Привлечение лингвистического материала на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей: изучение русского языка совершенствует литературные знания школьников, а хорошее знание текстов художественных произведений не может не отразиться на качестве знаний учащихся по русскому языку.
Рассмотрим, как могут быть осуществлены эти межпредметные связи при изучении произведений Н.В.Гоголя: «Миргород», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души» и «Ревизор».
С этими произведениями 10-классники знакомы по учебному процессу. Для того, чтобы помочь учащимся глубже проникнуть в нравственно-философский смысл произведений Н.В.Гоголя, нужно предложить десятиклассникам изучить антропонимическую систему произведений.
Настоящая работа представляет собой исследование состава русского именника (на материале словаря Н.А.Петровского и художественных текстов произведений Н.В.Гоголя, изучаемых в школе).
Актуальность работы связана с возможностью изучения данной темы на уроках и факультативных занятиях по русскому языку в школе.
Учащиеся могут анализировать имена собственные по разным параметрам: их происхождению, вариантности, орфографии и стилистическому использованию, что является практически значимо. Для углубленного изучения темы учащиеcя и учитель обращаются к художественным произведениям. В этом аспекте тексты Н.В.Гоголя представляют собой богатый материал, так как писатель обладает, «как отмечают исследователи», удивительным чувством языка».
Научная новизна работы заключена в том ,что осуществлено описание антропонимического материала «Словаря русских личных имен» Н.А.Петровского и показано целенаправленное использование писателем антропонимов в художественных текстах, затронуты вопросы авторского выбора имени.
Цели, которые были поставлены перед началом исследования:
- Овладеть теоретическими основами данной лингвистической темы;
- Произвести точную выборку антропонимов из «Словаря русских личных имен» Н.А.Петровского и из произведений Н.В.Гоголя.
Изучение антропонимов проводилось с помощью описательного метода, использовались его приемы: наблюдение и классификация. Также применялся в работе статистический метод, помогающий выявить количественное соотношение исконных и заимствованных антропонимов и их вариантов, нашедшее отражение и в художественных текстах.