Литература
-
Тема урока: "Соня Мармеладова: святая или грешница?" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание") 2005
Дальнейшее развитие навыка работы с текстом. Умение анализировать материал и делать выводы. Попробовать прочитать роман с христианской позиции. Подготовка к письменной работе (выстраивание логических цепочек, обобщение).
-
Тема урока: "Суд над Онегиным". 9-й класс 2007
Основная задача суда – не только осудить или оправдать Онегина, но в ходе процесса раскрыть моральный облик главных героев, оценить поступок героя глазами очевидцев и критиков, автора и современного читателя.
-
Тема урока: "Суд над Плюшкиным". 9-й класс 2011
Открытый урок в 9-м классе "Суд над Плюшкиным" представляет театрализованный нестандартный урок. Через литературный суд над персонажем поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души" раскрывается образ Плюшкина как символ духовного обнищания человека. Через реплики всех персонажей, столкнувшихся с помещиком Плюшкиным, раскрывается весь жизненный путь Плюшкина, его падение.
-
Тема урока: "Сценарий вечера, посвященного творчеству Ф.М. Достоевского" 2007
Сценарий вечера предназначен для учащихся 10–11-х классов и проводится на сцене актового зала. В ходе вечера используется не только классическая музыка, но и выступления хореографического коллектива школы (если он имеется). Прекрасной наглядностью является презентация к вечеру, которая не повторяет текст сценария, а дополняет. В презентации использованы рисунки учащихся к творчеству Достоевского. Эпизоды для инсценирования произведений Достоевского – по выбору учителя и учащихся.
-
Тема урока: "Темные пятна на страницах детских воспоминаний" 2007
В современном мире школьникам не уйти от вопросов: что такое добро и зло, любовь и ненависть, как жить в обществе. Немаловажной проблемой является и так называемое "стадное" чувство, когда из ложной гордости, из-за боязни показаться "слабаком", "рохлей" подростки совершают поступки, о которых могут сожалеть, будучи взрослыми людьми. Урок является попыткой подсказать ученикам выход из положения, на опыте других избежать ошибок.
-
Тема урока: "Уметь любить человека" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка") 2005
На примере рассказа А.П. Платонова "Юшка" педагог знакомит детей с творчеством автора, размышляет о природе и любви к ближнему, о добре и зле.
-
Тема урока: "Философские взгляды на мир народа саха" 2007
Урок состоит из двух частей: теоретическая часть содержит тексты материалов по философии народа саха, практическая часть снабжена цветными фотографиями, рисунками народных художников, мастеров народного творчества; каждый слайд имеет свой стиль, содержание, свою музыку. В структуре урока также использована авторская работа моего ученика Павлова Ивана, одиннадцатиклассника Майинской гимназии.
-
Тема урока: "Хранитель сокровищ русского языка" 2006
Владимир Иванович Даль – яркий светила нашей культуры, внесший бесценный вклад в самый ее фундамент, в основу всех других пластов отечественной науки – в науку о русском языке. Во всех произведениях Даля чувствуется его предельно бережное, трогательное отношение к русскому языку. Урок, проведенный по творчеству Даля, знакомит учащихся с составителем "Толкового словаря живого великорусского языка", способствует обогащению их словарного запаса, воспитывает у ребят интерес и внимание к слову.
-
Тема урока: "Человек и природа в прозе писателей ХХ в." 2014
Урок литературы посвящен теме человека и природы в прозе ХХ века. Его можно отнести к уроку нравственности, уроку-предупреждению, уроку-призыву, развивающему активную гражданскую позицию, доводящему до философского понимания тезис: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя.
-
Тема урока: "Чем потчевали господина Чичикова…" 2013
Цель урока: собирание и толкование устаревших, непонятных, а также сохранившихся до наших дней предметов еды, их происхождение и толкование.
-
Тема урока: "Юрий Яковлевич Яковлев 1922–1995 гг. Рассказ "Баваклава" 2006
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством Ю.Я. Яковлева.
-
Тема урока: «В гостях у сказки…» 2014
Урок предназначен для проведения в 5-м классе после изучения темы «Сказки» с использованием сингапурской методики. Урок предполагает повторение особенностей сказок как одного из жанров народного творчества. Использование элементов сингапурской методики поможет более эффективно провести урок, расширяя познания учащихся в этом жанре, также поможет развить творческие способности детей.
-
Тема урока: «Гармонии стиха божественные тайны» 2009
Путем исследования стихотворений И.Бунина учитель на уроке учит видеть художественный образ, развивает аналитические умения школьника находить эмоциональный лейтмотив, определять стилистическую окрашенность поэтического текста. Учитель вместе с учеником учится ценить самое важное – ценить Слово.
-
Тема урока: «М. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"». 7-й класс 2007
Задачи: показать особенности поэмы М. Лермонтова как лиро-эпического жанра и её связь с фольклором; показать мастерство Лермонтова - художника слова, особенности использования тропов в поэме; обсудить особенности русской жизни в историческую эпоху царствования Ивана Грозного, взаимоотношения опричников и простого народа, воспитание; обсудить проблему долга и чести в поэме; учить детей работать в группах постоянного и сменного состава.
