Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Презентация РМО «Ключевые направления в работе по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5–9-х классах» 2022

    Автор: Виноградова Елена Викторовна

    Задача учителя не преподносить знания школьникам, а создать условия для самостоятельного добывания знаний. На современном уроке учитель выступает в роли координатора, направляющего деятельность обучаемого, а ученик – в роли субъекта, самостоятельно добывающего знания, которые он может применять в повседневной жизни, знания, при помощи которых формируется функциональная грамотность. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

  • Презентация творческих проектов по литературе на тему: "Забытое временем и людьми…" 5-й класс 2006

    Автор: Полякова Надежда Юрьевна

    Урок-представление двух творческих проектов, разработанных учащимися 5-го класса и посвященных совершенно разным темам, но объединенных одной мыслью: "Забытое временем и людьми...".

  • Презентация творчества кузбасского писателя В.В. Кужелевой 2013

    Авторы: Проницына Наталья Николаевна, Родович Елена Леонардовна

    Методическая разработка урока литературы представлена в форме урока-презентации или урока-представления. Материал может быть использован при введении регионального компонента на уроках литературы.

  • Презентация урока в 10-м классе на тему "Я вас любил…". О любви в жизни Н.А. Некрасова" 2010

    Автор: Сердюк Валентина Хафизовна

    Презентация к уроку поможет десятиклассникам дополнительно узнать интересные сведения о любви Н.А. Некрасова к двум женщинам. Это любовь к Авдотье Яковлевне Панаевой и Фёкле Анисимовне Вигдоровой (Зине). Творчество Н.А. Некрасова невозможно представить без любви к этим женщинам.

  • "Прекраснейшая из муз…" (урок литературы в 9-м классе) 2008

    Автор: Белова Татьяна Алексеевна

    Урок литературы, проводимый в форме мастерской, знакомит учащихся 9-го класса с жизнью А.Ахматовой, восприятием ее личности современниками, создает атмосферу погружения в творчество поэта. На уроке максимально задействованы материалы учебника.

  • Преодоление затруднений в познавательной деятельности школьников 2020

    Автор: Стукова Ольга Ивановна

    В процессе обучения школьники часто испытывают различные затруднения, главным образом, в познавательной деятельности. Педагоги и психологи по-разному анализируют причины возникновения этих затруднений. Так, например, в работах З.И.Калмыковой основными являются необобщенность и слабая осознанность мыслительной деятельности; инертность и неустойчивость ума; подражательность; несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления. Таким образом, можно сделать вывод, что затруднения при выполнении заданий связаны прежде всего с несформированностью у обучающихся способов умственной деятельности.

  • Преподавание курса "Основы философии в школе" 2003

    Автор: Степанова Светлана Александровна

    Вся многогранная культура, обусловливающая различные цивилизации, существовавшие в прошлом и существующие в наши дни, в качестве важнейшей составляющей включает в себя ту или иную сумму философских знаний. Изучение философии - необходимая сторона процесса образования. В статье предлагается вариант программы курса "Основы философии" для учащихся 10-11 классов, а также пример урока по разделу "Русская философия"


  • Преподавание литературы 2008

    Автор: Самкова Людмила Александровна

    Цели урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; выявлять основную проблематику произведения; владеть навыками сопоставительного анализа и выразительного чтения прозаического текста; развитие речевых умений и навыков; выполнять индивидуальную и сравнительную характеристики героя; готовить доклады на литературную тему, пользуясь различными типами справочной литературы; воспитывать бережное отношение к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека, эстетическое восприятия прозаического текста, чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду, чувство прекрасного.

  • Преподавание литературы в аспекте формирования личности одаренного ребенка 2008

    Автор: Губанова Галина Анатольевна

    В развитии творческих способностей одаренных детей важную роль играет создание в учебной, внеклассной образовательной и внеурочной деятельности проблемных ситуаций, моделирующих условия исследовательской деятельности. Уроки диалогического типа, задания, обращенные к «Я» ученика, литературное творчество, инсценирование литературных произведений, участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, конференциях, вечерах помогают одаренному ребенку максимально использовать и развивать свои дарования, вырабатывать особое отношение к себе.

