Тема урока: "Наш Есенин"

Разделы: Литература


Цели:

1) Познакомить с основными этапами жизни и творчества поэта;

2) Показать глубочайшую любовь русского народа к великому поэту России.

Оборудование:

1) Фото и портреты Есенина в разные периоды жизни; пейзажи.

2) Фото поэтов и видных деятелей, связанных с Есениным;

3) Фонограммы:

1. “Мне осталась одна забава” (исполняет А.Малинин);

2. Монолог Хлопуши из поэмы “Пугачев” (исполняет автор);

3. “Шаганэ, ты моя, Шаганэ” (исполняет М.Ульянов)

4. “Мы все уходим понемногу” (исполняет М.Ульянов)

Ход урока

1. Вступительное слово о теме и цели урока;

2. Звучит песня в исполнении А.Малинина “Мне осталась одна забава”.

3. Основные этапы жизни и творчества поэта с показом слайдов, фото, рассказом и прослушиванием стихов, песен .

Гений – всегда народен. (А.Блок)

Гениальный поэт! Это что? Это всегда чудо! Жизнь поэта – пророческий духовный подвиг. Пока такой поэт рядом с нами, мы не всегда осознаём эту истину. Лишь спустя время открываем её во всем величии и значении. Так было с Пушкиным и Лермонтовым, Некрасовым, так позднее случилось и с Есениным. В.Полонский пишет: “Он хотел быть вместе с революцией, но не сумел. И он погиб”. Чтобы понять этого гениального человека, мы попробуем открыть для себя нашего Есенина. “Не нужно искать в поэте сахар с солью, ужас жизни, павлина в голове, нужно искать в нём поэтическую правду бытия, колдовское очарование…” - эти слова русского писателя Ю. Бондарева говорят о многом.

1. Детство, учение, деревня.

В автобиографии С. Есенин пишет: “Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской области, в селе Константинове”.”Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село,- рассказывает сестра поэта, Александра.- Основным украшением являлась церковь. Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь “такой простор, что не окинешь оком”. Вдали, как в дымке, синеют леса”.

Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гул комаров… ("Русь")

С 5-ти лет Сергей научился читать. По-настоящему к литературе приобщился с 9-ти лет, когда поступил в Константиновское земское четырехгодичное училище. Часто после уроков Сережа оставался и вслух читал стихи, в школе были книги Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Никитина. В мае 1909 года Есенин окончил училище с похвальным листом, которым был удостоен “за весьма хорошие успехи и отличное поведение”, в качестве поощрения ему дали рекомендацию для поступления в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу или Рязанское духовное училище. Слагать стихи Есенин стал лет с 8-9. На стихотворчество толкнула его та атмосфера народной песенной поэзии, которая окружала его в детстве. Лишь в старших классах Сергей стал приносить свои стихи в училище, показывать их педагогам. Учась в Спас-Клепиках Сергей продолжал писать стихи, которые читал друзьям в самой разной обстановке. Старый учитель словесности Е.М.Хитров посоветовал по-настоящему заняться литературой. После подражательных стихов в рукописях Есенина мелькнуло нечто самобытное и свежее. “Звезды”. (Прочитать)

  • Что привлекает в этом стихотворении?

В мае 1912 года Есенин окончил Спас-Клепиковскую школу и был выпущен с аттестатом “учителя школы грамоты”, Хитров посоветовал ему серьезно заняться литературой, сблизиться с поэтами, выйти в их творческую среду. Это сделать можно было только в Петербурге или Москве. Почувствовав себя поэтом, Есенин уже не представлял для себя иной жизненной стези, кроме литературного творчества. Надо было последовать совету Хитрова.

Стихотворение “Поэт” (1910)

  • Каково предназначение поэта?

2. Москва.

