Цель урока: подвести итоги по творчеству поэта; уметь чётко формулировать вопросы к заданной теме; уметь вести диалог в коллективе.
Подготовка к уроку.
Учащиеся заранее (на уроках и во внеурочное время) знакомятся с темами “Биография В. Маяковского”, “Маяковский в современном восприятии”, “Любовная лирика Маяковского”, “Сатира Маяковского”. К уроку готовят интересные мысли, афоризмы, неологизмы, выписанные из стихов Маяковского. Особое внимание следует уделить вопросам, которые учащиеся хотели бы задать поэту. Условие: вопросы готовятся ребятами совершенно самостоятельно, учитель лишь просматривает их для небольшой корректировки. Естественно, вопросы не должны быть заранее известны в классе.
В классе выбирается пара на роль Маяковского и на роль помощницы Лили Брик. С ребятами ведётся индивидуальная беседа по “вживлению” в образ.
Оформление урока:
Презентация (портреты поэта и Лили Брик, строки из стихов Маяковского – в качестве эпиграфа, - названия основных периодических изданий, небольшой план конференции).
Столы расставлены полукругом. В центре – стол с табличкой: “Маяковский – сам”. Вторая табличка: “Лиля Брик, адвокат поэта”. На столе учителя – “Журнал “На всякий случай””.
Учащиеся имеют при себе записные книжки, фотоаппараты. Один из ребят ведёт съёмку.
Учащиеся рассаживаются за парты, на которых таблички с названиями газет и журналов: “24 часа”, “Аргументы и факты” и другие.
Задавая вопрос, ученики называют себя и представляют своё издание.
Начало урока.
Учитель: Сегодня впервые в нашей школе присутствует и даёт интервью крупнейший поэт 20 годов 20 века – Владимир Маяковский.
Он с нами только один час. Его появлению среди нас способствовали длительные дебаты вокруг его имени. Суть сводится к формуле “За!” и “Против!” присутствующие журналисты полны желания задать вопросы и получить ответы.
(“Журналистам” даётся задание записывать вопросы и ответы, чтобы потом сдать письменный отчёт-интервью).
Примерный план /фрагменты/ интервью (проведён на базе 10 класса).
Корр. : Господин Маяковский, по-вашему мнению, вы писали хорошие стихи?
М. В. : Не знаю... Это судить моим читателям...
Корр.: Знали ли вы в своё время всю правду о партии?
В. М.: Какую именно правду? ...да, мне кажется, знал. Цель партии – дать народу всё для жизни.
Корр.: Вы знали о голоде в Поволжье?
В.М.: (молчит)
Лиля Брик: Об этом В.В. мог и не знать, ведь о многом замалчивалось.
Корр.: почему вы писали именно о партии и коммунизме?
В.М.: Я писал популярные стихи! Показывал строй во всей его красе, потому что верил в это!
Корр.: Как вы относитесь к прижизненной канонизации вашего имени?
В.М.: Хорошо... Кто откажется от славы.. Вот, вы, откажетесь?!
Корр.: Скоро выборы. За кого вы бы проголосовали?
В.М.:......
Корр.: Почему у вас почти нет стихов о природе?
В.М.: Время такое было...
Корр.: почему в ваших стихах присутствует нецензурная лексика?
В. М.: Это состояние души, которое выражается только так!
/...../
Корр.: Что бы вы пожелали молодому поколению?
В. М. : В духе моего времени: учиться, учиться и ещё раз учиться!
Учитель благодарит Владимира Маяковского за участие в конференции. Подводится итог. Уточняется домашнее задание.