Приди за светом и надеждой (Урок-композиция)

Разделы: Литература


Цель. Расширить представление учащихся о Вампилове: показать его редкостный талант, человеческое обаяние, природное остроумие. Воспитывать чувство патриотизма, пробудить гордость за живущих рядом людей.

Оборудование:

  • Музыка: Моцарта, Глюка.
  • Стихотворения:

а) Андрей Румянцев “Посреди лужка”.

б) Николай Рубцов “Посвящение другу”.

в) Анна Стародубцева “Дом окнами в поле”

г) Анатолий Кобенков “Слякотные, стуженые, зимние.”

д) Сергей Иоффе “Предчувствие.”

е) Елена Жилкина “Свет звезды.”

з) Владимир Скиф “Играется жизни последняя драма.” , “Да светится имя твоё.”

  • Портреты:

а) А. Вампилов.

б) мать драматурга

в) друзья.

  • Обложка книги “Старший сын”
  • Фрагмент к /фильма “Старший сын” (начало и конец фильма).
  • Выставка книг Вампилова.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой. Звучит музыка Моцарта (1-1,5 минуты)

II. Учитель. Шел 1937 год. Вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно сто лет назад.

Имя поэта было светлейшей темой года, и как же еще мог назвать сына учитель- словесник, чтобы оградить его и ободрить этим светом, если не Александром.

Звучит музыка Моцарта.

“Прежде, чем говорить о Вампилове, хочется помолчать - и над судьбой его, при жизни не баловавшей признанием, рано оборвавшей эту жизнь, и перед встречей с его героями, стоящими в той стороне, где не бывает тесно от многолюдья, потому что добро, свет, совесть и надежда там негромкие, незаёмные и убедительные”. (В. Распутин)

1. В исполнении заранее подготовленного ученика звучит стихотворение Андрея Румянцева “Посредине лужка.”

III. Биография Вампилова.

1. Учащийся. А.В. Вампилов родился в Кутулике под Иркутском в 1937 году. В семье Саша был младшим и, разумеется, был любимцем своих братьев и сестры. Школьные годы много читал, очень много читал… Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Он как-то всем увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил всё охватить, торопился.

Стихотворение Вампилова “Детство”, проецируется портрет матери.

2. Учащийся. В военные годы, как все, семья Вампиловых жила трудно, выживала как могла. Собирали ягоды, колоски, ели прошлогоднюю перемерзшую картошку.

Стихотворение Вампилова “Я уплыву на пароходе.”

3. После окончания школы Александр учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета. Он имел талант дружбы, не скоротечной, надежной и творящей добро.

Любимым композитором Вампилова был Моцарт, любимым поэтом – Николай Рубцов.

На фоне музыки Моцарта ученик читает стихотворение Н.Рубцова “Посвящение другу”.

4. Близкие друзья, среди которых были Валентин Распутин, Вячеслав Шугаев, называли его ласково Саня. От этого имени и образовался псевдоним Санин, которым писатель подписал свою первую книгу.

Когда собиралась компания, Саня часто брал в руки гитару. Пел он обычно что-нибудь тихое, задушевное. Очень любил старинные романсы и русские народные песни.

Звучит песня “Миленький ты мой…”

5.С 1960 года А. Вампилов работал в редакции областной газеты “Советская молодежь”. Увлекся драматургией, стал писать пьесы. В 1965 году он привез в Москву, в театр “Современник ”, и предложил Олегу Табакову пьесу “Нравоучение с гитарой”, которая затем была названа “Предместье”, а в 1967 году “Старший сын”.

Показывается фрагмент кинофильма “Старший сын” (начало и заключение).

6. Сарафанов, этот сохранивший детскую душу человек, которого даже собственная жена не называла иначе как “блаженный”, объясняет: “Я сочиняю. Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможности должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нём, осталось после него”. Вампилов любил человека, он боролся за человеческие сердца, за красоту человека, не скрывая уродливых , отрицательных явлений жизни.

7. Валентина - героиня пьесы “Прошлым летом в Чулимске”. В ней ничего не запрятано, вся её добродетель на виду. Это восемнадцатилетняя девушка молча и терпеливо на дню по нескольку раз снова и снова восстанавливает палисадник и стоит на том, что ходить полагается через калитку.