После окончания школы Есенин едет в Москву, работает в типографии в конторе магазина, но остаётся без денег. “Особенно душило меня безденежье, но я все-таки твердо вынес удар роковой судьбы…”, - признавался он. Поэт Кошкаров, узнав о бедственном положении молодого человека, предложил ему пожить у себя. Через знакомых ему помогают устроиться на работу в типографию Товарищества И.Д. Сытина. (Портрет)

Круг знакомых к тому времени заметно расширился. Этому способствовало его поступление в Народный университет имени Шанявского. В 1913 году, он стал вольнослушателем историко-философского факультета. Весной 1914 года Есенин выступил на заседании кружка с чтением своих стихов. Кружковцы увидели, что перед ними незаурядный поэт с большими творческими задатками. В журнале “Мирок” появились его стихи, а литературным дебютом было стихотворение “Береза” (1914). В газете “Путь правды” приняли к печати стихотворение “Кузнец” (1914). В июне 1914 года Есенин едет в Крым на три недели, вернулся в Москву, после того как началась первая мировая война. Когда в сентябре 1914 года Есенин вернулся в Москву, газеты писали о поражении русских войск в восточной Пруссии, о гибели тысяч солдат в карпатских предгорьях. Его внутреннему взору война представилась своей бедственной стороной.

Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
(…………………)
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.
(1914 год)

  • Прочитать какие картины предстали перед вами?

Самому Есенину к началу войны не было еще 19 лет, и военное ведомство впервые потревожило его лишь год спустя. Вид тыловой Москвы, раздражали и внушали поэту глубокое отвращение. “Москва – это бездушный город… Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга…”

В конце 1913 года, когда были написаны эти слова, у Есенина созрела мысль перебраться в Петербург. С января 1915 года он бывал на собраниях литературного кружка при журнале “Млечный путь”, в этом журнале сотрудничали писатели-демократы Алексей Новиков-Прибой, Дмитрий Семеновский, Федор Шкулев, Надежда Павлович. Поездка в Петербург ускорилась тем, что туда он уже посылал свои рукописи, нужно было выяснить их судьбу, а главное – очень хотелось встретиться с большими поэтами, с настоящими мастерами, прежде всего с Александром Блоком.

3. Петербург – Петроград.

Раннее мартовское утро. В книжной лавке за Аничковым мостом удалось выяснить, где проживал этот человек – на Офицерской улице, за Мариинским театром.

В доме №57 по Офицерской улице в четвертом этаже жил Александр Блок. Прислуга, отворив дверь, сказала, что хозяина нет дома. Сергей на листке бумаги набросал:”Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в четыре. С почтением С.Есенин”.

Блок заинтересовался молодым стихотворцем – его личностью, его прошлым, его несомненным талантом.

В дневнике он записал:”9 марта… Днем у меня рязанский парень со стихами”, а на записке Есенина пометил:”Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык”. Одной фразой Блок отметил, что взволновало его в юном поэте. Позднее Есенин вспоминал, как его учил писать Блок:

“Лирические стихотворения не должны быть чересчур длинными,- говорил мне Блок.- Идеальная мера лирического стихотворения 20 строк, оно, безусловно, потеряет лирическую напряженность, оно станет бледным и водянистым”.

Блок отобрал в рукописи шесть стихотворений Есенина и рекомендовал их для печати.

У Городецкого Есенин был 11 марта. “Стихи он принес завязанными в деревенский платок,- пишет в своих воспоминаниях Городецкий. - С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию. Городецкий, в свою очередь, снабдил Есенина письмами, из которых одно было к издателю “Ежемесячного журнала” В.С.Миролюбову: “Дорогой Виктор Сергеевич! Приласкайте молодой талант – Сергея Александровича Есенина. В кармане у него рубль, а в душе богатство”.

О Есенине заговорили. Есенин входил в литературу уже как профессиональный поэт. Все вело к тому, чтобы остаться в Петрограде и развивать здесь свой долгожданный успех.

Царское правительство, неся людские потери, объявило досрочный призыв в армию .Есенин уезжает в деревню, чтобы некоторое время побыть дома до явки на призыв. 20 мая 1915 года он предстал перед врачебной комиссией, но Есенину дали отсрочку.

Все лето он интенсивно работал, готовил рукописи двух книг: “Рязанские побаски, канавушки и страдания” и сборник “Радуница”.

В октябре 1915 года, Есенин повел переговоры о выпуске”Радуницы”. На квартире Городецкого Есенин познакомился с поэтом Николаем Клюевым, который вовлек его в группу “Краса”.

Горький замечал стихи Есенина, “Есенин – талантливый крестьянский поэт, совсем еще юноша”. Встреча произошла в конце 1915 или в начале 1916 года , которая насторожила Горького: “Есенин был похож на слащавенького открыточного мальчика”. По-настоящему Горький смог узнать Есенина как поэта после прочтения”Радуницы”, которая вышла в феврале 1916г.

