Цели:
1. Проследить степень усвоения прочитанных сказок, выявить начальные знания по теории литературы (роды литературы, жанры).
2. Развивать монологическую речь, навыки выразительного чтения, логическое мышление, память.
3. Воспитывать уважение к русской народной и литературной сказке, прививать любовь к национальным истокам русского народа, воспитывать чувство коллективизма.
Оформление:
- Плакаты со словами:
а) «Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок…»,
б) «Что за прелесть эти сказки…»,
в) «»Сказка – это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. Здесь русская древность помазует русское младенчество на неиспытанную еще трудную жизнь, созерцая из древнего национального лона всегда новые трудности жизненного пути. И благо нам, если мы, сохранив в душе вечного ребенка, умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки» (И.А. Ильин). - Рисунки учащихся к сказкам.
- Иллюстрации В.Васнецова к сказкам.
- Звукозаписи песен, написанных к сказкам.
Ход КВН.
Вступление.
Ведущий: «Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь, - посетит ли тревога о судьбе России, придут ли вам «мысли черные» о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной, - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу… Она ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. «Не любо – не слушай»... Она – как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее – как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы – запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее…». Так говорит о сказке замечательный русский философ И.А. Ильин. Действительно, тысячи лет сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала все лучшее в нем и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую взращивала ее, воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла.
Чтение сказок – не только увлекательное, но и очень трудное занятие. Не одна сказка вами прочитана и осмыслена на уроках литературы. Ваша задача – показать свои знания сказок, умение их выразительно читать.
Начало игры. Представление команд: название, девиз, приветствие (класс заранее разделен на 2 команды). Выбор жюри.
1 тур. Разминка.
Ведущий: Назовите сказки, которые были прочитаны вами на уроках литературы.
(Команды поочередно называют сказки: «Два Ивана солдатских сына», «Жена – доказчица», «Снегурочка», «Сказка о царе Берендее», «Конек – горбунок», «Мирная война», «Соловей», «Сказка на ваш вкус», «У тебя у самого свой ум есть», «Морожены песни»). Жюри подводит итоги.
Дополнительный вопрос: Какие группы сказок выделяются?
2 тур. «Сказки и их герои».
Командам раздаются карточки, в которых написаны названия сказок (1-ая колонка) и герои сказок (2-я колонка). Стрелочками указать соответствие героев сказкам, указать автора, если он есть.
1 карточка: | «Два Ивана солдатских сына» | ____________ старая торговка |
«Жена – доказчица» | ____________ Иван царевич | |
«Снегурочка» | ____________ львица | |
«Сказка о царе Берендее» | _____________старик | |
«Конек – горбунок» | ____________ кухарочка | |
«У тебя у самого свой ум есть» | ____________ Месяц Месяцович | |
«Мирная война» | ____________ овца | |
«Соловей» | ____________ Лукашка |
2 карточка: | «Два Ивана солдатских сына» | _____________ барин |
«Жена – доказчица» | _____________ Марья-царевна | |
«Снегурочка» | _____________ водовоз | |
«Сказка о царе Берендее» | _____________ карлики | |
«Конек – горбунок» | _____________ бонза | |
«У тебя у самого свой ум есть» | _____________ Жар-птица | |
«Мирная война» | _____________ козел | |
«Соловей» | _____________ Лукашка |
Во время работы звучит музыка и песни из сказок. (Жюри подводит итоги).
3 тур «Литературный термин».
Ведущий: Дайте определение литературным терминам. (капитаны команд вытягивают поочередно билеты-карточки, где написаны названия жанров, дают ответы, можно совещаться с членами команды).
Сюжет (последовательность событий)
Композиция (построение художественного произведения, взаимозависимость его частей)
Писатель (человек, который написал то или иное произведение)
Автор (герой произведения, который в нем зримо или незримо присутствует)
Жанр (форма произведения, которая помогает писателю лучше, точнее передать содержание)
Жанры УНТ (сказки, загадки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы и т.д.)
Литературные роды (эпос, лирика, драма)
Жюри подводит итоги.
4 тур «Портрет».
Ведущий: Вам представлены отрывки из прочитанных сказок. По описанию портрета узнайте героя сказки.
(учащиеся выразительно читают отрывки, определяют героя, называют сказку)
- «Два огромных глаза горят, как два изумруда.
Рот разинутый чудным смехом смеется,
Два ряда крупных жемчужин светятся в нем,
И язык, меж зубами выставясь, дразнит царя». (Кощей – «Сказка о царе Берендее») - «Девица в белой одежде…молода и прекрасна так,
что ни в сказке сказать, ни пером описать…
потупив стыдливые очи, голосом звонким, как
струны…говорит».
(Марья-царевна – «Сказка о царе Берендее») - «И была она бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево, - прозвали ее…». (Снегурочка – «Снегурочка»)
- «Вся, как зимний снег, бела
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая…» (Кобылица – «Конек-Горбунок) - «Из себя махрютка, голенища болтаются, фуражка вороньим гнездом. Не пьет, не курит, от говяжьей порции отказывается». (Лукашка-солдат – «Мирная война)
- «Он весь был из драгоценного фарфора, зато такой хрупкий, что страшно было до него дотронуться». (Императорский дворец – «Соловей»)
5 тур «Поэтический».
Ведущий раздает представителям обеих команд карточки-листы, на которых вразноброс написаны слова из сказки «Конек-Горбунок». Задача участника команды: привести текст в соответствие.
(Это задание можно выполнять параллельно следующего конкурса, затем жюри подводит итоги).
