Преподавание литературы в классах гуманитарного профиля

Разделы: Литература


«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова дает следующую трактовку слова «гуманитарный»: … 2 ) О науках: относящийся к изучению общества, культуры и истории народа.

Следовательно, русский язык и литература являются одними из основных учебных дисциплин гуманитарного профиля.

Работая в классах гуманитарного профиля, отдельное внимание стоит уделять особенностям мышления современного ученика, и для этого надо обязательно отойти (не уйти!) от традиционных методов преподавания. Сегодняшний ученик стремится к самостоятельному (без надзора учителя) размышлению. Вот это и надо использовать.

Одним из приемов, который дает учащимся возможность научиться устанавливать связи между явлениями, систематизировать прочитанный материал и делать самостоятельные выводы, является применение опорных, логических структурных схем. Составление схем дает учащимся возможность на разных этапах работы осмыслить материал в целом, но при этом выделить и отдельные части, которые вызывают наибольшие сомнения, споры, развивают абстрактное мышление при объяснении выбранных учащимися условных обозначений, цветов и фигур. На одном из уроков по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» была использована следующая схема:

Занятия в классах гуманитарного профиля включают в себя и работу по совершенствованию речевой деятельности старшеклассников, в связи с чем используются как репродуктивные высказывания (творческий пересказ художественного текста, пересказ статьи учебника, фрагментов литературно-критических статей, мемуарных материалов), так и продуктивные высказывания (научные, литературоведческие доклады, сообщения, развернутые устные ответы, речь экскурсовода, режиссерские комментарии, ораторские выступления, репортажи.)

Особой формой пересказа является научный пересказ художественного текста, включающий в себя следующие этапы:

- передача содержания текста (включение отдельных цитат, сохранение художественных особенностей)

- сопровождение необходимыми литературоведческими оценками и комментариями

Данный вид работы используется при изучении таких тем, как «Религиозные мотивы в творчестве бывших «знаньевцев»: И.Бунина, И.Шмелева, Б.Зайцева; «Многозначность заглавия, многослойность содержания, специфика жанра, символические образы эпопеи И.С.Шмелева «Солнце мертвых».

Популярными, востребованными видами устного монолога учащегося являются доклады: информативные, исследовательские и проблемно-дискуссионные.

Сущность исследовательского доклада заключается в том, что он создается в результате самостоятельного анализа учащимися художественного текста под углом зрения определенной проблемы. При работе над исследовательским докладом «Две мысли в названии романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» выполнялись общие, групповые и индивидуальные задания:

  1. Найти в словарях понятия «война», «мир» и ознакомиться с их значениями.
  2. Рассмотреть роль союза «И»: соединяет или разделяет два понятия?
  3. Подготовить сообщение о вариантах названия:
    а. «Мiр - крестьянская община».
    б. «Мир - состояние без войны».
  4. Почему автор оставляет второй вариант?
  5. Проследить развитие замысла романа.
  6. Исторические знаменательные события и мирные страницы романа. (Подобрать цитаты, дать развернутые ответы на вопросы: действительно ли герои живут по законам войны (мира)? Почему?)
  7. Познакомить учащихся с мнением литературоведа С.Г.Бочарова: «В испытаниях и драматических кризисах вдруг проясняются, отделяясь от запутанной сложности поглощающих человека обычно мнимоважных мотивов, простые настоящие ценности - молодость, здоровье, любовь, наслаждение от искусства, близость людей и радость общения. Этому несомненному в человеческой жизни посвящена «Война и мир», оно здесь - предмет и цель художественного изображе­ния.» Согласны ли с такой оценкой событий? Обосновать свою точку зрения.

Учащиеся с помощью учителя находят краткие формулировки, которые выражают позиции каждой группы персонажей по отношению к войне и отношению к миру и приходят к выводу, данные понятия - категории нравственные и через них раскрываются главные проблемы романа-эпопеи «Война и мир».

Обучению диалогическому общению способствует анализ диалогов из художественных произведений. Важно обратить внимание ребят на психологический настрой собеседников и художественные средства его выражения.

