Цели:
- В процессе “обдумывающего” чтения кульминационного и заключительных эпизодов пьесы дать учащимся представление о нравственном содержании поступков человека, об их особом значении в произведении драматургического жанра и о роли мотивов в моральном выборе, определяющем тот или иной поступок.
- Вызвать у учащихся глубокое сочувствие к трагической судьбе женщины в условиях “темного царства”; восхищение вольнолюбием, непокорностью и душевной отвагой Катерины; сопереживания благородным мотивам ее поступков; ненависть к самодурству.
- Углубить понимание оценочных слов, необходимых для характеристики морально значимых действий человека (поступок, совесть, моральный облик); освоить ключевую лексику художественного текста; подготовить словарно-фразеологическую опору для связного обобщения прочитанного учащимися.
Оборудование:
- Эпиграф к уроку.
- Текстовые таблицы: “Поступок” (Приложение1) и “Важнейшие поступки Катерины” (Приложение 2).
- Иллюстрированное издание драмы А.Н. Островского “ Гроза”
Ход урока
1. Вводная беседа: постановка основной задачи (проблемы) урока и углубленное повторение ключевых моментов пройденного в свете этой задачи.
- Сегодня мы должны закончить чтение драмы А.Н. Островского “Гроза” - прочитать последние сцены этой пьесы: те, в которых героиня совершает самые главные поступки. Три главных поступка. Тему урока та и назовем: “Главные поступки Катерины и их смысл”.
Но прежде, чем начнем читать, вспомним: к какому литературному жанру относится “Гроза” и какую роль играют в нем поступки персонажей?
Итак, какой это жанр, в котором написана “Гроза”?
- “Гроза” относится к драматическому жанру. Это - пьеса, драма.
- Ну, а как рисует драматург своих героев - собственными словами писателя или же действиями и словами самих героев?
- Действиями и словами самих героев.
- Какие еще драматические произведения мы изучали на уроках литературы?
- Гоголь “Ревизор”, Фонвизин “Недоросль”, Грибоедов “Горе от ума” и др.
- Обратите внимание вот на что. В пьесе автор обычно не может выйти на сцену и сам подобно рассказывать зрителям о героях (хотя бы так, как это делал Пушкин в романе ...).
- “Евгений Онегин”
- Значит, в пьесе персонажи должны совершать какие-то особенно яркие, не совсем обычные действия. Недаром они называются не просто “героями” или “персонажи”..., а как? Чей список обычно помещается перед пьесой?
- Список действующих лиц.
-Действующие лица! Лица, которые действуют особенно ярко и интересно. Те, которые совершают поступки. А что такое поступок? Это - не каждое, не любое действие. (Ученик встал, умылся, оделся и т.д.). Поступок - это действие не совсем обычное. Такое действие, в котором выражается характер человека и его моральный облик. Героев романа тоже ярче всего характеризует поступок, но - описанный словами автора, прокомментированный им. Вспомним, например, поступки Татьяны Лариной (письмо Онегину, ее последнее решение).
- Правильно, это - настоящие поступки, действия, в которых выражается характер человека и его моральный облик. Запишем определение понятия “поступок”, чтобы нам легче было понять, какие действия Катерины можно назвать “поступками”.
Яркие, необычные поступки часто совершают герои драмы... Давайте вспомним: совершила ли Катерина настоящие поступки в тех сценах, которые мы уже прочитали?
Итак: муж Катерины Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. О чем она просит?
- О том, чтобы он не уезжал.
- Давайте перечитаем изложение этой сцены (действие 2, явление 4).
- Можно ли эти действия Катерины назвать поступком? Могла ли так поступить Варвара?
- Нет! Она бы обрадовалась отъезду мужа.
- Вот видите, а Катерина так поступить не может. Она очень волнуется: она чувствует, что когда уедет муж, она может не выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. Но в душе у нее звучит голос совести. Совесть - это как бы внутренние весы; на них человек словно взвешивает действия, которые он совершил или собирается совершить: правильно - неправильно, хорошо - плохо, нравственно - безнравственно. У Катерины очень глубокая совесть, очень сильное чувство ответственности за свои поступки. Ее все толкает к Борису, но она пытается сделать последнюю попытку - уговорить мужа помочь ей: взять ее с собой, не уезжать или взять с нее страшную клятву. Но Тихон на такой поступок не способен. Порыв Катерины - ее попытка сделать Тихона своим другом и союзником; найти в нем опору, которая держала бы ее в семье, - это, конечно, настоящий поступок. Запишем для памяти его содержание (в ходе урока заполняется таблица “Решающие поступки Катерины”).
