Цели:
- Восприятие и первичное осознание нового материала.
- Развитие навыков исследовательской деятельности.
- Воспитание идеального читателя.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, шкатулка с «волшебными» предметами, фломастеры, презентация.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Когда я так же, как и вы, училась в 5-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.
Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования.
Вы члены научного общества.
Я ваш научный руководитель.
Объект исследования – сказка А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Тема исследования – Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.
Гипотеза нашего исследования будет такой – всё в сказке А.С. Пушкина неслучайно.
Поскольку сказка у нас волшебная, позвольте выступить мне в роли волшебника. Как у любого мага и чародея у меня есть свои фантастические предметы. Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы.
(Книга).
Так как мы сегодня проводим исследование, то моя волшебная книга будет служить нам справочником, в котором мы сможем найти ответы на все интересующие нас вопросы.
Уважаемые члены научного общества, начнём наше исследование с темы.
– Какие слова вам показались незнакомыми, непонятными?
(Явная и неявная).
Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова «сказка».
– Что такое сказка? (Ответы)
Для того чтобы проверить, я предлагаю заглянуть в волшебную книгу.
(Презентация «сказка», у автора).
– Какая сказка является литературной?
(Презентация. Тест. Учащиеся выбирают правильный вариант ответа.)
– Какая сказка является волшебной?
(Презентация. Тест. Учащиеся выбирают правильный вариант ответа.)
Молодцы, действительно, всё знаем.
Теперь давайте попробуем догадаться, что же такое явная и неявная фантастика?
– Каково лексическое значение слова «явный»?
Обратимся к волшебной книге.
(Презентация).
Вывод: явная фантастика – это те волшебные предметы, которые мы открыто видим в сказке. Например, моя волшебная книга. О неявной фантастике мы можем лишь догадываться, обладая умением читать между строк.
С темой исследования мы разобрались.
(Креплю таблички «Явная фантастика», «Неявная фантастика»).
Переходим к первому этапу нашего исследования. Волшебная шкатулка. Догадайтесь, какой волшебный предмет я сейчас достану?
Ей в приданое дано
Было лишь оно одно,
Свойство волшебное имело:
Говорить оно умело.
(Зеркало)
– В каком эпизоде сказки мы впервые встречаемся с этим предметом?
– Каким волшебным свойством обладало зеркало?
– Куда мы отнесём этот предмет: к явной или к неявной фантастике?
(Крепится слово зеркало в схему в столбик с названием «Явная фантастика»).
– А вы никогда не задумывались, почему именно зеркало? А может, в самом предмете кроется причина?
(Ответы). Замечательно.
Проверим свои предположения. Заглянем в волшебную книгу.
(Презентация).
– Что же скрывается за этим волшебным предметом?
(Что его хозяйка – ведьма).
Прочитаем ещё раз строки о царице. (Комментированное чтение стр.54, 2стол. 3строч. Читают дети).
– Какими эпитетами награждает её автор?
– Давайте вспомним, какими чертами характера обладает ведьма в других сказках?
(Злая).
– В каком эпизоде сказки Пушкин впервые показывает нам истинное лицо царицы?
(Ответы учащихся).
(Комментированное чтение отрывка. Читает учитель. Стр. 55. «Ах, ты..»).
– Каким цветом можно раскрасить чувства и настроение царицы в этом отрывке?
(Чёрным).
– Использует ли Пушкин слова с корнем –чёрн- в этом отрывке?
(Постоянный эпитет чёрная зависть и Чернавка.) (Кто такая Чернавка? Понятно из контекста?). (Презентация).
– А кто знает, что обозначает чёрный цвет?
(Ответы).
Заглянем в волшебную книгу.
(Презентация).
– Подтвердили мы свои предположения?
– К какой фантастике мы это отнесём?
(К неявной.) (Крепится табличка).
Увидели, что Пушкин напрямую не говорит, что мачеха – ведьма, а при помощи определённых символических предметов, изобразительных средств языка, раскрывая определённые черты характера, показывает нам это.
Следующий этап нашего исследования. Вновь волшебная шкатулка. Следующий предмет, который я достану, это магическая цифра. Догадайтесь, какая.
(Семь).
– В каком эпизоде сказки мы встречаемся с этой цифрой?
Зачитываем этот отрывок. (Комментированное чтение. Читает учитель. Стр. 55.)
Задание: поставить букву П там, где нужно проверить предположения главной героини.
– Что нужно проверить?
(Действительно ли, люди добрые живут.)
Проведём исследования в группах. Группы исследуют разные отрывки из текста.
Представляем результаты исследования. Руководители групп делают сообщения.
Мы с вами подтвердили свои предположения. Продолжаем исследование.
– Всё-таки причём здесь магическая цифра семь? Почему именно семь богатырей?
(Ответы).