Учащиеся исполняют отрывок из пьесы.

8. Такая душевная красота могла бы спасти мир, если бы мир пожелал быть спасенным.

Звучит стихотворение Анатолия Кобенкова “Слякотные, стуженые, зимние…….”

9. Персонаж пьесы Вампилова “Дом окнами в поле” говорил: “Чтобы добиться признания, надо или уехать, или умереть”. Так случилось и с автором. Ведь при жизни его было поставлено всего две пьесы: “Прощание в июне” и “Старший сын”. Шли годы так называемого застоя, и не обо всем можно было писать прямо, открыто.

Правдой Вампилова была нравственность. Она призывала слушаться жизни. Не той обманчивой, разрушающей человека жизни, которая кичится ложно значительным опытом: “поживи с моё -узнаешь!,” а высшей жизни, которая есть свет и нравственность, и правда, и любовь, и которая заключается в каждом человеке, как тайна и назначение. Догадавшись об этой тайне, человек уже необорим, и смерть не властна над ним.

Звучит стихотворение Сергея Иоффе “Предчувствие”. Проецируется звездное небо. Звучит музыка Моцарта.

10. Однажды семья Вампилова вместе с друзьями была на Байкале. Наступила ночь, все небо лучилось и мерцало. Вампилов показывал дочери, где Большая Медведица, где Малая. Вдруг ребенок задал вопрос: “Папа, а у тебя есть своя звезда?”. И Александр ответил так, как мог сказать только он: “Не располагаю, доча.”

Позже Петр Реутский напишет:

“Не покидайте, люди, землю,
Не отыскав своей звезды…”

Звучит стихотворение Елены Жилкиной “Свет звезды”

11. Александр Вампилов как-то сказал друзьям: “Я смеюсь над старостью, потому что никогда не буду старым”. Он и не стал старым, потому что за несколько дней до своего 35-летия он погиб.

Вячеслав Шугаев рассказывал: “По дороге из Улан-Удэ к Байкалу наш автобус забуксовал, завис над краем длинного крутого обрыва, а вернее, над краем маленькой пропасти. Пассажиры, заворожено онемев и привстав, заглядывали в нее. Когда автобус справился, выполз на надёжную колею, я спросил у Сани:

- Что ты думал?

- Вот случай, который может не повториться.

И случай не повторился. Летом 1972 года Александр Вампилов утонул в Байкале.

Звучит музыка Глюка.

12. Лодка на полном ходу натолкнулась на невидимое под водой бревно - топляк, сразу перевернулась, стала тонуть. Вампилов поплыл к берегу, до которого было не так далеко. Но слишком студеной оказалась вода, поднятая недавним штормом с байкальских глубин. Он не доплыл до берегового откоса всего несколько метров.

Было пасмурно, но сухо и тихо, когда друзья несли его на руках до здания театра. От оркестра они отказались, помня Санину печальную усмешку, с которой он написал Сарафанова, музыканта из “Старшего сына; играющего на похоронах.

Проецируется портрет Вампилова. Звучит стихотворение Владимира Скифа “Играется жизни последняя драма”.

13. Вампилов никого не убил из своих героев, потому что любовь к человеку – это всё-таки самое великое дело.

Звучит стихотворение Инны Марцинкевич “Я подхожу…”

… я подхожу к необъятным просторам Байкала.
Кружатся чайки. Катер стоит у причала.
Древний Байкал! Отчего поступил не по праву:
- Прежде жизнь отобрал. После- выплеснул славу.

IV. Учитель. Он до сих пор заставляет нас думать над вопросом: “Останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности: любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение.

Звучит стихотворение Анны Стародубцевой “Дом окнами в поле”. На фоне музыки Моцарта звучит стихотворение Владимира Скифа “Да светится имя твоё”.

Данный урок литературы проводится в нестандартной форме: урок-композиция, время не ограничено.

Тема: “Приди за светом и надеждой”. Материал об известном драматурге А.В. Вампилове может быть использован как учащимися 10 классов, так и 11, даёт возможность осуществить взаимосвязь между литературой, музыкой, искусством, позволяет проявить творческие способности личности.