Для Есенина это был великий праздник.

- Знакомство со стихами в сборнике”Радуница”.

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает… (1910 год)

  • Какое впечатление вызывает у вас это стихотворение?

4. Царское село. Революция.

К месту службы он прибыл 20 апреля 1916 года, в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 имени императрицы Александры Федоровны.

Жизнь в Царском Селе была муторной и унылой. В свободное время Есенин сочинял стихи. Написано около 20 стихотворений. (“Крестьянский пир”, “Мечта”,”Устал я жить в родном краю”), подготовил к печати второй сборник – “Голубень”.

Есенину пришлось читать стихи в присутствии царских дочерей, а в другой раз – в присутствии императрицы. Читал он грустные, печальные стихи о России, о странниках нищих, калеках (“Я странник убогий”, “Микола” и другие).

Настоящие “неприятности” настигли его в феврале 1917 года, когда он, “отказался писать стихи в честь царя”. Первым откликом поэта на свержение самодержавия было стихотворение “Разбуди меня завтра рано…” (прочитать)

  • Каков образ революции в этом стихотворении?

С конца марта по август 1917 года создает цикл маленьких поэм: “Товарищ”, “Марсово поле”, “Певучий зов”, “Отчарь”, “Октоих”.

1917 год для Есенина был во многом поворотным. Революция открыла Есенину путь к массовому читателю. 22 ноября 1917 года проводится “вечер поэзии Сергея Есенина”.

На протяжении 1917 года Есенин встречался с Ал. Толстым, А.Блоком, И.Эренбургом, С.Коненковым, О.Форш, А.Чапыгиным, А.Белым.

В первой половине 1918 года появляются “Инония”, “Иорданская голубица”, “Небесный барабанщик”.

Смыкайтесь же тесной стеною!
Кому ненавистен туман…

В автобиографии Есенин отметил: “В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”.

5. Снова Москва.

В Москву Есенин с женой переехал в марте 1918 года и целиком погрузился в издательскую и литературную работу. В 1918 году он подготовил к печати второй, третий и четвертый сборники своих стихов. Много раз выступал на открытых поэтических вечерах с В.Брюсовым, А.Белым, Б. Пастернаком, И. Эренбургом. Для встречи с читателями и выступлений на литературных вечерах Есенин выезжал в Харьков, Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск. Литературная жизнь Москвы была ключом. Он становится создателем “писательской коммуны”, открывает “Книжную лавку художников слова”.

Есенина можно было встретить в “Кафе поэтов”, именно здесь родился имажинизм сыгравший в жизни Есенина сложную и неблагоприятную роль. Имажинисты представляли собой очень малочисленную группу. В нее входили А.Мариенгоф, В.Шершеневич, А.Кусиков и др. Есенина вовлек в эту среду Мариенгоф, с которым он познакомился еще в 1918 году.С имажинистами и их лозунгами Есенин быстро разобрался. Победили принципы жизненного, правдивого образа. Имажинизм не способен был убить в поэзии Есенина реалистическое начало. Если поэт довольно быстро разобрался в идейной неполноценности, то разойтись с ней в быту оказалось нелегко. Все это пагубно отразилось на его творчестве.

Я Московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку…

Так возник цикл “Москва кабацкая”. “Живу я как-то по-бивуачному,- жаловался он в одном из писем,- без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники”.Самым надежным средством избавления от назойливых спутников было исчезновение из Москвы, когда работал над поэмой “Пугачев”. В апреле 1921 года поэт выехал из Москвы в Самару, затем в Ташкент, в Самарканд, в Бухару. В Москве читал”Пугачева” в Доме печати, потом в Театре РСФСР – 1, где Мейерхольд собирался поэму ставить на сцене.

Более всего любил Есенин читать монолог Хлопуши и заключительную сцену.

В этот период он общался со скульптором С.Коненковым, режиссерами В.Мейерхольдом, А.Таировым, поэтами М.Герасимовым, А.Мариенгофом, встречался с партийными работниками: М.Калининым, А.В.Луначарским, Троцким, Дзержинским, писателями: Д.Фурмановым, Л.Леоновым, Л.Сейфуллиной, Н.Тихоновым, Н.Асеевым, Т.Табидзе и другими.

