Преподавание литературы по теме "Сюжет как способ создания образа персонажа саги (по первой главе повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба")"

Разделы: Литература


I. Методический комментарий

На предыдущих уроках школьники знакомились с такой разновидностью малой прозаической формы эпоса народного содержания (основой которой являются легендарные предания) как древнерусская повесть-сага “О разорении Рязани Батыем”.

Дети уже прочитали (задолго до изучения жанра саги было дано задание прочитать произведение) повесть-сагу Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, была проведена не только викторина и беседа по содержанию повести, но и “эскизная” идентификация повести Гоголя с жанром саги.

В качестве домашнего задания школьником было предложено перечитать I главу повести, поделить на сюжетные эпизоды (повторение темы “Сюжетосложение”) и поразмышлять над вопросом “Можно ли на основе лишь одного эпизода точно определить жанровую разновидность произведения” (перспективное задание)?

На уроке используются следующие технологии:

  • технология формирования адекватной читательской компетенции (методика идентификации нового текста);
  • технология развивающего чтения (методы репродуктивно-продуктивного, продуктивно-смыслового чтения);
  • элементы технологии обучения в малых группах;
  • элементы технологии организации самостоятельной работы.
  • элементы балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений школьников.

Тип урока – урок усвоения навыков и умений.

II. Цели и задачи урока:

Учебные:

  • формирование навыков жанровой читательской установки;
  • помочь школьникам перейти от уровня содержания прочитанной повести Н.В.Гоголя (пересказ, выделение границ эпизодов) к уровню смысла при обострении эстетической наблюдательности;
  • знакомство с навыками проницательного вдумчивого “медленного” чтения;
  • формирование содержания понятий “образ”, “сага”, “герой саги”, “сюжет”, “эпизод”, “деталь”, “портрет”, “ценности героя”.

Развивающие:

  • продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • накопление читательского опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных литературных произведений;
  • овладение навыками словесно-смыслового чтения.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетически подготовленного читателя;
  • формирование представлений о художественном творчестве как жизненно важной и глубоко специфической духовной деятельности;
  • формирование содержания понятий “героическая тональность”, “воля”, “свобода”, “воинская доблесть”;
  • формирование навыков работать в группе;

III. Оборудование:

1. Текст повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба” (на парте у каждого школьника);

2. Карточки-алгоритмы для составления вывода (для каждой группы);

3. Карточка начисления баллов (для каждой группы);

4. На доске записана тема урока – Сюжет как способ создания образа персонажа (по первой главе повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”)” и понятия: “образ”, “сага”, “герой саги”, “сюжет”, “эпизод”, “деталь”, “портрет”, “ценности героя”, “героическая тональность”, “воля”, “свобода”, “воинская доблесть”.

План урока:

  1. Введение в урок: фронтальная беседа-опрос по домашнему заданию.
  2. Работа с терминами и понятиями, записанными на доске.
  3. Инструкция по оформлению “Бортового журнала”. Этап I – заполнение “бортового журнала” после объявления темы и включения в работу терминологического аппарата.
  4. Работа с I-м эпизодом первой главы повести-саги Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.
  5. Индивидуальная и групповая самостоятельная работа в стратегии “Бортовой журнал” (этап II и III).
  6. Работа в малых группах по карточкам-алгоритмам с выбором правильного ответа
  7. Работа со II эпизодом первой главы повести-саги Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.
  8. Поведение итогов. Индивидуальная и групповая самостоятельная работа в стратегии “Бортовой журнал” по второму эпизоду. Этап II и III. Этап IV.
  9. Объяснение домашнего задания.
  10. Оценка работы на уроке.

Ход урока

1. Вводный этап урока выполняет двойную функцию:

  • фронтальная беседа-опрос по домашнему заданию;
  • переход к теме урока.

Вопросы по домашнему заданию:

– Сколько получилось эпизодов? (10-11).

– Насколько трудным показалось выполнение домашнего задания – деление на эпизоды I главы повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”?

(Не всегда просто было найти границы эпизодов. Некоторые эпизоды были огромные, другие небольшие – один маленький абзац.)

– Как вы объясняете непропорциональность объемов эпизодов? За счет чего некоторые эпизоды велики по объему? (Школьники говорят о таких статических и динамических элементах сюжета, увеличивающих объем эпизодов, как описание интерьера, характера главного персонажа, деталей одежды (портрет), описания природы (пейзаж), введения диалога.)

