Преподавание литературы с точки зрения здоровьесберегающих образовательных технологий

Разделы: Русский язык, Литература


В последние годы на всех уровнях системы образования идёт дискуссия о качестве образования и его составляющих (обученность, развитие, здоровье) Многое уже сделано в отношении этого вопроса: написана и прочитана теоретическая литература, проведены педсоветы в учебных заведениях, ведется мониторинг качества образования. Но вопрос о том, как получить высокое и качественное образование, остается по-прежнему открытым.

Я разделяю точку зрения тех специалистов (педагогов, психологов), которые считают, что современное качественное образование невозможно без сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. При этом нужно учитывать, что здоровье - понятие многомерное; важны и физическая, и душевная, и социальная его составляющие. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе достижения нового качественного образования - одна из важных задач, стоящих сегодня перед учителем.

В этой связи хотелось бы привести пример одной из форм проведения обобщающего урока литературы в 6-м классе с использованием здоровьесберегающих технологий. Это своеобразный алгоритм, который позволяет учителю, независимо от темы урока и содержания учебного материала, работать в направлении сохранения здоровья учащихся на своих уроках.

Тема урока: “По страницам повести Н.В. Гоголя “ Ночь перед Рождеством ”

Цель урока: проникновение в художественный мир Гоголя; знакомство с культурой, языком украинского народа; реализация здоровьесберегающих технологий в ходе урока.

Задачи урока связаны с основными принципами здоровьесберегающей педагогики: организация мотивации, создание ситуации успеха; расширение зоны комфорта - создание ситуации самостоятельного выбора; раскрытие творческих способностей учащихся, развитие культуры речи; использование активных методов обучения; опора на лингвистический аспект языка, развитие эмоциональной сферы (интонация, средства выразительности речи);осмысление нравственно-этических понятий; развитие рефлексивной культуры, умение анализировать и обобщать.

Структура урока:

Организационный момент (3-5 минут):

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока, включение учащихся в проблематику, организация мотивации обучения как обязательного элемента вхождения в мир произведения. Всем ученикам в начале урока раздаются рабочие карточки. В течение урока (по мере выступления групп) учащиеся делают в ней записи, что позволяет сконцентрировать внимание учеников, максимально включить каждого в процесс обсуждения, получить обратную связь. В конце урока дети заполняют только пятый раздел карточки.

Вариант рабочей карточки к уроку литературы по теме:
“По страницам повести Гоголя…”

1

2

3

4

5

Какие художественные
средства использует Гоголь при описании ночи перед Рождеством?
Поясни слова “колядки”, “парубок”, “галун”. Кто из учеников во время инсценирования лучше воплотил идею Гоголя? О чем это произведение? Что я узнал нового на уроке ?

Чот мне еще нужно выяснить?

Какую оценку я могу поставить себе за урок?

         

Работа в группах по интересам (10 минут):

Предлагаемые направления работы: лингвистическое, этнографическое, инсценирование, философское, экспертное.

Учащиеся выбирают ту или иную группу, занимают свои места и приступают к выполнению задания, которое получает руководитель группы.Работа в группах позволит учащимся чувствовать себя более комфортно и раскованно.

Первая группа.

Найдите описание ночи в тексте. Какие художественные средства использует Гоголь, чтобы донести до читателя красоту и очарование ночи перед Рождеством?

Ожидаемые результаты: формирование пространственно-образной составляющей интеллекта, эмоциональной сферы, развитие культуры речи, освоение литературоведческих терминов.

Вторая группа.

Составьте словарь диалектных слов. Что вы узнали о жизни на Украине?

Ожидаемые результаты: знакомство с культурой, бытом, традициями украинского народа, развитие навыка работы со словарями и справочниками.

Третья группа.

Какая сцена из повести, на ваш взгляд, была бы удачной для инсценирования? Продемонстрируйте это на примере любого эпизода.

Ожидаемые результаты: обучение действием, развитие творческих способностей учащихся.

Четвертая группа.

Какие эпизоды повести вызывают у вас смех, улыбку? Над чем и как смеется Гоголь в своем произведении?

Ожидаемые результаты: самостоятельное формулирование темы и идеи произведения, понимание природы “смешного” у Гоголя, осознание философской направленности произведения.

Руководителям этих групп дается по пять минут на выступление по своему вопросу.

Пятая группа дает экспертную оценку ответам одноклассников, делает выводы.

Ожидаемые результаты: развитие критического мышления, навыка экспертной деятельности, умения анализировать и обобщать.

Направления работы в группах учитель выбирает исходя из темы, целей урока и особенностей класса. При этом важно задействовать учащихся с различным типом восприятия мира: “слушателей”, “зрителей”, “деятелей”, творчески развитых “леворуких” детей; учитывать возраст и половую идентификацию ребенка и др.

На заполнение пятого раздела рабочей карточки учащимся отводится 2-3 минуты.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

Учащимся предоставляется домашнее задание на выбор: мини-сочинение от лица одного из героев: “Как изменила мою судьбу ночь перед Рождеством?”; иллюстрация одного из эпизодов повести; сравнительный анализ произведений Гоголя: “Майская ночь или утопленница” и “Ночь перед Рождеством”.