Задачи:
- Обучающие: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость мораль, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную деятельность и поисково- исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, работать над развитием речевых навыков: чтения-понимания, говорения, выразительного чтения, разными видами пересказа.
- Воспитательные: воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду.
- Развивающие: развитие художественного восприятия через выразительное чтение, иллюстрирование, устное рисование (пробуждение эмоций на художественный текст).
Оборудование урока: презентация, учебник, кластеры.
- Приложение 1,
- Приложение 2,
- Приложение 3.
Ход урока
Эпиграф:
Нету хуже, когда у человека душа сухая.
Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.
К. Г. Паустовский
1. Вступительное слово учителя. Приложение 3.
В каждом настоящем писателе живет учитель. К.Г.Паустовский, написавший за всю свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, что смысл литературы заключается в том, чтобы звать людей к прекрасному. Он не приемлет равнодушных к окружающему, душевно черствых. Поэтому эпиграфом этого урока я взяла именно его слова.
2. Работа с эпиграфом.
3. Постановка целей и задач урока.
Сегодня мы должны будем понять , чему учит нас сказка "Теплый хлеб", почему она так называется, как через живое слово можно понять смысл художественного произведения.
4. Эвристическая беседа с классом.
А пока давайте восстановим события сказки.
- О каких событиях идет речь в рассказе?
- Ребята, почему обезумела метель?
- Что произошло после метели?
- Какое определение автор дает морозу? (Колючий мороз)
- Что это значит? Является ли данное определение средством выразительности? Каким? (Эпитетом)
- Что мы узнаем о Фильке?
- Понравился ли вам мальчик? Почему? Каким вы его увидели?
(Ответы: Ничего приятного, угрюмый, неласковый)
- А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой? И почему он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой?
- А где его родители? Почему они только вдвоём?
(Дети должны понять, что мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить).
5. Диспут "Мое отношение к главному герою". (Проверка дом. задания).
- Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки? А кому нет? А теперь попробуйте доказать свою точку зрения. Итак, пожалуйста, кому жалко? Кому не жалко? А теперь вам необходимо каждому оказать свою точку зрения. Только попрошу вас:
1. Уважать собеседника и его мнение
2. Не перебивать друг друга
3. Аргументированно высказать свою точку зрения.
Итак, пожалуйста!
(Ответы: Неласковому и нелюбимому всегда труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят)
Итак, вернемся к тексту произведения.
- Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках.
- Можем ли мы сказать, что герой тоже колючий?
-Когда Филька понял , что поступил плохо? (не тогда, когда обидел коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки)
- Можно ли поправить злодейство? (можно и нужно, но только преодолев препятствие и искупив вину)
- Что решил Филька и что посоветовал Панкрат?
- Если Филька изобретет спасение от стужи, каким он станет человеком? Найдите эпитет. (читсый человек)
6. Словарная работа.
Объясните, в каком значении употреблено слово в данном контексте.
(Чистый - в словаре 8 значений.
в данном контексте употреблено во втором: " нравственно- безупречный , честный, правдивый, беспорочный")
- Как вы думаете , что сыграло большую роль в успехе : совместный труд людей или волшебство, связанное с болтливой сорокой?
7. Реальное и сказочное в рассказе.
- Как вы считаете, описанные события действительные, реальные или вымышленные, сказочные? Давайте вспомним, что в рассказе реальное, а что сказочное.
Реальное Война, раненый конь, голод, злоба людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни. |
Сказочное Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать. |
Итак, в рассказе присутствуют реальные и сказочные мотивы, детали, элементы.
8. Определение жанра произведения.
- К какому же жанру относится это произведение? Что это рассказ или сказка? Давайте выясним это.
- Как сам автор определяет жанр произведения?
- Вспомните признаки сказки и рассказа.
9. Работа с кластером. Приложение 2.
У вас на парте есть конверт, в котором даны названия отличительных черт сказки или рассказа. Задание: составить кластер на свою тему.
- Итак, руководствуясь кластером, определите и докажите, какое произведение перед нами рассказ или сказка.
Прав ли был автор, что назвал свое произведение сказкой? Согласитесь ли вы с ним или поспорите?
10. Продолжение беседы по тексту.
- Как изменился мир, когда люди взялись за общее дело? (В нем нет пустоты: зазвенела капель, слышен шум листвы, звонких березовых дров)
Физминутка.
Ребята, предлагаю вам отдохнуть и поиграть в театр мимов, т.е. жестами движениями изобразить предметы, вещи. Я буду зачитывать отрывки из текста, а вы попробуйте их изобразить. Возможно, это будет изображение не предметов, а чувств, ощущений.
Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл,
засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.
Уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.
- Итак, мельница, а значит и люди были спасены. Можно ли поставить точку, закончить сказку?
- Изменился ли Филька? Как ?
- По каким словам мы можем судить, что конь простил Фильку? ("Конь положил голову на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия." И, наверное, от тепла, которое исходило уже не от человека с холодным сердцем, а от человека с добрым сердцем).
- Какое выражение с последней страницы сказки могло бы стать пословицей, потому что оно содержит в себе народную мудрость? ("Не только человеку извинение требуется").
- Какие еще выражения в сказке могут быть пословицами, поговорками, содержат народную мудрость?
(Проверка домашнего задания:
"Зачем помирать, надеяться надо."
"Льготного срока не будет".
"Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение". и др.)
11. Смысл названия.
- Почему же сказка о Фильке и коне называется "Теплый хлеб"?
а) Чтобы объяснить название, мы обратимся к каждому слову.
Сначала вспомним, как на Руси относились к хлебу.
Индивидуальное задание. Приложение 3.
Много пословиц и поговорок посвящено хлебу. В них также отразилась любовь и уважение к нему.
- Хлеб - всему голова.
- Хлеб да вода - крестьянская еда.
- Хлеб сердце человеку укрепит.
- Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
- Хлеба нет - и друзей не бывало.
- Хлеба нет - и корочки в честь.
- Хлеб хлебу брат.
- А сейчас мы также относимся к хлебу? Наше отношение не изменилось? Почему?
б) - В каком значении в сказке употреблено слово "теплый"? Что может быть теплым? (теплая ладонь, солнце, одеяло, взгляд, слова, хлеб)
- Какие значения имеет слово "теплый" ? (Работа со словарем Ожегова. Теплый 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло)
в) - Почему сказка называется "Теплый хлеб"? (Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью.)
Хлеб примирил Фильку и коня.
8. Итог.
- Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).
а )Беседа о рисунках учащихся.
Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.
б) Заключительное слово учителя.
Евгений Евтушенко писал:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?
К.Г.Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир, чувствовали родство с ним и готовность в любой момент прийти на помощь. Поэтому любимый герой его сказок - человек отзывчивый, чуткий, с добрым и милым сердцем. Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но христианские заповеди учат нас любить и прощать. Старые мудрые люди говорят: "Лучше подавать, чем просить". Помоги человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе помогут, как помогли Фильке ребята.
Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос (по выбору):
1) Добрые советы сказки (Чему учит сказка).
2) Что значит уметь сострадать? Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни другого?