Круг повседневных общений поэта был широк и разнообразен. Но жизнь его протекала неровно – в ней были и срывы, и трудности, и тревоги.

6. Закавказье

  1. Первая поездка (1924г).
  2. Вторая поездка (1925г).
  3. Персидские мотивы.

7. Айседора Дункан. Европа и Америка.

  1. Американская танцовщица Айседора Дункан.
  2. Совместное путешествие по Европе и Америке (май 1922 - август 1923).

8. Возвращение на Родину

3 августа 1923г. Есенин и Айседора вернулись в Москву.

В путешествии он написал поэму “Страна негодяев”, набросал первый вариант “Чёрный человек”. А.Л. Миклашевская вспоминает: “Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. …небо и луна, другие, чем там, у них. 21 августа 1923 г состоялось публичное выступление поэта после возвращения из поездки. Вечер прошёл с огромным успехом. Все, знавшие Есенина, заметили в нём удивительную перемену. “Поэт как будто от чего-то очистился, освободился, к чему-то твёрдо пришёл”. “После заграницы,- писал он в автобиографии, - я смотрел на страну свою и события по-другому”.

Есенин понимает необходимость утвердить себя в роли поэта-гражданина:

Хочу я быть певцом
И гражданином,…
Был настоящим,
А не сводным сыном-
В великих штатах СССР

(“Стансы”)

По возвращении на Родину Есенин окончательно порывает с имажинистами и с Айседорой Дункан. Начался новый период жизни для Есенина – период небывалой творческой активности, великих поэтических взлётов и побед.

9. Родные края. Последние стихи.

Частые поездки в родные края.

Творческая работа. “В моих стихах читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и образность”.

10. Драма поэта

Есенину выпало на долю творить и жить в пору великих социальных перемен, которые пережила наша страна. Он застал этот революционный процесс в самом начале. Стихотворения, написанные в 1924 году, говорят о том, что он осознал неизбежность коренных перемен.

Как поэт своего времени, Есенин прислушивается и приглядывается к тому, как решает коренные вопросы своего существования народ. “Приемлю все! Как есть все принимаю”, - и твердо, решительно порывает с “тележной песней колес”, которая становится для него синонимом косности, отсталости. Нетрудно заметить, что скепсис поэта имеет стойкую направленность: он обращен не к советской действительности, не к природе, не к происходящим в жизни переменам – их Есенин признает безоговорочно и страстно, - но самому себе он не находит места в новой жизни; его скепсис обращен внутрь - к своей душе, к свои не до конца перегоревшим старым чувствам: горечь расставания, тяжесть прощания с прошлым, бесприютность малого, интимно – своего перед неизбежной, но закономерной, исторически оправданной поступью жизни.

В горьких раздумьях поэта не было ни малейшего осуждения действительности. Процесс этот был труден для народа в целом, особенно сложен, и мучителен для него. Его творчество снова окрасилось в тона безысходности, пессимизма. Есенин вновь попал под влияние богемы –которую запечатлел в образе гнусавого “черного человека”; эта зловещая, мрачная тень являлась к поэту, чтобы напомнить и твердить, что он “пропойца и забулдыга”, “скандальный поэт”, рождающий “дохлую томную лирику” (поэма “Черный человек”, законченная в ноябре – декабре 1925 года). Именно такую славу пытались создать Есенину его пресловутые друзья, втянувшие его в алкогольную муть непутевых вечеров и скандалов. Диалог поэта с его двойником развернутый в”Черном человеке”, потрясает откровенностью самопризнаний и самобичеваний, трагизмом утраченной человеческой судьбы. К сожалению, в действительности вырваться из окружавшей его мути поэтому не удалось: отчаяние привело к роковому концу.

  1. Женитьба на С.А. Толстой.
  2. Скитальческая жизнь.
  3. Поездка в Петербург. Гостиница”Англетер”.
  4. Смерть поэта.
  5. Прощание с поэтом , похороны в Москве.

Итог урока.

Наш урок-знакомство с биографией Сергея Есенина показал, что судьба русского поэта была сложной, трудной . Мы поняли , что творчество поэта - отражение его жизни, его убеждений, его чувств. Для нас он будет всегда русским, национальным поэтом - нашим Есениным.

Домашнее задание

Подготовить материал из биографии Есенина о любви к России, родным местам; стихи (выразительное чтение и анализ). Сделать презентацию “Мой Есенин”.