Цели:
привести в систему ранее изученное (роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”) и проверить знания учащихся по данной теме;
- подготовить учащихся к тематической контрольной работе;
- оценить степень художественной зрелости учащихся;
- развивать познавательный интерес к уроку литературы;
- развивать креативность мышления через творческие задания;
- развивать навык коллективной работы учащихся (в микрогруппах) в сочетании с самостоятельной;
- воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу;
- воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива.
Задачи:
- предметная:
- оценить результаты усвоения данной темы каждым учащимся (знание текста, умение анализировать и т. д.);
- деятельностно-коммуникативная:
- развивать умение работать с прозаическим текстом (поиск нужных сцен, цитат);
- воспитывать у учащихся умение работать в коллективе и микрогруппе через развитие коммуникативных свойств;
- развивать культуру речи;
- ценностно-ориентационная:
- прививать любовь к классической литературе;
- выявить отношение каждого учащегося к прочитанному произведению, к эпохе в целом.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: игра “Брейн-ринг”.
Оборудование:
- текст романа;
- портрет писателя;
- репродукции к роману;
- выставка рисунков учащихся;
- сигнальные карты;
- жетоны;
- магнитофон, кассета.
Оценка степени художественной зрелости учащихся по теме “Изучение романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”
Комплекс критериев:
- Способность самостоятельно и в микрогруппе пользоваться приобретенными ЗУН-ми.
- Умение понятно, грамотно, аргументированно излагать свои мысли (терминология, логика, риторика).
- Умение самостоятельно выделять в художественном тексте главную мысль, необходимую для выполнения конкретных заданий.
- Умение пользоваться художественным текстом.
- Способность самостоятельно ориентироваться во взаимосвязях литературы и истории (данной эпохи).
Критерии оценки ответов учащихся на данном уроке.
- оценивается степень правильности, точности ответов микрогруппы в целом;
- оценивается качество дополнений команды – соперников;
- оценивается работа каждого учащегося.
Правильность ответов оценивается жетонами.
Структура урока-игры: урок-игра строится по трем уровням – от простого к сложному
- I уровень – репродуктивный (узнавание).
- I тур игры. Вопросы на опознание, различение. Это вопросы на уровне знакомства.
- II уровень – репродуктивно-поисковый.
- II тур игры. Поиск самостоятельных решений. Это вопросы без подсказки извне на основе воспроизведения информации по памяти, с опорой на интуицию, догадку. Данный уровень определяет степень самостоятельности суждений.
- III уровень – творческий.
- III тур игры. Определяет способность учащихся ориентироваться в проблемных ситуациях, что характеризует его степень художественной зрелости.
Планируемые результаты:
1. Повторили историю создания романа;
особенности эпохи.
2. Учащиеся владеют знанием текста.
3. Учащиеся умеют работать в микрогруппе.
4. Учащиеся готовы к тематической контрольной
работе и к написанию сочинения по данному
произведению.
ХОД УРОКА
№ |
Структурный элемент |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | Приветствие, объяснение темы, цели, задач урока, хода игры, условий, критериев оценивания | Записать тему, план (этапы) игры |
|
|||
2. | Повторение и обобщение изученного |
Проблемные вопросы на выбор
Мини-сочинение (приблизительно 1 лист и более) Объяснение условий, постановка проблемных вопросов. |
Работа в микрогруппах.
Рассуждения учащихся находят правильный ответ, аргументируют дополняют других микрогрупп ответы
Пишут письмо.
Подсчет жетонов, заработанных в ходе игры |
3. | Заключительная часть | Подводятся итоги, оценивается работа учащихся, определяется команда победителей. | Сдают письменные работы |
4. | Домашнее задание | Подготовка к тематической контрольной работе. | Записывают Домашнее задание |
Вопросы Брейн-ринга по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”
I тур: Разминка
- В каком году происходит действие в романе “Отцы и дети”? (1859 г.)
- В каком году был написан роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”? (1862 г.)
- В то время, как создавался роман, в России велась ожесточенная борьба 2-х непримиримых лагерей. Назвать их, кратко изложив позицию каждого?
Демократы-революционеры
– “новые люди”. Цель: принести большую пользу России. |
Консерваторы и либералы. Цель: устои русской жизни должны будут остаться без изменений. |
II тур. “Кто это …?”
- “Она ходила немножко в развалку, но и это к ней пристало”. (Фенечка)
- “Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”. (Павел Петрович Кирсанов)
- “Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком ….и литератором”? (Ситников)
- “... роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностью, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят со своими няньками?” (Кукшина)
- “Единственный свидетель дуэли Базарова и Павла Петровича был лакей…”. (Петр)
- “Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения”. (Одинцова)
- “Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом”. (Ситников)
- “Он совсем окоченел от глупости и важности, произносит все е как ю: тюпюрь, обюспючюн…” (Николай Петрович)
- Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…”. (Кукшина)
- “Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи… Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух”. (Катя)
- “Весь облик <…>, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов”. (Павел Петрович)
- “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками”. (Фенечка)
- “Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. (Базаров)
- “Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями”. (Павел Петрович)
Кому принадлежат слова:
- “Странно: я никого не ненавижу”. (Аркадий)
- “Прежде были гегелисты, а теперь, нигилисты”. (Павел Петрович)
- “Коли раздавят, туда и дорога”. (Базаров)
Вставьте пропущенные слова:
- В комнате Фенечки на стене висели фотографии ее самой, Николая Петровича и генерала … (Ермолова)
- Павел Петрович о Базарове: “В принципы не верит, а в ... верит”. (Лягушек)
- Речь зашла об одном из соседних помещиков. “Дрянь ...”, – равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге”. (Аристократишка)
- Аркадий, как и его отец, окончил ….. университет. (Петербургский)
- Базаров об Одинцовой: “ Этакое богатое тело! …Хоть сейчас в ...театр”. (Анатомический)
- Николай Петрович играл на ... (музыкальный инструмент) “Ожидание” Шуберта. (Виолончель)
- Базаров умирает, заразившись при вскрытии умершего от ... (болезнь). (Тиф)
- Павел Петрович о Базарове: “Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто ...”. (Шарлатан)
- Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещенная ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова ….”. (Мертвеца)
В гостях у …
- “Комната, в которой они очутились, подходила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос”. (Кукшиной)
- За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом”. (Никольское – усадьба Одинцовой)
- “…изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…”. (Кабинет Павла Петровича)
III тур. Индивидуальное задание креативного типа.
Сочинение-миниатюра в жанре критической статьи “Новые люди. Кто они”?