Цели:
- Знакомство с жизнью и творчеством А.Н.Островского.
- Формирование умения ориентироваться в историко-литературном пространстве.
Ход урока
У нас на Руси, мало написать пьесу, надо провести её по всевозможным мытарствам. (А.Н.Островский)
Александр Николаевич Островский
(1823 – 1886)
1. Знакомство с биографией А.Н.Островского по плану.
1. Очерк жизни А.Н.Островского:
- Детство и юношеские годы (Приложение 2)
- Первое увлечение театром (Приложение 3)
- Обучение и служба (Приложение 4)
- Первая любовь. Первые пьесы (Приложение 5)
- Размолвка с отцом. Свадьба Островского (Приложение 6)
- Начало творческого пути (Приложение 7)
- Путешествие по России (Приложение 8)
- Второй брак Островского (Приложение 9)
- Смерть великого драматурга (Приложение 10)
2. Характеристика творчества.
Задание:
1. Учащиеся записывают план в тетрадь и по плану определяют цель урока
2. учащиеся сообщают материал, подготовленный дома
По ходу выступлений представляются фотографии, тезисы, оформленные в презентации. (Приложение 1)
2. Общая характеристика творчества А.Н.Островского.
Задание: запись в тетрадь тезисов, комментируемых учителем и прописанных в презентации
1. А. Н. Островский — один из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра. Он создал свой особый стиль, который можно назвать “театром Островского”. К этой школе принадлежат и некоторые другие драматурги, например А. В. Сухово-Кобылин. Жизнь Островского была тесно связана с театром:
в течение многих лет он плодотворно сотрудничал с Малым театром. Его имя важно не только для литературной, но и для театральной традиции.
2. Любимый жанр Островского — комедия. “Согласно понятиям моим об изящном, считая комедию лучшею формой к достижению нравственных целей и признавая в себе способность воспринимать жизнь преимущественно в этой форме, я должен был написать комедию или ничего не написать” (Островский о своей первой комедии, “Банкрот”, она же “Свои люди — сочтемся”). Комедийный элемент неизменно присутствует и в тех пьесах Островского, которые не являются комедиями. В пьесах Островского смешное органично сочетается с возвышенным, гротеск с патетикой, грубый комизм с высокой гражданской риторикой.
3. В большинстве пьес Островского изображается патриархальный русский мир: купечество, замоскворецкое (“Банкрот”) и провинциальное (“Гроза”, “Бесприданница”), чиновники (“Доходное место”), помещики (“Лес”), актеры (“Лес”, “Таланты и поклонники”). Иногда темой пьесы становились исторические (“Кузьма Минин”) или даже мифологические (“Снегурочка”) сюжеты.
4. Патриархальный мир раскрывается, как правило, в двух ракурсах: социально-злободневном и фольклорно-мифологическом. В ранних пьесах Островского с большой симпатией показана жизнь провинциального купечества, сохранившего черты допетровской “старины”, неевропеизированный быт и уклад. В более поздних пьесах изображаются новые тенденции в общественной жизни (например, растущая сила власти денег) и запечатлевается кризис патриархального мира, чаще появляется тема “самодуров” и “жертв”. Яркий пример такой тенденции — пьеса “Гроза”, где фольклорно-мифологический, идеализированный взгляд на патриархальный мир (“В обетованной земле живете”) принадлежит карикатурному, гротескному персонажу — Феклуше.
5. Сюжеты пьес Островского имеют, как правило, несложную структуру, ситуации (например: молодые ищут свое счастье) и некоторые функции персонажей, нечто вроде амплуа (например: родитель, мешающий молодым воссоединиться), сохраняются от пьесы к пьесе (Кабаниха в “Грозе”, Гурмыжская в комедии “Лес”).
6. Видимая простота языка, влияние народного лубочного театра и вообще фольклора (поговорки в названиях многих пьес и “поговорочное” звучание реплик героев) сочетается у Островского с тонкой игрой психологических и культурных подтекстов.
7. Во многих пьесах Островского изображается отдельный город (часто провинциальный) как некое конкретное, замкнутое и самодостаточное место, образ которого мифологизируется и одновременно является воплощением России. Эта традиция восходит к Пушкину (село Горюхино), Гоголю (Диканька, Миргород, Петербург) и имеет множество других примеров в русской литературе. Сходную же роль может выполнять не город, а село или замкнутая, обособленная часть города. Таковы города Калинов в “Грозе”, Бряхимов в “Бесприданнице”, село Пеньки в “Лесе”, Замоскворечье в ранних комедиях Островского.
8. Во многих пьесах Островского большое значение имеют сложные и многоплановые символические образы (“гроза”, “лес” и “дорога через лес”, “волки и овцы” в одноименных пьесах) и сквозные мотивы (“грех”, “суд” в “Грозе”, мотив “театра” в “Лесе”). Часто такие образы и мотивы обозначены уже в названиях пьес.
9. В пьесах Островского особое значение имеют диалоги героев, созданные с большим поэтическим мастерством (речевая индивидуализация образов героев).
3. Закрепление (работая в группах)
- Вспомните название 1ой пьесы Островского. (“Картина семейного счастья”)
- В каких журналах печатался Островский? (“Москвитянин”, “Современник”, “Отечественные записки”)
- Какое первоначальное название имела пьеса “Свои люди – сочтёмся”? (“Банкрот”)
- За постановку какой пьесы Островского вынудили выйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и отдали под негласный надзор полиции? (За “Банкрот”)
- Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр)
4. Домашнее задание:
Характеристика Дикого и Кабанихи. (Приложение 11)