Цели урока:
- обучающая: раскрыть воспитывающую роль культуры в годы Великой Отечественной войны, показать, что советское искусство формировало у людей стремление отстоять независимость своей Родины, считало себя мобилизованным, укрепляло и закаляло дух народа, оно было сражающимся.
- развивающая: развивать навыки работы с дополнительной литературой, делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.
- воспитательная: продолжить работу по патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся путем показа сражающегося характера искусства, тысячи деятелей которого с оружием в руках добывали свободу, раскрытия его патриотического содержания.
Основные понятия: сражающееся искусство, патриотическое содержание искусства.
Средства обучения: карта “Великая Отечественная война Советского Союза”, портрет Д. Шостаковича, репродукции: Тоидзе “Родина-мать зовет!”, Непринцева “Отдых после боя”, Кукрыниксов “Конец”, видеозаписи из передач: “Синий платочек”, “Офицеры”, песни “Журавли” в исполнении Хворостовского, грамзапись песни “Священная война”.
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап урока.
Выясняем, какое место занимает данный урок в теме. Постановка проблемы: Какую роль сыграла культура в годы войны, каков ее вклад в победу? Написать мини-сочинение “Мои впечатления от урока”.
II. организация учебной деятельности. Сегодня мы проводим не совсем обычный урок. Наш урок соединил в себе и литературу, и историю. Его тема:“Роль культуры в годы Великой Отечественной войны”. Прошло уже более 60 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве. (песня “Журавли” в исполнении Хворостовского). Гудят колокола памяти. Гудят они над тихими полями Белоруссии, над Хатынью и Брестом, Бабьим Яром и Киевом, над малыми поселками и большими городами – всюду, где ступал кованый сапог фашиста. И в этом гуле слышится нам реквием и гимн. Реквием тысячам убитых, замученных, сожженных заживо, и гимн в честь устоявших, выживших в страшных условиях войны и победивших. И огромная роль в этой победе по праву принадлежит советской культуре. Деятели литературы и искусства почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу с первых же дней войны. Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе, оно само было сражающимся. Тысячи деятелей культуры встали в строй и с оружием в руках защищали независимость Родины.
Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до 22 июня 1941 года. Поэтому главной задачей литературы стало помочь партии организовать, направить, сделать целеустремленным и неотразимым боевой дух народа, укрепить его веру в свои силы, готовность сражаться за свое Отечество. В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушло около тысячи литераторов. Для одних это была первая война, для других – четвертая. Чувство братской солидарности и помогло советской литературе стать грозным оружием в борьбе народа за свободу. В первые дни войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее гибкие и оперативные жанры: публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение. О роли публицистики в годы Великой Отечественной войны расскажет… “Одним из главных рычагов для воздействия на советских граждан, рабочих, воинов, явилась публицистика. Выдающимися публицистами Великой Отечественной войны стали истинные мастера этого острейшего оружия литературы: А. Толстой и И. Эренбург, Л. Леонов и М. Шолохов, А. Фадеев и В. Вишнёвский… Если говорить о публицистике А. Толстого, то ведущая тема в ней – тема Родины. Им написаны статьи “Москве угрожает враг”, “Что мы защищаем”, “Русские воины”, “Разгневанная Россия”, “Родина”. В них истоки русского национального характера, русской государственности, культуры, вера в непоколебимость советского народа. В его публицистике встречаются исторические аналогии с давно прошедшими событиями, призванные показать, что никогда еще захватчикам не удавалось покорить Русь. Публицистике А. Толстого очень близки работы Л. Леонова, стремившегося на трудных исторических путях. Он неустанно подчеркивал, что в борьбе с фашизмом несет личную ответственность каждый. Поэтому его публицистика проникнута искренней интонацией, с которой обычно обращаются к близким и знакомым людям: “Перед новым боем за честное дело наше присядем, товарищ, поговорим по душам”. Этот стиль доверительной беседы сочетается у Леонова с высокой, торжественной, иногда даже несколько архаизированной лексикой и образностью. Это придает его статьям характер высокой проповеди, обращенной ко всем и к каждому. Многие поэты и писатели в годы Великой Отечественной войны стали корреспондентами – М. Шолохов, И. Эренбург, К. Симонов и В. Гроссман. Публицистика Шолохова сыграла в годы войны