Какие из эпизодов I главы, на ваш взгляд, дают возможность понять особенности жанра повести? (Дети называют разные эпизоды, приводя аргументы, однако избегают говорить о самом первом эпизоде, некоторые даже предлагают его наименовать нулевым, вводным эпизодом.)

2. Работа с терминами и понятиями, записанными на доске.

Объявляется тема урока, учитель просит детей отметить те термины и понятия на доске, которые использовались при ответах на вопросы по домашнему заданию.

3. Инструкция по оформлению “Бортового журнала”. Этап I – заполнение журнала после объявления темы и включения в работу терминологического аппарата.

Методический комментарий

Наши школьники уже знакомы с некоторыми элементами организации работы в рамках технологии организации самостоятельной работы обучающихся на уроках литературы. В частности, термин “Бортовой журнал” для них не нов.

В данной технологии “Бортовой журнал – это обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым обучающиеся во время обучения какой-то темы записывают свои мысли.

Стратегия “Бортовой журнал I” (которую мы используем на данном уроке) используется в том случае, когда “Бортовой журнал” применяется в своем простейшем варианте: перед чтением или иной формой изучения текста (в нашем случае после объявления темы и фиксации-подчеркивания известных им терминов) учащиеся записывают в свои тетради ответы (в виде ключевых слов, рисунков, схем и т.д.) на следующие вопросы:

  • Что я уже знаю по этой теме?
  • Что мне надо об этом узнать?
  • Почему?

После совместной работы над текстом (IIэтап), основанной на технологии развивающего чтения, школьникам дается 5 минут для заполнения своих “бортовых журналов”. Они отвечают по тому же принципу ключевых слов, рисунков, схем и т.д. на вопросы:

  • Что я знаю об этом теперь?
  • Какие наиболее важные моменты я выяснил?
  • Что я хочу об этом узнать?

III этап – учащиеся в парах, а затем в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, в некоторых случаях обращаются за консультациями к преподавателю (5-7 минут).

4. Работа с I эпизодом текста повести-саги Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, используются элементы методики “медленного”, проницательного, вдумчивого чтения;

Эпизод I.

– Можно ли, характеризуя жанровые особенности какого-либо произведения, исключать, выбрасывать те фрагменты, которые, на наш взгляд, “не вписываются” в жанровую разновидность? (Дружное нет.)

Обратимся к самому первому эпизоду, открывающему повесть Гоголя, и тем самым уже занимающим ключевое место среди всех эпизодов не только I главы, но и всей повести в целом. Наша задача – через внимательное, медленное, вдумчивое чтение научиться видеть и понимать, как автор с помощью сюжета, его структурных элементов в каждом эпизоде повести создает образ сагового героя, создает повесть-сагу.

– Каковы границы I эпизода, где он заканчивается?

(Заканчивается словами “Бульба повел сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы…”. Изменилось место действия.)

– Каково главное сюжетное событие данного эпизода? (Встреча Тарасы Бульбы и его сыновей.)

– Какое место действия называется автором? (Дом Тараса.)

– Насколько оно “саговое”? (Ответ детей: “Совсем не саговое, это же не поле боя, т более того, никто не собирается нападать на дом Тараса”.)

– Какое время называется автором в I эпизоде? (Нет обозначения времени, значит, это нулевой эпизод, так как не все элементы “полноценного” эпизода здесь указаны.)

– А, может быть, можно обозначить время через основное событие этого эпизода? Что это будет за время? (Время встречи Тараса Бульбы с сыновьями, время, по воле автора, совпадает с событием встречи, автору очень важно, чтобы Тарас встретился с сыновьями.)

– Как вы думаете, с помощью каких элементов сюжета и подробностей эпизода создается образ Тараса в этом эпизоде? (Событие встречи, поступки, речь.)

– Кто из персонажей предпринимает попытку организовать эту встречу? О чем это свидетельствует? (Ни Тарас ни его сыновья не планировали эту встречу, об этом ничего не говорится, следовательно она дана автором, она важна для него.)

Через какое ключевое слово выражается отношение Тараса к своим сыновьям? (Смешны.)

– Чем смешны? (Своей одеждой.)

– Чем, по мнению Тараса, смешна одежда его сыновей? (Поповские подрясники, длинные свитки.)

