Преступление Раскольникова. Трагедия отчужденности

Разделы: Литература


Тип урока: урок комплексного применения ЗУН на уроке.

Оборудование: мультимедийная презентация с использованием иллюстраций к произведению и эпизодов из художественного фильма “Преступление и наказание” (Презентация № 1).

Цель урока: проанализировав и сопоставив эпизоды романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, показать, что отчужденность от людей и одиночество приводят человека к трагедии.

Задачи:

1) Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова.

2) Развивать умения самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия на основании личностно-ориентированного подхода.

3) Воспитывать гуманистическое отношение к людям.

Предварительно была проведена проверка уровня развития учеников по литературе. Класс разделен на три группы: 1-я – низкий уровень; 2-я – средний; 3-я – высокий уровень развития. Домашние задания к уроку давались по группам.

Ход урока

…да как вы, вы, такой… могли на это решиться?.. Да что же это!
Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, ч. 5.

I. Объявление темы, анализ эпиграфа и сообщение цели урока. (Слайды 1, 2)

II. Постановка проблемы: “Как состояние одиночества, отчужденности приводит Родиона Раскольникова к преступлению?” (Слайд 3)

III. Проверка домашнего задания. (По группам)

1. К какому жанру относится роман. Докажите свою точку зрения. (1 группа) (Слайд 4)

2. Как раскрывается тема “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель”? (1 группа) (Слайды 5, 6)

Вывод. Сам Достоевский писал: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя".

3.Как раскрывается тема “маленького человека” в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”? (2 группа) (Слайд 7)

4. Как раскрывается тема “маленького человека” в романе Ф. М. Достоевского “Бедные люди”? (Слайд 8)

5. Раскройте понятие нигилизма по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”. (2 группа) Какой новый тип был создан в произведении “Отцы и дети” Иваном Сергеевичем Тургеневым (лишний человек). Расскажите о взглядах Евгения Базарова. В чем сущность его нигилизма?

6. Какова суть теории Раскольникова? (2 группа)

7. Был ли Раскольников безбожником? Сравните нигилизм Базарова и Раскольникова. (3 группа) (Слайд 9, 10 (цитаты из романа И. С. Тургенева)

Вывод. Нигилизм всегда ведет к одиночеству, отчуждению.

Решение проблемы.

  1. Кого хотел облагодетельствовать Родион Раскольников, ради кого он создал свою теорию? (1 группа) (Ради “маленьких людей)
  2. Почему именно в середине XIX века появляется новый тип в литературе “лишний человек”? Какие исторические события отразились в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? (2 группа)
  3. Раскройте философию романа. (3 группа).

Вывод: Роман “Преступление и наказание” построен так, что страдания человеческие показаны через восприятие Раскольникова, сочувствие им сливаются с состраданием Достоевского.

 Работа по таблице: “Что подтолкнуло Родиона Раскольникова к преступлению”. (Приложение №1. Таблица. Приложение №2 Таблица с цитатами) “Не убийца, а убил. Не мог не убить”.

  • 1-я группа: зачитывает цитаты из таблицы, выбирает ключевые слова;
  • 2-я группа: делает обобщение по каждому положению таблицы;
  • 3-я группа: делает общий вывод.
Что подтолкнуло Раскольникова к преступлению Выводы
1 Черты характера героя и душевное состояние героя. (Слайд 11) (Слайд 12)
2 Рассказ Мармеладова в трактире. (Слайд 13) (предварительно просмотр эпизода из фильма “Преступление и наказание”). Вывод (Слайд 14)
3 Письмо матери. (Слайд 15) (Слайд 16)
4 Встреча с пьяной девочкой. (Слайд 17) (предварительно просмотр эпизода из фильма “Преступление и наказание”). Вывод. (Слайд 18)
5 Разговор студента и офицера в трактире. (Слайд 19) (предварительно просмотр эпизода из фильма “Преступление и наказание”). Вывод. (Слайд 20)
6 Сон Раскольникова (Слайд 21) (предварительно чтение учеником отрывка из стихотворения Н. А. Некрасова). Вывод. (Слайд 12)
7 Голос совести (Слайд 23) (Слайд 24)

Выводы по каждому пункту таблицы записываются в таблицу.

Общий вывод по таблице (записывается в тетрадь): Каковы причины преступления Раскольникова? (вывод по таблице)

Причины преступления Раскольникова:

1. Индивидуальная. Проявление в герое доброго начала. Но от природы в Раскольникове много и гордыни. Совесть и гордыня в столкновении порождают конфликт между природой человека и его умом.

2. Психологическая. "Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой".

3. Социальная. "Он был задавлен бедностью".

4. Философская. "Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся".

Противоположные чувства - жалость к страдающим и презрение к слабым - толкают Раскольникова на преступление.

Выводы по уроку. (Решение проблемы: “Как состояние одиночества, отчужденности приводит Родиона Раскольникова к преступлению?” (Слайд 26)

Вывод:

1. Противоположные чувства - жалость к страдающим и презрение к слабым - толкают Раскольникова на преступление.

2. Отчужденность, одиночество приводят Родиона Раскольникова к тому, что он всюду видит подтверждение своей теории

VI. Рефлексия. (Слайд 27) Какие вывод для себя вы сделали по уроку?

Что нужно и чего нельзя делать, чтобы не оказаться в положении героя романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Родиона Раскольникова?

VII. Домашнее задание. (Слайд 28)

Aспект 10 “Технологической карты” (Приложение №3).

  • 1 группа. Тв. работа: “Мое открытие Достоевского”. (Слайд 29)
  • 2 группа. Тв. работа: “Самообман Раскольникова”. (Слайд 30)
  • 3 группа. Тв. работа: “Преступление Р.Раскольникова. Вина или трагедия?” (Слайд 31)

Приложение №4 – дополнительный материал для учителя.

Приложение №5 – пояснительная записка к уроку.