большое значение. Он был корреспондентом “Правды”. Уже в первые военные месяцы писатель опубликовал очерки “На Дону”, “На Юге”, “Казаки”. Публицистичен по своей направленности и знаменитый рассказ М. Шолохова “Наука ненависти” о лейтенанте Герасимове. Две силы показывает писатель, которые помогают Герасимову преодолеть страшные испытания – ненависть к захватчикам и отчетливое понимание гуманистических идеалов советского народа. Послушайте отрывок из этого рассказа…” “-…И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”, - а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, что ненависть к врагу всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если это замысловато сказано, но так думаю, - закончил лейтенант Герасимов и впервые за время нашего знакомства улыбнулся простой и милой, ребяческой улыбкой.” “…Разнообразной была и публицистическая работа И. Эренбурга. Эренбург – публицист по преимуществу; главный его жанр – статья, вернее, эссе. Его статьи очень выразительные и яркие. Разоблачая фашистских захватчиков, их идеологию, писатель прибегал к выразительному монтажу подлинных документов, писем немецких солдат и офицеров, приказов командования, показаний военнопленных. Все это придает его произведениям убийственную памфлетную силу, достоверность и убедительность. Для Эренбурга свойственен и лаконизм. Большое количество самых разнообразных фактов, которые использует автор, требует сжатости. Часто уже сам монтаж высекает мысль, также для работ Эренбурга характерна тема солидарности всего народа. Он писал так: “ Настал час простых чувств и простых слов. Гитлер бросил в бой все свои силы… Враг силен…Сейчас решается судьба всей нашей страны, каждого из нас, наших детей… Если фашисты победят, не будет России. Они не могут победить… Мы выстоим: мы крепче сердцем… Мы знаем за что стоим: за Россию, за Родину”. Особую роль в годы Великой Отечественной войны в военной литературе сыграли газеты, плакаты и листовки. Газеты, по словам Эренбурга, были трибунами для писателей. “ В дни войны газета – воздух. Люди раскрывают газету прежде, чем письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба”. Такой была газета военного времени, и во многом благодаря тому, что туда пришли писатели. Публицистика заполнила плакаты и листовки, выпускавшиеся “Окнами ТАСС”. Карикатуры и рисунки художников Кукрынистов, В. Тальбы, Д. Мора постоянно сопровождались яркими, публицистическими комментариями. В целом, публицистика в годы войны была больше, чем литературный жанр. Публицистика являлась важнейшим оружием борьбы с фашизмом, борьбы с захватчиками и их культурой, идеологией. Публицистика наравне с другими течениями культуры прочно встала на защиту родной земли и сумела отбить и полностью разгромить врага”.
В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: “Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой. Уже на третий день войны по всей стране, как призыв, зазвучала песня “Священная война” на стихи Лебедева-Кумача. “В этот же день она прозвучала по радио в исполнении знаменитого актера Малого театра Александра Остужева. Опубликованные одновременно в “Красной звезде” и “Известиях”, стихи буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной силой и удивительной способностью выразить то, что кипело на душе у каждого. В сердце ударила строка, вынесенная в заголовок стихотворения, “Священная война”. Да, именно священная! Под таким же сильным впечатлением создал музыку к этой песне руководитель ансамбля красноармейской песни и пляски А.В. Александров, почти также стремительно, буквально озаренный моментально зазвучавшей в нем музыкальной темой. 27 июня красноармейцы впервые спели “Священную войну” на Белорусском вокзале бойцам, отправляющимся на фронт. И те, кто слушал, уходя на фронт, провожая близких и друзей, и те, кто исполнял, не могли сдержать слезы. Поэт назвал свою песню “взволнованной речью”, и эта речь отозвалась в сердцах миллионов соотечественников как гимн, как набат. Песня стала моментом истории, встала вместе с солдатами в строй, сама стала бойцом”. Исполнение песни “Священная война”. “Таким же набатом, поднимавшим боевой дух советских воинов, зазвучал и плакат Ираклия Моисеевича Тоидзе “Родина-мать зовет!”. Одна фигура приковывает к себе внимание зрителя: это простая русская женщина. Она сурова и гневна, она обращается к каждому из нас. Страстно зовет Родина-мать своих сынов стать в ряды ее защитников. Женщина изображена в красном, а это – цвет крови и цвет советского знамени. Небо над ней не голубое, а серое – это цвет хмари войны, заволокшей нашу Родину. За ее спиной – штыки, они символизируют оружие, которое ты обязан взять в руки, чтобы защитить свою Родину-мать!