  • Преподавание литературы в классах гуманитарного профиля 2021

    Автор: Щербакова Татьяна Анатольевна

    Работая в классах гуманитарного профиля, отдельное внимание стоит уделять особенностям мышления современного ученика, и для этого надо обязательно отойти (не уйти!) от традиционных методов преподавания. Сегодняшний ученик стремится к самостоятельному (без надзора учителя) размышлению. Вот это и надо использовать.

  • Преподавание литературы в режиме технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина—В.В.Давыдова. 5–8-е классы 2006

    Автор: Чарушина Ирина Григорьевна

    В статье представлены материалы из опыта преподавания литературы в режиме технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Рассматриваются условия применения данной технологии на уроках литературы в среднем звене школы. В качестве основной методической позиции в обучении литературе взято моделирование художественно-творческого процесса. Представляется общая модель системы уроков и как образец моделирования творческого процесса дано описание системы уроков по изучению темы "Мифология" в 6-м классе.

  • Преподавание литературы по теме "Сюжет как способ создания образа персонажа саги (по первой главе повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба")" 2009

    Автор: Щепа Вера Андреевна

    Урок по повести Гоголя проводится на материале первой главы. Неискушенному читательскому восприятию школьника она представляется закрытой с точки зрения реализации жанра. Учитель помогает перейти от уровня содержания повести (пересказ, выделение границ эпизодов) к уровню правильной идентификации жанра, обостряя эстетическую наблюдательность через систему вопросов и заданий.

  • Преподавание литературы с использованием технологии опорных схем 2012

    Автор: Тюленева Наталья Николаевна

    Задача уроков: проследить эстетическую преемственность между произведениями русской и современной литературой (романтизм – реализм – постмодернизм); формировать литературоведческие и исследовательские навыки у учащихся; провести сопоставительный анализ произведений русской литературы, объединенных общей тематикой: Россия и Кавказ.

  • Преподавание литературы с точки зрения здоровьесберегающих образовательных технологий 2004

    Автор: Чеплевская Людмила Александровна

    Основная идея - достижение нового качества образования на уроках литературы за счет оптимизации учебной, психологической, физиологической нагрузки учащихся, создания условий для сохранения и укрепления здоровья, обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в преподавании литературы, использование принципов здоровьесберегающей педагогики.


  • Преподавание литературы. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2012

    Автор: Самарина Любовь Владимировна

    Урок учит воспринимать и первично осознавать новый материал, развивает навыки исследовательской деятельности, воспитывает идеального читателя.

  • Преподавание литературы. Внеклассная работа 2008

    Автор: Мишина Наталья Андреевна

    Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10-го класса, на котором учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством поэтов-сибиряков И.Д. Рождественского и К. Лисовского. Данный классный час – первый в цикле, посвященный поэтам Сибири.

  • Преподавание литературы. Открытый урок. Презентация. "Русские писатели о России" ("Пушкин – это Россия, выраженная в слове") 2010

    Автор: Видерман Лидия Михайловна

    Указом президента был утвержден Пушкинский день России (1997 г.). В стихах Пушкина Россия обрела свой голос. Истинная поэзия не устаревает, не устарел и Пушкин, хотя восприятие его в разные эпохи было разным…. Каждое поколение находит в его произведениях что-то свое, он человек на все времена.

  • Преподавание литературы. Урок внеклассного чтения "Где родился каравай" 2008

    Автор: Лучкина Ольга Николаевна

    Урок внеклассного чтения для учащихся 4–5-х классов "Как родится каравай". Данный урок проводился в рамках методической недели "К нам в гости книга пришла" после прочтения книги "Где родится каравай", созданной писателями и журналистами Ставрополья. Цель урока: рассказать о труде хлебороба, цене хлеба и об отношении к нему; научить детей ценить труд и то, что этим трудом создано.

  • Преподавание русского языка и литературы в условиях поликультурной среды 2010

    Автор: Эреджепова Раиса Анверовна

    Этнокультурный компонент предполагает организацию содержания образования на основе диалога культур, выступающего действенным условием как национального развития, так и гармонизации межэтнических отношений. Диалоговый подход позволяет идти от родной культуры к российской и далее - к мировой. Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий культурный уровень.

