Одной из актуальных проблем при планировании уроков русского языка в старших классах для учителя является выбор форм работы, помогающих решению учебных задач и обеспечивающих эффективную подготовку старшеклассников к ЕГЭ. Применение информационных технологий на уроке способствует совершенствованию практических умений и навыков школьников, позволяет эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует научной организации труда ученика и учителя, даёт возможность работать с каждым учеником в отдельности. Учащиеся могут выбирать наиболее удобную для них скорость подачи и усвоения материала. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить уровень знаний обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания.
Использование отдельных элементов ИКТ в уроке, например, презентаций, позволяет более эффективно проводить подготовку выпускников к выполнению части С. Еще К.Д.Ушинский отмечал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Презентация на уроке русского языка позволяет сделать урок более наглядным, информационно насыщенным, динамичным, повышает темп урока, помогает держать в поле зрения весь класс, осуществлять контроль, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, вести дифференцированную работу с каждым учеником.
Современный урок в старшей школе предполагает не только повторение изученного материала, особенно важной становится работа с текстом. Элементы написания части С включаются и в обычный урок, но хорошо, если есть возможность выделить на это дополнительные часы. В практике Академического лицея ОмГПУ существуют элективный курс «Подготовка к ЕГЭ, часть С». Приложение 1
Учащиеся знакомятся с критериями оценивания работы, пишут фрагменты сочинений, анализируют работы учащихся прошлых лет и работы одноклассников, создают свои сочинения-рассуждения на основе предложенных текстов. Все работы обязательно оцениваются и комментируются.
В работе над сочинением используем следующий алгоритм:
I. Определи проблему (К1 – 1б)
Проблема – это тезис, основная мысль, вопрос, требующий обсуждения, противоречие между тем, как должно быть и как на самом деле (Если проблем несколько, подумай, какая из них волнует тебя, что ты можешь сказать по этому поводу, сможешь ли привести аргументы, примеры)
II. Каковы аспекты обсуждаемой проблемы? (К2 – 2б)
(Необходимо для комментирования)
Аспект – это точка зрения, взгляд на что-либо…… (Как автор понимает проблему, в чём видит её причину, актуальность и т.д.? Какие примеры приводит? Какие оценки даёт, какие чувства высказывает?)
III. Какова позиция (точка зрения) автора? (К3 – 1б)
К какому выводу приводит нас автор, что хочет сказать, в чём убедить? Есть ли утверждение в виде прямого высказывания, отражающее точку зрения автора? Если нет, подумай, как она проявляется (в описании ситуации, героев, их поступков, в языке, средствах выразительности)?
IV. Моя позиция (согласен, не согласен, почему?) (К4 – 3б)
1. Где я, мои близкие сталкивались с этой проблемой? Что известные люди (народная мудрость) говорит об этом?
2. В каких книгах (художественных, научных) статьях я об этом читал?
1. Аргумент из жизни
2. Аргумент из литературы
Работа с текстом Ю.Трифонова «про крысу Фенечку» Приложение 2, которую выпускники выполняли на пробном ЕГЭ весной 2008 года, в этой логике выглядит следующим образом.
Так как текст повествовательного характера, пытаемся понять, как выявляется проблема и авторская позиция.
Зачем рассказана эта история? Почему именно этот случай вспомнил автор? Что взволновало его? Над чем вы задумались?
Кто главный герой (герои)? Какой поступок (-и) совершает? Какую оценку поступкам, поведению героев дает автор? Он делает это прямо? Как выражается авторское отношение? (предложения 1, 2 – оценка, 33, 34)
Сталкивались ли вы в жизни с такой проблемой? Можете привести примеры?
Что об этом читали? Знаете, что и как думают, говорят, пишут другие люди по этому поводу?
Из двух основных проблем текста выбираем одну – проблему гуманизма. На доске в результате работы появляется логическая схема, на наш взгляд, помогающая выстроить сочинение:
По схеме составляем «трафарет» сочинения, на основе которого учащиеся пишут свою работу:
Ю.Трифонов поднимает очень важную проблему… Рассказывая историю о крысе, автор заставляет задуматься над тем… Вызывает симпатии (уважение)… «Мы не хотим, чтобы в нашей школе убивали живое существо!» -… Последняя фраза говорит о том, как важно… Автор приводит нас к мысли…
Меня взволновала история, рассказанная Ю.Трифоновым… Я полностью поддерживаю…В жизни мы часто (пример из жизни)… Действительно, в людях надо воспитывать сострадание к более слабым… Этому нас учат книги…(Прекрасной иллюстрацией является книга…)
Ян Чарный говорил: «Человек…» Хочется, чтобы… Текст Ю.Трифонова убеждает нас, что человек должен помнить о своём высоком назначении и что никакая благородная цель не может оправдать убийства живого существа.
В работе над сочинением использую презентацию, которая сопровождает отработку каждого шага в работе над сочинением. Презентация содержит блоки по каждому критерию оценивания сочинения со следующими обязательными элементами:
- критерии оценивания Приложение 3 (Слайд 3)
- рекомендации к написанию (Слайд 4, 5, 8–11)
- ошибки (Слайд 6)
- стандары-клише (Слайд 7)
- проверь себя (Слайд 12)
Презентация состоит из 69 слайдов. Можно заказать по адресу: oporokhnenko@yandex.ru Итоги ЕГЭ прошлых лет показывают результативность работы: средний балл за сочинение по лицею – 11,3 Меньше 5 баллов за эту работу не получил ни один ученик. От 5 до 9 баллов набрали 19% лицеистов, 23% учащихся показали высокие результаты, их балл – 16–21.