Заглянем в волшебную книгу?
(Презентация).
Пушкин, используя цифру семь, намекает нам, что царевна столкнётся с добрыми сказочными персонажами.
– Какая это фантастика: явная или неявная? (Неявная. Крепится табличка).
А теперь, поскольку я сегодня работаю волшебником, позвольте мне вам продемонстрировать магическую силу цифры семь.
(Физпауза).
Попрошу вас всех встать.
Поднимает руки класс- это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять
И за парты тихо сесть – это шесть,
Улыбнуться нужно всем – это семь!
– Поднялось у вас настроение? Правда, магическая цифра семь?
Следующий этап нашего исследования. Угадайте, какой предмет я достану из волшебной шкатулки:
Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь…
(Яблоко).
– В каком эпизоде сказки говорится о яблоке?
(Ответы).
– В кого превращается мачеха в этом отрывке?
(Черница).
– Почему Пушкин опять использует слово с корнем –чёрн-?
– Что оно принесёт?
(Смерть).
– Почему мачеха отравила царевну именно при помощи яблока?
(Ответы). Замечательно.
Заглянем в волшебную книгу?
(Презентация).
Опять Пушкин в скрытой форме показывает, что царевне угрожает смерть.
– К какой фантастике мы отнесём яблоко? (К неявной. Крепится табличка).
Переходим к следующему этапу нашего исследования.
А я опять обращаюсь к своей волшебной шкатулке. (Достаю хрусталь).
– Ребята, как вы думаете, что я достала?
– Как называется этот камень?
– В каком отрывке мы встречаемся с хрусталём?
– Когда вы читали сказку, вам жалко было царевну? Почему?
А вот ответ я попрошу вас нарисовать. Это задание называется цветослово.
В геометрической фигуре, в каком-то рисунке передайте характер царевны. Какой вы её увидели, с чем можете сравнить? (Работа в группах).
Открываем галерею рисунков. Руководители групп делают свои сообщения.
– Почему же всё-таки богатыри решили положить царевну именно в хрустальный гроб?
(Ответы).
Заглянем в волшебную книгу.
(Презентация).
С хрусталём автор сравнивал душу царевны. Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: «Хрустальная».
– Какая это фантастика: явная или неявная?
(Неявная. Крепится табличка).
Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.
– Какая это фантастика?
(Явная. Крепятся таблички).
– В каком отрывке мы встречаемся с этими силами природы?
– Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?
(Вспомните, у нас в сказке всё неслучайно).
– Заглянем в волшебную книгу?
(Презентация).
– А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?
– Какая это фантастика?
(Неявная. Крепится табличка).
– Что происходит дальше, когда Елисей находит царевну?
(Царевна ожила).
– Можно ожить после смерти?
– Какая это фантастика?
(Неявная. Крепится табличка).
– Что происходит в конце сказки?
(Мачеха умирает).
– Что послужило предвестником этого несчастья?
(Зеркало разбилось). Автор опять при помощи этой детали намекает нам, что произойдёт несчастье.
– Какая это фантастика?
(Неявная. Крепится табличка).
Подведём итог.
В начале нашего исследования мы предположили, что в сказке Пушкина всё неслучайно. Убедились ли мы в этом, работая с текстом и классифицируя явную и неявную фантастику?
(Ответы).
Увидели, что все фантастические предметы и явления неслучайны, за каждым из них что-то кроется. И всё-таки наше исследование не будет завершённым, если мы с вами не разберёмся в названии сказки.
– Почему же сказка так называется, ведь не семь богатырей спасли царевну?
Предлагаю в группах провести исследование и ответить на этот вопрос. Во время работы помните, что в художественном произведении всё неслучайно!
(Работа в группах).
Руководители групп делают сообщения. (Семь – символ добра, смерть – это зло).
Идея любой волшебной сказки – добро побеждает зло.
(Крепится табличка в схему).
Завершение схемы.
Явная фантастика | Добро побеждает зло | Неявная фантастика |
Волшебное зеркало Солнце Месяц Ветер Царевна ожила |
Мачеха – ведьма Семь богатырей Яблоко Хрусталь Имя Елисей Разбитое зеркало |
А показывает нам это Пушкин, используя явную неявную фантастику. И за каждым его словом, символом, образом кроется определённый смысл.
Мне очень хочется пожелать, чтобы вы, читая любое произведение художественной литературы, были внимательны, задумывались над каждым словом и помнили: в книге нет ничего случайного.
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были настоящими исследователями. А теперь я предлагаю высказать вам свое отношение к уроку.
Учащимся предлагается четыре высказывания, характеризующие их отношение к данному уроку. Работая в группах, ребята выбирают для себя высказывание и хором произносят.
Д.З. Прочитать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» стр. 61-69 и найти в нём средства фантастики