Знал я всегда, что покину
этот безжалостный мир
Но что так это будет, не думал...
В. Пелевин “Затворник и Шестипалый”.
Цель урока:
- выделить основные проблемы произведения;
- проанализировать возможности и стремления людей к нравственному самосовершенствованию;
- осмыслить авторскую позицию.
Задачи урока:
- связь с жизнью;
- нравственные и эстетическое воспитание;
- активизация мышления учащихся.
Учитель: Виктор Пелевин... Имя, ставшее известным в 90-е годы в XX века.
Слово о В. Пелевине (краткое сообщение ученицы).
Виктор Олегович Пелевин (родился в 1962 году) – московский прозаик автор нескольких романов и сборников рассказов. Его писательская карьера приходится на 90-е годы за несколько лет из незначительного автора авангардной прозы, известного лишь в узких кругах, он превратился в одного из самых популярных и читаемых писателей. Его тексты часто переиздаются, активно переводятся за рубежом.
Писатель получил два высших образования: в Московском энергетическом институте (по специальности электромеханик) и в Литературном институте, работал инженером и журналистом. В частности, он готовил в журнале “Наука и религия” публикации по восточному мистицизму. Первая литературная публикация – сказка “Колдун Игнат и люди” в 1989 году в журнале “Химия и жизнь”.
Удостоен многих литературных премий, в том числе Малой Букеровской премии за сборник “Синий фонарь”, а рассказ “Затворник и Шестипалый” в 1990 году получил премию “Золотой шар – 90”.
Учитель: Сам Пелевин пишет о себе так: “Боже мой, да разве это не то единственное, на что я всегда только и был способен – выстрелить в зеркальный шар этого мира из авторучки?”
Просмотр фрагмента мультфильма “Затворник и Шестипалый” (4 мин.).
Беседа:
– Чем необычны герои? (Шестипалый – Курица, у которого шесть пальцев на каждой лапе, отсюда и прозвище: у него есть друг и наставник – Затворник, у него по пять пальцев, но он прожил много циклов и указал Шестипалому цель.)
– Что известно о героях? (Такой характеристики героя, как портрет, нет. Образ героя сводится к проблеме функционирующего сознания (техника “потока сознания”). Что может хотеть курица больше всего – конечно летать.)
– Место действия? (Комбинат им. Луначарского “Нам мир представляет собой правильный восьмиугольник. равномерно и прямолинейно движущийся, в пространстве. Здесь мы готовимся к решительному этапу, венцу нашей жизни. По периметру мира проходит так называемая Стена Мира, объективно возникшая в результате действия законов жизни. В центре мира находится двухъярусная кормушка-поилка, вокруг которой издавна существует наша цивилизация. Положение члена социума относительно кормушки-поилки определяется его общественной значимостью... ”).
– Почему прогнали из социума Шестипалого? Почему он боится темноты? (Не такой, как другие: шестипалый. В темноте страх перед одиночеством удваивался.)
– Что представляет собой мир, в котором живут герои? Мир, по мысли Шестипалого и Затворника? (“Всегда поражался как здесь все мудро устроено. Те. кто стоит близко к кормушке-поилке, счастливы в основном потому, что все время помнят о желающих попасть на их место. А те. кто всю жизнь ждет, когда между стоящими впереди появляется щелочка, счастливы потому, что им есть на что надеяться в жизни. Это ведь и есть гармония и единство”.)
Учитель: обратимся к эпиграфу... “безжалостиый мир”
– Где лучше? (В том-то и трагедия, что нигде! Работа спасает.)
– Что такое свобода, в понимании героев?
(– Свобода? Господи, да что это такое? – спрашивала Одноглазка и смеялась. –
Это когда ты в смятении и одиночестве бегаешь по всему комбинату, в десятый или
в какой там раз увернувшись от ножа? Это есть свобода?
– Ты опять все подменяешь,– отвечал Затворник. – Это только поиски свободы. Я
никогда не соглашусь с той инфернальной картиной мира, в которую ты веришь.
Наверное, это у тебя оттого, что ты чувствуешь себя чужой в этой вселенной,
созданной для нас.
– А крысы верят, что она создана для нас. Я это не к тому, что я согласна с
ними... Ты говоришь, что эта вселенная создана для вас? Нет, она
создана из-за вас\ но не для вас.)
Учитель:
– До чего же печален этот мир, – говорит один из героев рассказа.
(Шестипалый.)
–Но в нем есть что-то такое, что оправдывает самую грустную жизнь, – возражает
ему другой. (Затворник.)
– Так что же это такое? Что оправдывает самую грустную жизнь? Без чего
невозможно жить? Что есть смысл жизни? Любовь!
- Любовь – это то, что помогает тебе удерживать голову над водой...
- Любовь – это то, из-за чего каждый находится там, где он находится...
- Любовь придает смысл тому, что мы делаем, хотя на самом деле его нет...
Основная идея произведения – любовь. Без нее ничего не живет.
Данте: Любовь, что движет солнце и светила...
Маяковский: Любовь – это сердце всего.
Мандельштам: И море, и Гомер – все движется любовью...
– Автор предлагает читателю притягательную игру – угадывание первоисточников
на основе ассоциативности, цитатности.
– А ещё о каких вечных проблемах говорится в произведении? (Жизнь –
смерть.)
– А теперь о главной цели. Что такое полет? (Ты должен стремиться к лучу,
а не оставаться в темноте. Мы живы до тех пор, пока у нас есть надежда. Надо
осуществлять свои мечты.)
– Что изменилось, когда Шестипалого заметили Боги? (А дальше Шестипалый сам стал богом, только у куриц, естественно. Только у куриц, естественно. Такой чести он удостоился за кусок синей изоленты на ноге и особое внимание “больших богов” к его шестиножью. Грех – избыточный вес.)
– Почему путь героев изображен
(В горизонтальной плоскости лежит замкнутый, жестокий, несвободный мир, символом которого стал комбинат им. Луначарского.)
– Как вырваться из несвободы этого мира?
(Есть два пути:
1) как Одноглазка – вниз:
2) и вверх!, научившись летать.)
Что хотел сказать нам автор? (Автор ничего “не хочет сказать”, и
все смыслы, которые читатель находит, он вычитывает из текста самостоятельно.
Стоит ли лететь дальше?
Летим?!)
Приложение.
Словарь.
Затворник – 1) отшельник; чуждающийся людей;
2) в старину: отшельник, давший обет не выходить из кельи;
3) перенос.: редко выходить из дома, чуждаться людей.
(Социальный статус героя определяется типом конфликта в произведении, который заключается в сознательном нежелании асоциального героя принадлежать обществу. Данный конфликт связан с жизнью сознания героя: бесконечный характер сознания героя не приемлет никаких внешних ограничений, в том числе и тех, которые накладывает жизнь в социуме.)
Подтекст – неявный смысл, который может не совпадать с прямым смыслом текста; скрытые ассоциации, основанные на повторе, сходстве или контрасте отдельных элементов текста; вытекает из контекста.
Контекст – законченное смысловое целое, определяющее звучание всего текста; конкретное содержание произведения, в пределах которого выявляется точное звучание слова или фразы.
Сверхтекст (интертекстуальность) – связь между текстовыми образами и внетекстовой реальностью (привлечение читателя к “досознанию” художественного мира произведения); смысл, который возникает помимо воли и замысла автора.