Тема урока: "Пробуждение охлажденного сердца" по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"

Разделы: Литература


Цель урока: рассмотреть нравственные проблемы сказки К.Г Паустовского “Теплый хлеб”.

Задачи урока:

  • обучения – продолжить формировать навыки аналитического чтения, умение находить в тексте ответы на вопросы;
  • развития - продолжить развивать память, логическое мышление, словарный запас, устную речь;
  • воспитания – продолжить воспитание отзывчивости, коллективизма, коммуникабельности, внимания и любви к окружающим и природе.

Оборудование: портрет К.Г Паустовского, иллюстрации к сказке, учебник, тетрадь, презентация урока (Приложение 1), использование мультимедийного комплекса.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

Учитель сообщает тему урока, учащиеся записывают её в тетрадь. Слайд 1. Презентация

Учитель обращается к учащимся с вопросами об авторе сказки:

  • Что вас удивило в биографии писателя?
  • Ваше впечатление о сказке? Слайд 2.

3. Целеполагание.

Учитель сообщает цель урока. Слайд 3.

Обращает внимание учащихся на эпиграф урока. Слайд 4.

Он не был сказочником…
Он был рассказчиком, который обличал рассказом трудность добра…
В.Шкловский

Для более четкого представления изменений, происходящих в главном герое, учитель предлагает учащимся составлять в тетрадях опорную схему; опорная схема поможет и при составлении характеристики героя.

Необходимо работать внимательно и активно, так как это будет частью домашнего задания.

4. Изучение нового материала, работа по составлению опорной схемы.

1. Назовите героев произведения. Кого вы считаете главными героями?

2. Каким вы представляете Фильку? (Устное словесное рисование).

Учащиеся вместе с учителем прослеживают, как и почему недоверчивый, неласковый Филька становится человеком с “теплым сердцем”.

3. Расскажите историю коня.

  • Как в деревне оказался конь?
  • Каково отношение жителей к нему?
  • Как Филька отнесся к коню? (Зачитать эпизод).

4. Рассмотрение иллюстрации “Начало метели”. Слайд 4.

  • Какой эпизод изображен?
  • Что художник хотел показать в поведении Фильки, коня?
  • Найдите в тексте соответствующий эпизод (выборочное чтение).
  • Почему автор использует сказочный пейзаж?
  • Как Филька отнесся к метели?
  • Почему так жестоко герой обошелся с конем?
  • Работа со значением слова “христорадник”. Слово учителя. Слайд 5.

В стародавние времена ходили по земле люди, которые не имели крова, крыши над головой. Называли их “калики перехожие”, считались такие люди божьими людьми. Христа ради просили они подаяние. Отсюда и слово христарадник. Каждый человек должен был помочь, чем мог: дать кусок хлеба, предоставить ночлег. Не помочь такому божьему человеку означало навлечь на себя беду.

5. Нарочно или бездумно Филька обидел коня? Отметим на схеме.

6. Что думает о страшной метели бабушка? (Перескажите историю о жадном мужике и солдате).

7. О чем задумался Филька?

8. Как вы поняли выражение “охлажденное сердце”? (Запись в схеме: Филька и бабушка).

9. Визит Фильки к мельнику Панкрату, в деревне его называют колдуном, почему? Каким вы представляете себе мельника? (Устное словесное рисование). Слайд 6.

10. Чтение по ролям: “Разговор Фильки и Панкрата”. Какой совет дал мельник Фильке? Какое решение принял мальчик? Почему? В чем проявилась мудрость Панкрата? (Запись в схеме: Филька и Панкрат).

11. На что надеялся герой, обращаясь за помощью к ребятам? Как и почему была спасена мельница? (Запись в схеме: Филька и ребята).

12. Чтение учителем отрывка о “чудесном хлебе”. Почему Паустовский назвал хлеб “чудесным”? Примирение с конем – тяжелое испытание для Фильки.

13. Почему Филька в сцене примирения заплакал? О чем можно сказать, глядя на эти слезы?

14. Прочитайте слова Панкрата, которые помогли примирению.

15. Рассмотрите иллюстрацию. Какой эпизод изображен? Как ведут себя Филька и конь? Зачитайте описание этого момента в сказке. Какие слова и выражения доказывают, что Паустовский наделяет коня чертами человека? Отметим в схеме: Филька и конь – друзья.

16. Схема составлена. Слайд 7. Обратите внимание на то, с чего мы начали, к тому и пришли, но что изменилось?

17. Почему изменился Филька? Что он понял из всей случившейся истории? Каким, по-вашему, вырастет Филька?

5. Первичное закрепление – работа в парах по карточкам. Слайд 8.

  • 1 ряд – “Тёплый хлеб” - сказка, докажите.
  • 2 ряд – сказка написана в 1945 году, устарела ли она?
  • 3 ряд – в чем смысл названия сказки “Тёплый хлеб”?

6. Подведение итогов урока.

Какой вывод должны сделать мы? Чему учит эта сказка? Вывод в тетради.

Возвращение к эпиграфу: К Паустовский в своих произведениях учит добру. А как вы понимаете “трудность добра”?

К Паустовский писал: “Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…” Слайды 9, 10.

7. Релаксация.

Чтобы учащиеся прониклись идеей сказки и запомнили её, учитель обходит класс с караваем хлеба с солью и предлагает каждому отщипнуть кусочек хлеба.

Оценивание результатов работы учащихся.

Итоговая схема в тетрадях:

Пробуждение “охлажденного сердца”

Человек должен отвечать за свои поступки/

  • Филька и конь (прощение и примирение)
  • Филька и ребята (искупление вины)
  • Филька и мельник (способ искупления вины)
  • Филька и бабушка (чувство вины)
  • Филька и конь (бездумный поступок)

8. Домашнее задание (дифференцированное). Слайд 11.

У кого желтые кружки на парте, используя схему, составляют характеристику главного героя по схеме.

У кого зелёные кружки, готовят пересказ понравившегося эпизода.