– И? Тараса не устраивают детали одежды, указывающие на принадлежность к категории людей священного сана? Они ему кажутся смешными? (НЕТ, такая длинная одежда, по его мнению, мешает бежать.)

– Куда бежать, зачем? (?.. В БОЮ!!!)

– Давайте обобщим наши наблюдения. Чем продиктована такая, казалось бы необычная, форма поведения Тараса при встрече с сыновьями, которых он давно не видел, как осмеяние?

I ответ и его развитие II ответ и его развитие
(Он воин, у него есть представление о том, как должен выглядеть воин, какой длины у него должна быть одежда во время боя, чтобы она ему не мешала.)

– Хороший ответ. Найдите в тексте эпитет, подчеркивающий, что Тарас – опытный воин. ( “Старый Бульба”.)

– Подберите синонимы к данному эпитету, учитывая тот факт, что автор изображает героя воинской повести. (Старый – это не возраст, а опытный, воинственный, героический, имеющий традиции в далеком прошлом…)

– Кто из былинных богатырей награждался таким эпитетом? (Илья Муромец: “Ай ты старый казак да Илья Муромец!”)

– Как вы думаете, чего ожидает Н.В.Гоголь от своих вдумчивых читателей, “награждая” своего героя во втором предложении повести таким известным эпитетом? (Что они вспомнят любимого былинного героя: полюбят Тараса, будут на него смотреть как на былинного богатыря воина-защитника.)

– А как по отношению к сыновьям объясняется такая форма поведения Тараса? Почему при встрече с сыновьями не бросается их обнимать и целовать, а сначала “бьется на кулаках”, а затем “челомкается”? Что, на ваш взгляд обозначает слово “челомкается”? (“Челомкается” – прикасается своим челом к челу, головам, своих сыновей, а не целует, он же воин, а не женщина!) Но ведь он целуется! Словарь В.И.Даля допускает значение этого слова как обниматься, целоваться, но на первом мест у этого слова значение “здороваться, кланяться”. (При встрече с сыновьями Тарас бьется на кулаках, чтобы испытать сыновей, могут ли они за себя постоять.)

– Другими словами, по убеждению Тараса, козаки должны уметь постаять за себя, такова его – обращается внимание детей на доску – ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ.

– Докажите, опираясь на текст повести, что автору близка позиция Тараса на то, что каждый должен уметь постоять за себя.

– Следуя жизненной позиции Тараса Бульбы, мы можем сделать вывод о том, как он определяет роль своих сыновей в собственной жизни. (Сын для отца прежде всего – козак.)

– Какие реплики Тараса подтверждает это? (“собачий сын”, “мазунчик”, обращенные к Андрию.)

– Можно ли сделать вывод о том, что Тарас Бульба – плохой муж и отец, так как просит сына не слушать мать? Почему, с его точки зрения, сыновья не должны ее слушать? Какова жизненная позиция жены Тараса? (У матери иная жизненная позиция. Для нее ценны нежность (наглядеться на сыновей), родной дом, гостеприимство (еда, отдых). Для Тараса все это не совместимо с иными, доблестными, качествами воина: “чистое поле – добрый конь – сабля”.)

А почему Н.В.Гоголь для своего воина избирает не горы (это подчеркнуло бы величественность, героичность личности), а “чистое поле”? (Открытое пространство подчеркивает свободолюбие, вольнолюбие героя.)

5. Индивидуальная и групповая самостоятельная работа в стратегии “Бортовой журнал” Этап II и III.

6. Работа в малых группах (парах) по карточкам-алгоритам с выбором правильного ответа.

Объявляется новый вид письменной работы по карточкам, в которых есть подсказки по направлению движения высказывания. Некоторые вопросы сопровождаются вариантами ответов, как в тесте. Нужно выбрать правильный ответ

Работа будет осуществляться в малых группах (одна карточка на одну парту). Ответы будут оцениваться по методу балльно-рейтинговой технологии, то есть у каждого вопроса карточки есть своя “стартовая цена”. Самая высокая цена у вопросов, не обсуждавшихся на уроке. Предполагается обучение в группе с консультированием по необходимости учителем. Время работы – 10 минут. Экспресс-обсуждение, ответы преподавателя на общие вопросы (5 минут).

