Тип урока: урок комплексного применения ЗУН на уроке.
Оборудование: мультимедийная презентация с использованием иллюстраций к произведению и эпизодов из художественного фильма “Преступление и наказание” (Презентация № 1).
Цель урока: проанализировав и сопоставив эпизоды романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, показать, что отчужденность от людей и одиночество приводят человека к трагедии.
Задачи:
1) Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова.
2) Развивать умения самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия на основании личностно-ориентированного подхода.
3) Воспитывать гуманистическое отношение к людям.
Предварительно была проведена проверка уровня развития учеников по литературе. Класс разделен на три группы: 1-я – низкий уровень; 2-я – средний; 3-я – высокий уровень развития. Домашние задания к уроку давались по группам.
Ход урока
…да как вы, вы, такой… могли на это решиться?.. Да что же это!
Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, ч. 5.
I. Объявление темы, анализ эпиграфа и сообщение цели урока. (Слайды 1, 2)
II. Постановка проблемы: “Как состояние одиночества, отчужденности приводит Родиона Раскольникова к преступлению?” (Слайд 3)
III. Проверка домашнего задания. (По группам)
1. К какому жанру относится роман. Докажите свою точку зрения. (1 группа) (Слайд 4)
2. Как раскрывается тема “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель”? (1 группа) (Слайды 5, 6)
Вывод. Сам Достоевский писал: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя".
3.Как раскрывается тема “маленького человека” в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”? (2 группа) (Слайд 7)
4. Как раскрывается тема “маленького человека” в романе Ф. М. Достоевского “Бедные люди”? (Слайд 8)
5. Раскройте понятие нигилизма по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”. (2 группа) Какой новый тип был создан в произведении “Отцы и дети” Иваном Сергеевичем Тургеневым (лишний человек). Расскажите о взглядах Евгения Базарова. В чем сущность его нигилизма?
6. Какова суть теории Раскольникова? (2 группа)
7. Был ли Раскольников безбожником? Сравните нигилизм Базарова и Раскольникова. (3 группа) (Слайд 9, 10 (цитаты из романа И. С. Тургенева)
Вывод. Нигилизм всегда ведет к одиночеству, отчуждению.
Решение проблемы.
- Кого хотел облагодетельствовать Родион Раскольников, ради кого он создал свою теорию? (1 группа) (Ради “маленьких людей)
- Почему именно в середине XIX века появляется новый тип в литературе “лишний человек”? Какие исторические события отразились в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? (2 группа)
- Раскройте философию романа. (3 группа).
Вывод: Роман “Преступление и наказание” построен так, что страдания человеческие показаны через восприятие Раскольникова, сочувствие им сливаются с состраданием Достоевского.
Работа по таблице: “Что подтолкнуло Родиона Раскольникова к преступлению”. (Приложение №1. Таблица. Приложение №2 Таблица с цитатами) “Не убийца, а убил. Не мог не убить”.
- 1-я группа: зачитывает цитаты из таблицы, выбирает ключевые слова;
- 2-я группа: делает обобщение по каждому положению таблицы;
- 3-я группа: делает общий вывод.
№ | Что подтолкнуло Раскольникова к преступлению | Выводы |
1 | Черты характера героя и душевное состояние героя. (Слайд 11) | (Слайд 12) |
2 | Рассказ Мармеладова в трактире. (Слайд 13) | (предварительно просмотр эпизода из фильма “Преступление и наказание”). Вывод (Слайд 14) |
3 | Письмо матери. (Слайд 15) | (Слайд 16) |
4 | Встреча с пьяной девочкой. (Слайд 17) | (предварительно просмотр эпизода из фильма “Преступление и наказание”). Вывод. (Слайд 18) |
5 | Разговор студента и офицера в трактире. (Слайд 19) | (предварительно просмотр эпизода из фильма “Преступление и наказание”). Вывод. (Слайд 20) |
6 | Сон Раскольникова (Слайд 21) | (предварительно чтение учеником отрывка из стихотворения Н. А. Некрасова). Вывод. (Слайд 12) |
7 | Голос совести (Слайд 23) | (Слайд 24) |
Выводы по каждому пункту таблицы записываются в таблицу.
Общий вывод по таблице (записывается в тетрадь): Каковы причины преступления Раскольникова? (вывод по таблице)
Причины преступления Раскольникова:
1. Индивидуальная. Проявление в герое доброго начала. Но от природы в Раскольникове много и гордыни. Совесть и гордыня в столкновении порождают конфликт между природой человека и его умом.
2. Психологическая. "Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой".
3. Социальная. "Он был задавлен бедностью".
4. Философская. "Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся".
Противоположные чувства - жалость к страдающим и презрение к слабым - толкают Раскольникова на преступление.
Выводы по уроку. (Решение проблемы: “Как состояние одиночества, отчужденности приводит Родиона Раскольникова к преступлению?” (Слайд 26)
Вывод:
1. Противоположные чувства - жалость к страдающим и презрение к слабым - толкают Раскольникова на преступление.
2. Отчужденность, одиночество приводят Родиона Раскольникова к тому, что он всюду видит подтверждение своей теории
VI. Рефлексия. (Слайд 27) Какие вывод для себя вы сделали по уроку?
Что нужно и чего нельзя делать, чтобы не оказаться в положении героя романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Родиона Раскольникова?
VII. Домашнее задание. (Слайд 28)
Aспект 10 “Технологической карты” (Приложение №3).
- 1 группа. Тв. работа: “Мое открытие Достоевского”. (Слайд 29)
- 2 группа. Тв. работа: “Самообман Раскольникова”. (Слайд 30)
- 3 группа. Тв. работа: “Преступление Р.Раскольникова. Вина или трагедия?” (Слайд 31)