Работая над анализом диалогов-споров из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», следует рассмотреть и особенности построения диалогов и реализацию задач, стоящих перед каждым участником спора, и позицию автора. При разборе диалогов главных героев используются методы комментированного чтения и беседы. Учащиеся знакомятся с разнообразной лексикой, выражающей социально-психологические характеристики, нравственные категории героев. Обязателен и комментарий лексики в контексте.

Успешным при изучении произведений является прием погружения в речевую ситуацию, требующую от ученика выступления в роли учителя, лектора, критика, экскурсовода, участника ток-шоу. При подготовке урока-экскурсии в музей И.И.Обломова учащиеся подбирают экспонаты для выставки, продумывают историю каждого экспоната (почему это важно для понимания характера героя), проводят экскурсию по импровизированному музею.

Так, на уроках по изучению пьесы А.М.Горького «На дне» возможны такие ситуативные речевые задания, касающиеся понимания образа Луки.

1. Лука обращается со словами утешения не ко всем ночлежникам. Как вы думаете, чем определяется его выбор? Почему, например, он не пытается утешить Клеща?

2. В режиссерском экземпляре «На дне» К.С.Станиславский сделал такие замечания о поведении Луки: «хитро поглядывает», «коварно улыбаясь», «вкрадчиво, мягко», «проскользнул», «видно, что врет», «сентиментально-трогательно врет» и т.д. Какое представление о Луке отразилось в этих режиссерских замечаниях? Согласны ли вы с трактовкой этого образа Станиславским?

3. Литературовед и методист В.Н.Пименова заявляет: «Лука по своему уму, жизненному опыту (из которого он в отличие от многих умеет извлекать уроки) выше обитателей ночлежки. Он это понимает. И, может быть, отсюда у него такое ярко выраженное чувство человеческого достоинства, мудрой снисходительности к человеческой слабости, интуитивной предусмотрительности (вспомним, как он спасает, "удерживает" Пепла от самого страшного для человека - пролития человеческой крови, убийства Костылева), умение без нужды (чтобы не раздражать людей) не показывать своего острого ума». Если вы согласны с этой характеристикой Луки, приведите доказательства ее правильности, если нет, опровергните.

Более полное представление об изображенных в произведении событиях общественной и частной жизни, воспроизведение точной картины исторического периода дает такой вид работы, как составление «Словаря эпохи», который ведется поэтапно.

- анализ лексики, распределение выделенных ключевых понятий по темам («политика», «философия», «наука», «искусство»),

- сопоставление толкования слова в изучаемый исторический период с толкованием современным.

- самостоятельная подготовка сообщения «литературная жизнь эпохи» по получившимся материалам «Словаря».

На этапе освоения новых знаний и умений проводятся лабораторные работы, которые позволяют вовлечь в активную работу на уроке весь класс и способствуют развитию умений «разворачивать» и «сворачивать» информацию. Например, лабораторная работа по повести М.Булгакова «Собачье сердце» «Эксперименты профессора Преображенского».

Задание: проследить, какие формы приобретает медико-биологический эксперимент профессора, в чем суть каждой формы эксперимента (заполнить таблицу):

Форма эксперимента

Суть эксперимента

1. медико-биологическая

2. нравственно-психологическая

3. социальная

Вывод: (что общего во взглядах профессора и автора, на каком материале строится новое общество, какой из экспериментов дает положительный, а какой - отрицательный результат)

На этапе закрепления изученной темы проводится урок-лекция «Парадокс», цель которого - повторение материала, развитие внимания и критического мышления. В содержание лекции включаются ошибочные сведения, фактические неточности, противоречивые убеждения. Перед прослушиванием лекции перед учениками ставится как традиционная задача (составление плана, ответ на поставленные вопросы), так и необычная - фиксирование ошибок, допущенных учителем.

Преподавание литературы в классах гуманитарного профиля заставляет учителя быть все время в творческом поиске, экспериментировать, прогнозировать.

Список литературы

  1. Альбеткова Р.И. «Активные формы преподавания литературы», Москва, «Просвещение», 2007, с.174.
  2. Безносов Э.Л. «Раздаточный материал по литературе 8-11 класс», «Дрофа», Москва, 2001, с.206.
  3. Богомолова Т.И. «Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах», Калуга, 2005, с.156.
  4. Макарова Е.Н. «Профилизация учебного процесса как способ построения образовательной реальности», ж-л «Профильная школа», №5, 2015.