О роли поэзии слово… “Поэзия военных лет – это и летопись жизни народной и лирический дневник одновременно. Она сразу выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, она поддерживала, помогала, вдохновляла. Именно поэзия отразила необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные подвиги соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Одним из наиболее ярких поэтов этой поры стал Константин Симонов. Когда началась война, Симонову было уже 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом. Начало войны потрясло Симонова и наложило отпечаток на все его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт и в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты “Красная звезда”. Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт. О войне Константин Михайлович писал всю свою жизнь он видел ее собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, дружил с офицерами, очень хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. Войне и ее героям он посвятил большое количество стихотворений. Наиболее ярким и сильным является “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины”. Это стихотворение он посвятил своему фронтовому другу, поэту, Алексею Суркову. По призванию участников войны, оно было самым первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души воинов. Послушайте отрывок из этого стихотворения…
“…Жди меня… Эти слова стали клятвой, призывом для всех, кто оставался в тылу и сражался на передовой. “Жди меня” - это стихотворение, которое Константин Симонов посвятил своей жене. В Серовой и всем, кто ждал своих любимых. Сейчас вы услышите отрывок из стихотворения…
“…Перед смертью Константин Симонов попросил исполнить его последнюю волю. Он хотел навсегда остаться с теми, кто погиб в начале войны, поэтому его прах был развеян на поле, неподалеку от Бобруйска”. “Говорят, у войны не женское лицо, но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, были снайперами, летчиками… Они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Среди них были Анна Ахматова и Ольга Бергольц, стихи которых знали и ждали, а также Юлия Друнина, которая в 17 лет ушла на фронт. Ольга Федоровна Бергольц – “блокадная поэтесса”, влюбленная в свой город, в свой народ, в свою страну. Большие и тяжелые испытания выпали на долю поэтессы. Она не с чужих слов знает, что такое блокада. В годы войны Бергольц создала свои лучшие произведения: “Ленинградскую поэму”, “Февральский дневник”, стихотворения, вошедшие в книгу “Ленинградская тетрадь”. Голос Бергольц, который звучал по радио в осажденном городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев… Поэтесса Юлию Друнина, прошедшая санитаркой вся войну и сохранившая о ней память на всю жизнь, принадлежала к поколению, которое проходило испытание на зрелость на фронтовых дорогах. 17-летней выпускницей она в 1941 г. добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода. В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж что она решила, ничем ее не собьешь. Юля была медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огонь приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжелораненых. Смертельная опасность и тяжкий труд шли рядом:
“Анна Ахматова. Великая Отечественная война застала Анну в Ленинграде, откуда она была эвакуирована в Ташкент. Лирика А. Ахматовой многогранна и глубока. В ее творчество органически входит тема войны; стихи отражают во всей глубине трагизм происходящего, веру в победу, любовь к стране, к человеку. За годы войны она создает сборник “Ветер войны”. Написанное ею стихотворение “Клятва” звучит как торжественное обещание, обращенное как к будущему поколению, так и к памяти предков. “Мы детям клянемся, клянемся могилами, что нас покориться никто не заставит”. В стихотворении “Мужество” возникает глубинный, по своему содержанию, образ – символ “великого русского слова”:
“И хочется сказать еще об одном поэте – Александре Твардовском. В 1939 г. поэт заканчивает Московский институт истории, философии и литературы и его призывают в армию. В то время он еще не знал, что снимет шинель только после Победы. Начиная с 1940 г. и до самого окончания войны поэт не прерывает своих литературных занятий и работает над “Фронтовой хроникой”. Ее герой – еще не солдат, а тот же крестьянин, волей судеб попавший на войну. Из этого цикла и выросла поэма “Василий Теркин”. Ее замысел возник у Твардовского, когда он вместе с группой других писателей, работавших в газете “На страже Родины”, решил завести в ней “уголок юмора” и придумал фельетонный персонаж – Васю Теркина, который имел у бойцов огромный успех. Но только пройденные им тяжелые военные дороги превратили Теркина в сильного, мужественного, бесстрашного и находчивого русского солдата. Поэма имеет несколько глав и каждая глава печаталась в очередном номере газеты. Бойцы на фронте с нетерпением ждали следующий выпуск “На страже Родины” с продолжением поэмы. Послушайте отрывок из поэмы:
