"Прекраснейшая из муз…" (урок литературы в 9-м классе)

Разделы: Литература


Цели: осуществить первичное знакомство с личностью и творчеством А.Ахматовой, создать атмосферу “погружения” в творчество поэта.

Оборудование: фотографии и портреты А.Ахматовой разных лет; сборники произведений А.Ахматовой; карточки-информаторы; магнитофонная запись автобиографии Ахматовой.

Ход урока

1. Первая учебная ситуация (10 минут)

- На доске записано имя, подберите слова, сходные по звучанию, рифмующиеся, составленные из букв этого имени.

- Рассмотрите фотографии, портреты Анны Ахматовой, запишите свои впечатления, ассоциации.

- Подчеркните в своих записях главное слово. Подберите к нему синонимы и антонимы, запишите в две колонки.

- Прочтите вслух свои записи соседу по парте, выслушайте товарища, запишите в тетради то, что показалось вам интересным.

- Напишите миниатюру “Слово о поэте”, используя любые из записанных слов.

Учитель просит прочитать вслух 5-6 работ учащихся.

Например:

Ахматова-это “ах”, глубокий вздох,
восхищенный взгляд.
Ахматова-это тьма, изящный стан,
убивающий взгляд.
Ахматова-это снег, изысканный миг,
волшебный век.

(Леванов Алексей)

2. Вторая учебная ситуация (15 минут)

Ученики делятся на группы (по 4 человека). Каждая группа получает задание: познакомиться с отрывками из стихотворений и воспоминаний различных поэтов, посвященных Ахматовой (учебник, страницы 400-401). Обязательное условие – читать тексты вслух, по ходу чтения записывать то, что является важным для постижения личности поэта.

Затем учитель читает вслух стихотворения А.Блока “Анна Ахматова”, Н.Клюева “Посв. Гумилевой”, И.Северянина “Ахматова”, Н.Гумилева “Она”, О.Мандельштама “Черный ангел”, дети продолжают делать записи.

После этого ученики вслух читают выписанные слова.

3. Третья учебная ситуация (10 минут)

- А теперь послушаем саму Ахматову.

К уроку подготовлена магнитофонная запись статьи учебника (страницы 392-394), это индивидуальное домашнее задание, которое под руководством учителя выполняет одна из девочек.

Задание классу: записывать слова и словосочетания, в которых раскрывается судьба Ахматовой. После окончания работы записи прочитываются вслух в группах.

4. Четвертая учебная ситуация (15 минут)

- Ахматова написала несколько книг стихотворений.

Задание: найдите и выпишите названия книг Ахматовой (учебник, страницы 392-399), на основе этих слов напишите любой текст. Прочитайте миниатюры в группах.

(Вечер. Тихий закат догорает. Отблески лучей заходящего солнца играют в тростнике. Четки в руках стали невесомы. Подорожником пытаюсь залечить раны на сердце. Лето. Гайнутдинова Гузель.)

5. Пятая учебная ситуация (10 минут)

- Часто говорят: “Жизнь поэта – в его стихах…”. Познакомьтесь со стихотворениями Ахматовой (учебник, страницы 394-399), выберите одно, объяснить свой выбор, подготовьте выразительное чтение вслух.

- Через 10 минут дети читают стихотворения вслух для всего класса, объясняют свой выбор, записывают ассоциации и впечатления.

- А вот моё любимое стихотворение Ахматовой… (конечно, у каждого учителя оно своё).

6. Шестая учебная ситуация (10 минут)

- Прочтите вслух в группе критическую статью, разбор, рецензию. Выпишите слова, словосочетания, необходимые для анализа творчества Ахматовой. ( Группы получают карточки-информаторы с текстами критических статей. Представлены В.Гиппиус “Из рецензии на сборник “Вечер”, В. Ходасевич “Из рецензии на книгу “Четки”, Б. Эйхенбаум “Из рецензии на книгу “Подорожник”, К.Мочульский “Из рецензии на сборник “Anno Domini”)

7. Седьмая учебная ситуация (15 минут)

Группы получают сборники стихотворений Ахматовой. Задание: пролистайте сборники, почитайте вслух любые строки поэта. Напишите второй вариант “Слова об Анне Ахматовой”.

(Анна Ахматова, несомненно, - поэт всех времен. Её чувственность, изысканность, грациозность, благородство, нежная поэтическая душа до сих пор привлекают читателя. Дама, которая назубок знает всего Пушкина – это что-то! Её стихи покрыты какой-то пеленою и дымкой, а преданность русской классике вызывает восхищение.

Стихи “прелестных” мелочей, эстетических радостей и печалей, стихи, наполненные глубокими чувствами, стихи, которые хочется читать и цитировать… А могло ли быть иначе? Наверное, нет. В них – желтый и серый цвета, эпитеты подчеркнуты бледностью и неяркостью. Но важно не это. В них есть истинная красота, способная “спасти мир”. Добротина Ольга)

Работы вывешиваются на магнитной доске, дети ходят, читают сочинения.

Домашнее задание:

1. Выучить наизусть одно из стихотворений Ахматовой (на выбор).

2. Задание 2, страница 401 учебника.

Индивидуальное задние: инициативная группа из 3 человек, просмотрев материалы, подготовленные классом, отбирает лучшие строки, идеи, образы и готовит сборник “Анна Ахматова глазами читателей XXI века”.