Балльно-рейтинговая карточка-алгоритм по I эпизоду повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”

Какое главное событие в I эпизоде? (1 балл)

Выберите и подчеркните правильный ответ на вопрос, как должен быть изображен герой саги (трагически, юмористически, сатирически, героически, критически, оптимистически, исторически)? (2 балла)

Кто главный герой в этом эпизоде? (1 балл)

Что является наиболее ценным для Тараса Бульбы: родство или казацкое достоинство? (1 балл)

Кто ему противопоставлен по своим жизненным ценностям в данном эпизоде? (1 балл)

Главная цель поступков Тараса в этом эпизоде остаться самим собой. Что это значит? Выберите верные ответы (быть радушным хозяином, утвердить свои позиции козака, провести испытание сыновей, быть верным мужем, отвергнуть женские нежности, почтительно отнестись к чувствам матери, похвалить Андрия за его нежелание поднять руку на отца, более всего ценить козацкую честь) (2 балла)

Как проявляется в речи желание Тараса остаться самим собой? (2 балла)

Как Тарас строит свои взаимоотношения с сыновьями? Почему? (2 балла)

Как Тарас строит свои взаимоотношения с женой? Почему? (2 балла)

Дом человека – это его малая Родина. Тарас Бульба – это герой саги. Как вы думаете, почему в тексте Н.В.Гоголя нет описания дома, места, где он находится? (3 балла)

Как вы помните, в саге время изображено как время битв, сражений. Докажите, что и в первом эпизоде саги Н.В.Гоголя время изображено как “саговое”. (3 балла)

Высший балл, который вы можете набрать, выполнив все задания – 20 БАЛЛОВ

7. Работа со II эпизодом первой главы повести-саги Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.

– Как нужно назвать данный эпизод, чтобы подчеркнуть тот элемент сюжета, который выходит на первый план в этом эпизоде? (На первый план выходит описание помещения, следовательно, можно назвать “Светлица Тараса”.)

– Необходимо уточнить название в соответствии с темой нашего урока (“Светлица Тараса как способ создания персонажа саги” или, более строго, – “Пространство как способ создания персонажа саги”).

– Какие детали интерьера помогают создать впечатление о том, что данное пространство призвано охарактеризовать своего хозяина как воина? (Сабли, нагайки, рог для пороху, уздечка для коня, кубки, чарки…)

– Каким способом автор передает читателю мысль о том, что ему близки воинственные убеждения Тараса? (Самые главные для Тараса предметы из драгоценных металлов, красивые, искусно сделанные. Автор как бы любуется ими.)

– Как пространство характеризует Тараса? (Его главные жизненные ценности – это воинская доблесть, воинственность, товарищество (кубки, чарки.)

Почему из его светлицы “проворно выбежали две красивые девки-прислужницы”? ( В его жизни козака-воина не должно остаться места ничему женскому, это тоже его жизненная позиция.)

А какой предмет в светлице Тараса находится на самом важном месте? (Образа в переднем углу.)

– С какими жизненными ценностями связаны эти предметы? (Вера в Бога, это главный мотив воинских походов и устремлений Тараса.)

– Как вы понимает слово “уния”? (От лат. unio “соединяю”), в широком смысле – объединение различных по обряду и догме христианских церквей на условиях главенства одной из них, чаще всего – католической.)

– Каковы особенности “давнего времени”? (Бранное время, воспевалось в песнях, былинах, думах.)

– Зачем рассказывается о давнем времени? (Тарас живет мыслями о том времени, он воин, он как бы хранит традиции того времени.)

– Можно ли сказать, что и изображенное время через предметы светлицы Тараса (а изображенное время – это еще один из элементов развития сюжета) является способом изображения главного героя гоголевской саги? (Конечно)

Поведение итогов. Индивидуальная и групповая самостоятельная работа в стратегии “Бортовой журнал” по второму эпизоду. Этап II и III.(см. методический комментарий)

Этап IV. Преподаватель обсуждает “бортовые журналы” со всем классом, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы.

Обсуждение направления домашнего задания:

  • выбор ключевых эпизодов для чтения и обсуждения I главы – эпизод с характеристикой-описанием Тараса Бульбы и эпизод “Мать у изголовья своих сыновей”;
  • выбор ключевых эпизодов для чтения и обсуждения II главы – эпизод-характеристика сыновей Тараса, эпизод с описанием степи.

Оценка работы на уроке:

  • оценка учителем и школьниками работы малых групп;
  • оценка учителем и школьниками продуктивности работы класса в целом.