II. Установка к чтению нового материала и комментированное чтение основных эпизодов 4 и 5 действий.
Главная черта Катерины - непримиримость к миру самодуров раскрывается только в последних сценах пьесы. Поначалу Катерина хотела полюбить членов своей новой семьи. Но уже тогда чувствовала, что ей трудно будет примириться с их нравами “... не удержат меня никакой силой...”
Один из последних трех важнейших поступков Катерина совершает во время грозы. Тихон вернулся из Москвы. Кабановы вышли погулять всей семьей на берег Волги. Разразилась гроза. Гуляющие зашли в узкую галерею. На стенах - старые потемневшие картины с изображением страшных мук, ожидающих грешников после смерти на том свете, в аду. Здесь горят огромные костры, куда слуги дьяволовы бросают грешников. Поэтому ад называли геенна огненная (древнее церковное слово означает “ад” в переводе с греческого языка).
Катерина - верующий, религиозный человек. Для нее эти картины “темной старины заветные преданья” (Лермонтов “Родина”). Но главное
- голос ее совести, так как она считает себя грешницей. Варя старается е удержать.
Как же поступит Катерина? Ведь она знает, что если во всем признаться при людях и Кабанихе, ее “сживут со свету”. (Ответ няни на вопрос Тани из романа Пушкина “Евгений Онегин”):
- Была ль ты влюблена тогда?
- И полно, Таня! В эти лета Мы не слыхали про любовь; А то бы согнала со света Меня покойница свекровь.
Так что же, значит, лучше помолчать? Но тут Катерина встречается глазами с Борисом, слышится крик полусумасшедшей барыни, снова гремит гром... . А страшнее всего голос собственной совести. И Катерина совершает поступок, небывалый для людей, привыкших к нравам “темного царства” - признание Катерины (действие 4, явление 6).
Не смогла удержать Катерина - чистая, искренняя женщина своего признания. Кабаниха обрадовалась: ведь у нее давно идет спор с невесткой давать ли человеку волю или крепко держать на цепи, в неволе. Это спор и с сыном, который по-своему любит жену. Свекровь считает, что именно “воля” привела Катерину к ее “греху”. Катерина сама принародно раскаялась, сама себя прокляла и отдала себя на суд людей за собственное своеволие...
- Но нет, Кабаниха, оказывается, не победила. Через несколько дней. Катерина совершает новый неожиданный поступок - побег из дома Кабановых, последняя встреча с Борисом, (действие 5, явление 3).
Какие слова выражают замысел Катерины, принятый ею перед встречей с Борисом? На что она надеялась, когда ушла из дома? Какое она тогда приняла решение? Изменила ли она его, когда узнала, что он едет в Сибирь? (Итак, Катерина приняла решение уйти с любимым человеком на край света)
Нам остается рассмотреть самый последний и самый важный поступок Катерины.
- Попробуем сами подумать за героиню: что ей оставалось делать, куда пойти, какой путь выбрать?
1) Догнать Бориса и попробовать уговорить его. Как вы считаете, можно надеяться на это?
2) Побежать в родной дом, к своим родителям, искать у них защиты. Но они тоже купеческая семья, там тоже царят законы “домостроя”. Младшие члены семьи должны были подчиняться старшим. Муж имел полную власть над женой и детьми.
3) Катерина вернется к Кабанихе, повинится снова в своих грехах и будет во всем покоряться свекрови и мужу. Варя - да. Катерина - нет. Дом Кабановых - для нее тюрьма, а она - вольнолюбивая и непокорная.
Мечтает быть свободной, летать, как птица “а уж коли очень мне опостылеет, так в окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так и не буду...”.
- Катерина принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой. В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Обычно самоубийство говорит о слабости человека, но свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: “Кто любит, тот будет молиться”. Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов.
Итак, последний решающий поступок Катерины - самоубийство. (действие 5, явление 4)
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.