  • Преподавание русского языка и литературы с использованием ИКТ 2009

    Автор: Шкуринская Татьяна Васильевна

    Статья с презентацией представляет собой попытку обобщить и систематизировать накопленный материал по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

  • Преподавание уроков словесности в условиях погружения (МОУ "Усть-Илимский экспериментальный лицей") 2011

    Автор: Гаммершмидт Татьяна Владимировна

    Особенности образовательного процесса в МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей»: обучение методом погружения с опорой на общение как ведущий для подросткового возраста вид деятельности, разновозрастные группы учащихся, установка на реализацию принципов развивающего обучения – потребовали особой организации учебного материала, разработки новых методик и технологий обучения, то есть создания новой программы и учебно-методического комплекса.


  • Пресс-конференция "Поэзия подвига" 2010

    Автор: Петрова Наталья Валерьевна

    Целью мероприятия является знакомство обучающихся с творчеством поэтов-земляков, проживавших в годы войны на территории Кузбасса. Показать роль поэзии в Великой Победе, выяснить, в чем причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

  • Пресс-конференция по русскому языку 2003

    Автор: Паняева Ольга Валентиновна

  • "Преступление во имя любви" (по повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2009

    Автор: Синкевич Елена Юрьевна

    Урок продолжает знакомство десятиклассников с творчеством Н.С. Лескова. На примере повести «Леди Макбет Мценского уезда» в ходе урока обобщаются и систематизируются представления учащихся об основных темах и проблемах в произведениях Лескова (проблема русского национального характера, женской доли в русской литературе второй половины XIX века).

  • Преступление Раскольникова. Трагедия отчужденности 2011

    Автор: Белоус Галина Анатольевна

    При подготовке и проведении урока использована технология дифференцированного обучения. Дифференцированный подход повышает эффективность обучения на заключительных уроках по изучению произведения. Учащиеся должны уметь оценивать прочитанное, что станет основой будущих письменных интерпретаций, а учитель – выявлять, как под влиянием выбора школьниками заданий для самостоятельной работы разной сложности повысилось их литературное развитие.

  • Привлечение к чтению с помощью информационных технологий 2008

    Авторы: Селиванова Антонина Петровна, Усманова Светлана Хамидулловна, Цапаева Любовь Петровна

    Библиотека открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активной деятельности (видео-фильмы, электронные ресурсы, новые информационные технологии), но центральное место занимает чтение. Рассмотрим некоторые приемы и методы повышения интереса к чтению с применением информационных технологий на разных ступенях образования.

  • Привлечение лингвистического материала на уроках литературы 2018

    Автор: Стогний Алеся Михайловна

    Привлечение лингвистического материала на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей: изучение русского языка совершенствует литературные знания школьников, а хорошее знание текстов художественных произведений не может не отразиться на качестве знаний учащихся по русскому языку.

  • «Приглядимся внимательнее к Достоевскому…» 2019

    Авторы: Зарипова Фильсина Рафисовна, Сибгатуллина Рамиля Шамсиевна

    11 ноября 2016 года в нашей стране и за рубежом отмечалось 195-летие со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского. Интерес к Достоевскому вечен, потому что он очень глубоко заглянул в тайны души человека и задал направление поиска человеческого в человеке. Он также исследовал механизм общественной жизни людей, предугадал ее тенденции и во многом оказался провидцем - это касается и тех социальных катаклизмов, что потрясали нашу страну в 20 веке.


  • Приди за светом и надеждой (Урок-композиция) 2008

    Автор: Шитова Тамара Иосифовна

    Урок литературы расширяет представление учащихся о Вампилове: показывает его редкостный талант, человеческое обаяние, природное остроумие; воспитывает чувство патриотизма; пробуждает гордость за живущих рядом людей.

  • Приём осмысленного чтения – «Фишбоун» 2022

    Автор: Жуковец Татьяна Николаевна

    На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией – в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это – представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун». «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. «Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже. Детям предлагается текст с проблемной ситуацией и приложение с объяснением значений терминов и толкование выражений. Организуется приложение с использованием приёма «Фишбоун». В ходе дискуссии выделяют проблемный вопрос, основные мнения и объяснения, делают вывод. Информация вносится в общую схему «Фишбоун» на основе мнения группы. Знакомство с последовательностью действий поможет выполнить самостоятельно дополнительное задание «кейсовая ситуация), заполнить схему, представить результаты группе (поддерживающая помощь учителя). «Фишбоун», 7-й класс, на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».

    Фишбоун, осмысленное чтение