Тема урока: "По страницам тургеневского романа "Отцы и дети"

Разделы: Литература


Цели:

  • привести в систему ранее изученное (роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”) и проверить знания учащихся по данной теме;

  • подготовить учащихся к тематической контрольной работе;
  • оценить степень художественной зрелости учащихся;
  • развивать познавательный интерес к уроку литературы;
  • развивать креативность мышления через творческие задания;
  • развивать навык коллективной работы учащихся (в микрогруппах) в сочетании с самостоятельной;
  • воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу;
  • воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива.

Задачи:

  • предметная:
    • оценить результаты усвоения данной темы каждым учащимся (знание текста, умение анализировать и т. д.);
  • деятельностно-коммуникативная:
    • развивать умение работать с прозаическим текстом (поиск нужных сцен, цитат);
    • воспитывать у учащихся умение работать в коллективе и микрогруппе через развитие коммуникативных свойств;
    • развивать культуру речи;
  • ценностно-ориентационная:
    • прививать любовь к классической литературе;
    • выявить отношение каждого учащегося к прочитанному произведению, к эпохе в целом.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра “Брейн-ринг”.

Оборудование:

  • текст романа;
  • портрет писателя;
  • репродукции к роману;
  • выставка рисунков учащихся;
  • сигнальные карты;
  • жетоны;
  • магнитофон, кассета.

Оценка степени художественной зрелости учащихся по теме “Изучение романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”

Комплекс критериев:

  1. Способность самостоятельно и в микрогруппе пользоваться приобретенными ЗУН-ми.
  2. Умение понятно, грамотно, аргументированно излагать свои мысли (терминология, логика, риторика).
  3. Умение самостоятельно выделять в художественном тексте главную мысль, необходимую для выполнения конкретных заданий.
  4. Умение пользоваться художественным текстом.
  5. Способность самостоятельно ориентироваться во взаимосвязях литературы и истории (данной эпохи).

Критерии оценки ответов учащихся на данном уроке.

  • оценивается степень правильности, точности ответов микрогруппы в целом;
  • оценивается качество дополнений команды – соперников;
  • оценивается работа каждого учащегося.

Правильность ответов оценивается жетонами.

Структура урока-игры: урок-игра строится по трем уровням – от простого к сложному

  • I уровень – репродуктивный (узнавание).
    • I тур игры. Вопросы на опознание, различение. Это вопросы на уровне знакомства.
  • II уровень – репродуктивно-поисковый.
    • II тур игры. Поиск самостоятельных решений. Это вопросы без подсказки извне на основе воспроизведения информации по памяти, с опорой на интуицию, догадку. Данный уровень определяет степень самостоятельности суждений.
  • III уровень – творческий.
    • III тур игры. Определяет способность учащихся ориентироваться в проблемных ситуациях, что характеризует его степень художественной зрелости.

Планируемые результаты:

1. Повторили историю создания романа; особенности эпохи.
2. Учащиеся владеют знанием текста.
3. Учащиеся умеют работать в микрогруппе.
4. Учащиеся готовы к тематической контрольной работе и к написанию сочинения по данному произведению.

ХОД УРОКА

Структурный элемент

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент Приветствие, объяснение темы, цели, задач урока, хода игры, условий, критериев оценивания Записать тему, план (этапы) игры

Сотворчество игра “Брейн – ринг”

2. Повторение и обобщение изученного
  • I тур. Разминка”
  • II тур. “Кто это?
    • Узнай героя
    • Кому принадлежат слова?
    • В гостях у …
  • III тур “Мой собеседник Евгений Базаров” (письмо главному герою)

Проблемные вопросы на выбор

  • Кто такие нигилисты?
  • Есть ли любовь?
  • Вечная проблема отцов и детей.
  • На чьей ты стороне: демократов-революционеров или консерваторов-либералов? (Новые люди, кто они?)

Мини-сочинение (приблизительно 1 лист и более)

Объяснение условий, постановка проблемных вопросов.

Работа в микрогруппах.

 

 

Рассуждения учащихся находят правильный ответ, аргументируют дополняют других микрогрупп ответы

 

 

Пишут письмо.

 

Подсчет жетонов, заработанных в ходе игры

3. Заключительная часть Подводятся итоги, оценивается работа учащихся, определяется команда победителей. Сдают письменные работы
4. Домашнее задание Подготовка к тематической контрольной работе. Записывают Домашнее задание

 Вопросы Брейн-ринга по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”

I тур: Разминка

  1. В каком году происходит действие в романе “Отцы и дети”? (1859 г.)
  2. В каком году был написан роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”? (1862 г.)
  3. В то время, как создавался роман, в России велась ожесточенная борьба 2-х непримиримых лагерей. Назвать их, кратко изложив позицию каждого?
Демократы-революционеры
“новые люди”.
Цель: принести большую пользу России.
Консерваторы и либералы.
Цель: устои русской жизни должны
будут остаться без изменений.

II тур. “Кто это …?”

  1. “Она ходила немножко в развалку, но и это к ней пристало”. (Фенечка)
  2. “Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”. (Павел Петрович Кирсанов)
  3. “Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком ….и литератором”? (Ситников)
  4. “... роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностью, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят со своими няньками?” (Кукшина)
  5. “Единственный свидетель дуэли Базарова и Павла Петровича был лакей…”. (Петр)
  6. “Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения”. (Одинцова)
  7. “Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом”. (Ситников)
  8. “Он совсем окоченел от глупости и важности, произносит все е как ю: тюпюрь, обюспючюн…” (Николай Петрович)
  9. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…”. (Кукшина)
  10. “Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи… Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух”. (Катя)
  11. “Весь облик <…>, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов”. (Павел Петрович)
  12. “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками”. (Фенечка)
  13. “Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. (Базаров)
  14. “Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями”. (Павел Петрович)

Кому принадлежат слова:

  1. “Странно: я никого не ненавижу”.  (Аркадий)
  2. “Прежде были гегелисты, а теперь, нигилисты”. (Павел Петрович)
  3. “Коли раздавят, туда и дорога”. (Базаров)

Вставьте пропущенные слова:

  1. В комнате Фенечки на стене висели фотографии ее самой, Николая Петровича и генерала … (Ермолова)
  2. Павел Петрович о Базарове: “В принципы не верит, а в ... верит”. (Лягушек)
  3. Речь зашла об одном из соседних помещиков. “Дрянь ...”,  – равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге”. (Аристократишка)
  4. Аркадий, как и его отец, окончил ….. университет. (Петербургский)
  5. Базаров об Одинцовой: “ Этакое богатое тело! …Хоть сейчас в ...театр”. (Анатомический)
  6. Николай Петрович играл на ... (музыкальный инструмент) “Ожидание” Шуберта. (Виолончель)
  7. Базаров умирает, заразившись при вскрытии умершего от ... (болезнь). (Тиф)
  8. Павел Петрович о Базарове: “Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто ...”. (Шарлатан)
  9. Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещенная ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова ….”. (Мертвеца)

В гостях у …

  1. “Комната, в которой они очутились, подходила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос”. (Кукшиной)
  2. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом”. (Никольское – усадьба Одинцовой)
  3. “…изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…”. (Кабинет Павла Петровича)

III тур. Индивидуальное задание креативного типа.

Сочинение-миниатюра в жанре критической статьи “Новые люди. Кто они”?