“Зимой 1942 г. в прифронтовой землянке, еле освященной самодельным светильником, познакомился с поэмой Твардовского художник Юрий Михайлович Непринцев. Один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как, забыв об усталости, смеялись они, восхищались любимым литературным героем. Плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, художник пишет картину “Отдых после боя”. В зимнем фронтовом лесу на поляне расположилась на отдых после недавнего боя группа солдат – пехотинцы, разведчики, танкисты. Они сгруппировались вокруг бывалого солдата, балагура и весельчака, каким и был Василий Теркин. Выразительно жестикулируя, он рассказывает что-то такое, от чего смех озаряет лица окруживших его людей. Художнику удалось в несложном сюжете выразить большое содержание, раскрыть простоту и сердечность, веселье и гуманность советского человека. Каждый герой картины имеет свою биографию, свой характер. А все вместе – это коллективный портрет советских людей, солдат великой армии-освободительницы”. Выдающееся место в культуре Великой Отечественной войны заняли стихи, ставшие песнями. Песни войны… Как необходимы они были воинам, как тянулись к ним тысячи сердец… Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне. “В годы войны массовая песня – самый распространенный жанр советской музыки. Она одной из первых отразила события войны и стала ее музыкальной летописью. 4 года войны стали знаменательным периодом, утвердившим новый песенный стиль, характеризующийся взаимопроникновением лирики и героики. Песня была могучим духовным оружием на фронте и в тылу. Темы, образы и содержание песен воплотили борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков, эмоциональную атмосферу военного времени. Было написано, исполнено, прочувствованно и принято множество песен: “Заветный камень” Мокроусова и Жарова, “Вечер на рейде” Соловьева-Седова и Чуркина, “В землянке” Листова и Суркова и другие. Их пели в тылу и на фронте, на поле боя и в короткие минуты отдыха, в землянках и партизанских отрядах. Они звучали в исполнении концертных бригад и отдельных певцов. Выдающимися исполнителями были: Лидия Русланова, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко…” “Русланова Лидия Андреевна – певица, заслуженная артистка РСФСР, исполнительница русских народных песен и песен советских композиторов. В 1941-1945 гг. певица выступала в составе фронтовых концертных бригад, выступала в госпиталях. Первое выступление Руслановой на фронте состоялось в районе Ельни в конце июля 1941 г. затем были блокадный Ленинград, передовые позиции многих фронтов. Свои выступления на фронте певица завершила в мае 1945 г. на ступенях поверженного рейхстага. Награждена орденом Красной Звезды. В 1944 г. на личные сбережения певицы была приобретена боевая техника для минометной батареи”. “Утесов Леонид Осипович – артист театра, эстрады, певец и дирижер, народный артист СССР. В годы войны джаз-оркестр под руководством Утесова выступал при отправлении воинских частей на фронте, на военных кораблях, на Волховском и Калининском фронтах. Завоевали большую популярность в исполнении Утесова песни: “Дорога на Берлин” Фрадкина, “Песня военных корреспондентов” Блантера. Денежные средства от ряда концертов были переданы на постройку двух военных самолетов, получивших название “Веселые ребята”. 9мая 1945 г. при огромном стечении народа Утесов выступал на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве. Награжден двумя орденами Красного Знамени”. “Шульженко Клавдия Ивановна – эстрадная певица, народная артистка СССР награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. В годы войны – солистка и художественный руководитель (совместно с Коралли ) Ленинградского фронтового джаз-ансамбля. Только за первый год войны дала более 500 концертов. Денежные сборы от ряда концертов были переданы ей в “фонд помощи детям”. Она пела о любви, нежности, верности. “Мне нравится , - говорила она, - песни – раздумья о человеческой жизни… Хорошая песня – словно моноспектакль с большим смыслом и содержанием, с огромным накалом человеческих страстей”. Среди песен в ее исполнении особую популярность получили “Давай закурим” Табачникова, “Где же вы теперь, друзья-однополчане” Соловьева-Седова”. И у каждой из песен была своя судьба, свой жизненный путь, своя история, может быть, такая же романтическая, как у “Синего платочка”. О песне и ее исполнении. В 1942 г. в блокадном Ленинграде Дмитрий Шостакович создает свою гениальную седьмую симфонию. “Дмитрий Дмитриевич Шостакович, советский композитор. народный