написания работы послужили в основном малодоступные материалы.

  • "Я… старался… идти за ним, в его недостижимую высоту…" (музыкальная Пушкиниана Г.В. Свиридова)

    В работе юных пушкинистов дан обзор музыкальных произведений Георгия Васильевича Свиридова на "пушкинскую тему". Особое внимание уделено вокальному циклу из шести романсов на стихи А.С. Пушкина (1935 г.); музыкальным иллюстрациям к повести "Метель" (1964 г.) и "Пушкинскому венку" — десяти хорам 1979 года. Используя обширную библиографию, авторы предпринимают попытку доказать, что музыка Г.В. Свиридова "раздвигает зрение" над пушкинским словом, над пушкинским стихом.

  • "Уважены за имя"

    Работа рассказывает о потомках А.С. Пушкина, живущих ныне в Туле.

  • "Я женат и счастлив" (О Пушкине-семьянине)

    Пушкин воспринимал брак как очень серьезный шаг в своей жизни. Он считал, что брак — это ответственность за судьбу другого человека, это, говоря его словами, "зависимость", которая "делает человека более нравственным". "Я женат и счастлив, — одно желание мое, чтобы ничего в жизни моей не переменилось — лучшего не дождусь", пишет Пушкин в 1831 году. Именно с юной Наташей Гончаровой захотелось Александру Сергеевичу семейного счастья, дома, наполненного детьми и тихими радостями...

  • Путешествие с Пушкиным в Оренбургский край

    В своей первой исследовательской работе (2008/2009 уч. год) «Путешествие с Пушкиным в Арзрум» я мысленно побывал с поэтом на Кавказе. Теперь же мне захотелось освоить следующий маршрут: Москва-Нижний Новгород-Оренбург-Уральск. Это и стало целью моей работы, тем более что часть этого пути (Москва-Нижегородская область) наша семья проехала на машине в 2006 году. Опорой в работе мне послужили «Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина», путешествие Пушкина в Оренбургский край, описанное в одноименной книге писателя И.Ф. Смольникова, и рассказы моей бабушки.

  • Известная фамилия Киреев (Благодарное слово потомков о "Народном пушкинисте" Иване Васильевиче Кирееве)

    Работа посвящена "народному пушкинисту" Ивану Васильевичу Кирееву, по инициативе которого весной 1918 года воссоздана крестьянами в Болдине барская усадьба Пушкиных. Использованы воспоминания и письма Киреева, его рассказы, а также воспоминания о самом Иване Васильевиче; материалы уникальной выставки, посвященной 90-летию исторического крестьянского схода.