Что должно было получиться у «юных поэтов»:
1-й команда |
2-й команда |
«Это видя, хитрый спальник, | «Гей, позвать мне стремяннова!» - |
Прежний конюших начальник | Царь посыльным закричал. |
Говорит себе под нос: | Спальник тут за печку стал, |
«Нет, постой, молокосос! | А посыльные дворяна |
Не всегда тебе случится | Побежали до Ивана, |
Так канальски отличиться, | В крепком сне его нашли |
Я те снова подведу, | И в рубашке привели. |
Мой дружочек, под беду!» |
6 тур «Внимательные ли вы читатели?»
Ведущий поочередно задает вопросы командам:
- Что попросил Иван у царя для поимки Жар-птицы?
(два корыта, белоярова пшена да заморского вина) - Что попросил Иван для поимки Царь-девицы?
(две ширинки, шитый золотом шатер да обеденный прибор, сластей) - Что было написано на ленточке искусственного
соловья?
(«Соловей императора японского жалок в сравнении с соловьем императора китайского). - Что пожаловал император соловью за пение?
(свою золотую туфлю на шею) - Сколько сыновей мелочных лавочников получили
имена в честь соловья?
(одиннадцать, но ни у одного не было голоса) - Сколько томов книг было написано об
искусственном соловье?
(двадцать пять).
7 тур «Чьи это слова?»
Ведущий: На уроках, читая и инсценируя сказки, мы пытались понять сказочного персонажа, вжиться в его образ, разобраться в его поступках, передать манеру его речи. Каких только сказочных героев мы не увидели!
Задача данного конкурса – узнать по репликам сказочного персонажа, назвать сказку. Вопросы командам задаются поочередно. В зависимости от времени можно расширить или сузить круг вопросов.
- «Поневоле будешь задумчив. Отец твой затеял новую шутку: шей я ему сапоги с оторочкой; разве какой я сапожник?». (Иван-царевич – «Сказка о царе Берендее»)
- «Вот я ж его, плута! Коня мне! Сам поеду, увидим
мы, как от меня отвертится!»
(Кощей – «Сказка о царе Берендее») - «Врёшь ты, старая кочерга! Где это видано, чтобы
рыба в поле жила, а заяц
в воде плавал?» (Старик – «Жена-доказчица»). - «Смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не
смеши, домишка не
разори, хозяйничай да меня жди, авось Бог даст – выйду в отставку, назад приеду…». (Мужик – «Два Ивана - солдатских сына»). - «Расскажи, бабушка, отчего так в вашем
государстве весь народ припечалился
и все дома чёрным сукном завешены?» (Иван – «Два Ивана – солдатских сына») - «Заведи эту девочку в лес, - я больше видеть её не могу. Ты должен её убить и принести мне в знак доказательства её лёгкие и печень» (Королева – «Снегурочка»)
- «Ты со мной. Ты мне милее всего на свете, пойдём вместе со мной в замок моего отца, и ты будешь моей женой». (Королевич – «Снегурочка»)
- «Я твоим шашкам не пастух. Гусь, может, мимо пролетающий крылом сбил, али сам проиграл. Гони дальше». (Младший король – «Мирная война»).
- «Гусь? А энто что? Чин на тебе большой, а играешь,
как каптенармус.
Шашки рукавом слизываешь». (Старший король – «Мирная война»). - «Не изволь пужать, батюшка. Раз уж родился, об
чём тут горевать..».
(Лукашка – «Мирная война»). - «Это не его вина. Он безукоризненно держит такт
и поёт совсем по моей методе»
(Капельмейстер – «Соловей») - «Недурно и даже похоже, но всё-таки не то! Чего-то не достаёт в его пении, а чего – мы и сами не знаем!» (Бедные рыбаки – «Соловей»)
- «Ну и я ей навалила, только бы тёплого дня
дождаться, оно хошь и задом наперёд начнёт таять,
да её, ругательницу, насквозь прошибает».
(Анисья Свекровке – «Морожены песни») - «Ах, ах, ах! Кака распрекрасна интересность диковинна, без всякого береженья на само опасно место прилажена». (Заморский купец – «Морожены песни»)
- Ну, коль умел ты усидеть
Так тебе мной и владеть.
Дай мне место для покою
Да ухаживай за мною! ( Кобылица – «Конек-Горбунок») - «Где он это их достал?
Но давно уж речь ведется,
Что лишь дурням клад дается,
Ты ж хоть лоб себе разбей…» (Данило – «Конек-Горбунок) - «Молви ласковое слово!
Чем тебя я огорчил?
Али тем, что полюбил?
О, судьба моя плачевна…» ( Царь – «Конек-Горбунок») - «А кто тебе велел за мною хватом бегать? Я пошел
в свою голову, так мой и ответ… А тебя зачем
нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал».
(Козел – «У тебя у самого свой ум есть)
8 тур. «Театральный»
Команды представляют инсценированные отрывки выбранных сказок, также демонстрируются рисунки.
Жюри подводит итоги КВНа.
Ведущий:
Вот и подошло к концу наше соревнование-путешествие по прочитанным сказкам. Не думайте, что сказка есть детская забава, несерьезное дело для умного человека: взрослый-де выдумывает, маленьким сказывает; а маленькие слушают и верят; верят, будто было то, чего не было, будто вправду такое было, чего и быть не могло.
Сколько поколений наших неведомых и ныне забвенных предков жило и томилось, вздыхало и плакало, пело и мечтало, вопрошало и боролось – до нас, до нашей памяти, ставя все те же младенчески-философские вопросы и слагая сказочно-философские ответы на них. Мы учимся у сказки, радуемся вместе с героями. Как много вопросов задала нам сказка! Как интересно нам было искать ответы на них. Поблагодарим сказку за добрые уроки, рассказав, что вынесли из мудрых сказочных краев.
Домашнее задание: написать сочинение «Сказка ложь, да в ней намек…»