артист СССР, Герой социалистического труда. В его музыке сочетаются эпическая широта и психологическая углубленность, могучий пафос художника-трибуна и тончайшая интимная лирика. Центральное место в творчестве Шостаковича занимают симфонические произведения, отмеченные крайней напряженностью музыкальной жизни осажденного города. (картина “Концерт в осажденном Ленинграде”.) Звучала она не только как вызов врагу, но и как предвестник победы. Композитор так рассказывает о создании своего произведения: “Почти вся симфония сочинена мною в моем родном городе Ленинграде. Город подвергался бомбардировке с воздуха, по городу била вражеская артиллерия. Все ленинградцы дружно сплотились и вместе со славными воинами Красной Армии поклялись дать отпор зарвавшемуся врагу. В эти дни я работал над симфонией, работал много напряженно и быстро. Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагами, которые делаются героями и побеждают”. Все мастера советского искусства стремились своим творчеством содействовать разгрому врага. Боевой дух советских воинов в то тяжелое, суровое время поднимали плакаты, станковая живопись. Большую роль сыграли произведения плакатистов и художников Кукрыниксов. “Кукрыниксы – Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович – творческий коллектив графиков и живописцев. Действительные члены Академии Художников СССР, народные художники СССР, Герои Социалистического Труда. Художники-сатирики, мастера уничтожающе-язвительного политического шаржа и карикатуры, в годы войны Кукрыниксы выступали как авторы героического плаката. Гитлеровское командование в бессильной злобе расстреливало из орудий сатирические плакаты Кукрыниксов, которые наши солдаты выставляли перед немецкими окопами. В мае 1945 года, сразу же после падения Берлина, они прилетели в город. В гитлеровском бункере делают зарисовки задуманной картины о последних днях Гитлера и его ставки в подземелье. На их основе и личных впечатлениях от бункера и создают свою знаменитую картину “Конец”. Мы видим бомбоубежище рейхсканцелярии Гитлера в момент решительного штурма Берлина советскими войсками. Раскрылась тяжелая металлическая дверь, и в комнату, где сидят трое фашистских главарей, вваливается, почти падая, кровавый “фюрер” с безумно выкаченными глазами. Он задыхается и рвет на себе ворот. Все кончено, уже некому приказывать и звонить – телефонная трубка болтается в воздухе. На полу стоит чемодан, но бежать уже поздно, да и некуда. Покосились картины на стенах, погасло электричество, комната освещена мертвенно-бледным светом фонаря. Близкое дыхание смерти веет над этим логовом извергов, загубивших миллионы людей, разоривших много стран и городов. Пришло неизбежное возмездие… Конец…
Давно заросли раны на полях сражений. Давно сняли гимнастерки участники войны. Многие не вернулись с войны. Среди них поэты и писатели. Но сколько бы не прошло лет со дня Победы, стихи и песни, которые возникли в грозные годы, остались в строю. Они всегда будут жить в наших сердцах, они всегда будут теребить наши души. Стихотворение участника войны Макарова В. И.– дедушки Ани Смирновой. Зачем придумана война?
III. Заключительный этап. Есть такая профессия – Родину защищать. Ее овладевают лучшие из лучших. Эта профессия называется офицеры, сердца которых действительно находятся под прицелом. На суше и на море, в воздухе и под водой защищают они независимость нашего Отечества. В годы Великой Отечественной войны профессией по защите Родины овладел каждый советский человек. И среди них не на последнем месте находились деятели искусства. И вам, нынешнему поколению, продолжать их традиции по защите Родины… Нет в России семьи такой, где б непамятен был свой герой… Песня из к/ф “Офицеры”. IV. Итоги урока. |
Вступительное слово учителя истории,
видеозапись Вступительное слово учителя истории
исполнение
Вступительное слово учителя литературы
Сообщение учащегося
Инсценированное чтение учащегося.
Продолжение сообщения учащегося
Учитель литературы Чтение учащегося
Слово учителя литературы (На фоне музыки) Сообщение учащегося
Грамзапись Сообщение учащегося
Чтение учащегося
Учитель литературы Сообщение учащегося
Чтение учащегося
Продолжение сообщения
Чтение учащегося
Сообщение учащегося
Сообщение учащегося
Сообщение учащегося
Чтение учащегося
Сообщение учащегося (иллюстрация картины)
Слово учителя истории
Сообщение учащегося
Сообщение учащегося
Сообщение учащегося
Сообщение учащегося Учитель истории, видеозапись, учитель истории Сообщение учащегося (Портрет, иллюстрация картины)
Слово учителя истории
Сообщение учащегося (Иллюстрация картина)
Слово учителя литературы Чтение учащейся
Слово учителя истории
Видеозапись проверка заданий по уроку высказывания учащихся по уроку,
Учитель истории |