-
Тема урока: «М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка "Премудрый пескарь". Обличение мещанства, обывательщины, бесполезности и эгоизма» 2007
В последнее время интерес к урокам русского языка и литературы заметно упал. Чтобы урок получился интересным, развивающим творческие способности учащихся, а их участие в уроке – активным, нужно применять на уроках русского языка и литературы различные формы и методы.
-
Тема урока: «С.А. Есенин. "С добрым утром!"» 2007
Данный урок помогает развивать эмоциональное восприятие природы. Методы и приемы, позволяющие ученику овладеть навыками правильного чтения и анализа произведения, формировать речевые навыки.
-
Тема урока: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина 2015
Цель урока: выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке; развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
-
Тема урока: «Художественный мир сказки "Бой на Калиновом мосту"» 2007
Цель урока: учить исследованию художественного мира сказки, определению темы и идеи произведения, характеристике персонажей, ведению диалога, пересказу эпизода, цитированию текста.
-
Тема урока: Диалог о Ж.Верне. Мир приключений в романе "Дети капитана Гранта" 2006
Данный урок позволяет рассмотреть биографию писателя, показать своеобразие его личности и дать жанровое определение произведениям Ж. Верна. Занимательно и интересно эти цели позволяет решить та форма урока, которая соединяет в себе различные современные технологии преподавания литературы в школе: проблемного обучения, диалогового общения, чтения и письма для развития критического мышления.
-
Тема урока: Е.Пермяков "Знакомые следы" (3-й класс) 2009
Урок направлен на формирование умения планировать свою учебную деятельность, формировать тему и цель урока, осознанно воспринимать новую информацию, опираясь на жизненный опыт. Развивает устойчивость, распределение, переключение, объем внимания. Благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся.
-
Тема урока: Стихотворение "Береза" Сергея Есенина". 5-й класс 2007
Уроки русского языка в татарской школе - главные уроки. Учащиеся осваивают русский язык как язык межнационального общения. Учитель заботится о том, чтобы детьми был освоен не столько бытовой язык общения, сколько русский с его богатством изобразительных образов, средств. На таких уроках дети быстро осваивают русский язык и свободно общаются на нем.
-
Тема урока:"Определение". 5-й класс 2012
Учитель на уроке сосредотачивает внимание учащихся на определении как второстепенном члене предложения; алгоритме его нахождения; синонимии определений, выраженных разными способами; на роли определений для точности и выразительности высказывания; разграничении определений и сказуемых, выраженных именами прилагательными.
-
Тема юношеской дружбы в лирике А.С. Пушкина 2011
Цель урока: обеспечить максимальное восприятие лирики поэта, приблизить учащихся к философскому мировосприятию А.С. Пушкина.
-
Тема: "А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»" Анализ стихотворения 2008
Основная цель урока - выявление темы и идеи стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", а также сопоставление стихотворения Пушкина и Державина "Памятник". Методы и приемы, используемые на уроке, - построфный анализ, сопоставление и сравнение двух стихотворений, а также частичный анализ использования средств художественной выразительности - помогают учителю добиться поставленной цели, а учащимся — проникнуться пафосом стихотворения.
-
Тема: "А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Пущину»" (6-й класс) 2010
Урок изучения нового материала. Цели урока: заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта; организовать самостоятельную работу учащихся; работать над выразительным чтением, рассмотреть стихотворение «Пущину».
-
Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология) 2010
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте.
-
Тема: "Образ Пугачева. Крестьянская война 1773–1775 гг." по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2009
Урок литературы в 8-м классе выстроен в системе развивающего обучения, где целью является воспитание человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним учебных задач. В процессе урока ученики выясняют суть образа Пугачева, в сравнении показывают его нравственные поиски, внутренную борьбу на пути к самоутверждению.
-
Тема: "Подготовка к написанию сочинения с учетом требований к заданию с развернутым ответом" 2009
Урок продолжает работу по подготовке к ЕГЭ. Напоминает важные орфографические и пунктуационные правила, совершенствует навыки анализа теста, знакомит с требованиями к заданию С ЕГЭ. Но самое главное – совершенствует умение писать сочинения.
-
Тема: "Противоречивость характера главного героя романа И.А. Гончарова "Обломов" 2011
Данный урок является стимулом интереса к учебе, развивает эмоционально-нравственную сферу личности, раскрывает понятие "обломовщина". Творческая работа студентов по анкете заключается в умении определить признаки обломовщины в себе, обобщить их и устранить. Экспресс-опрос направлен на проявление умения быстро ориентироваться в вопросах и ответах пройденной темы.
-
Тема: "Уметь любить человека" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка"), 7-й класс 2008
Большое внимание на уроке уделяется воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие. Учащиеся вспоминают биографию А.П. Платонова, отвечают на вопросы по рассказу, делятся своими размышлениями. Это помогает детям глубже осмыслить содержание рассказа, развивает речь, способность к анализу и обобщению, умение формулировать свои мысли.