Преподавание литературы с использованием технологии опорных схем

Разделы: Литература


В последнее время принято говорить о кризисе современного литературного образования. Можно согласиться или не согласиться, но представляется убедительной мысль о том, что результативный шаг на пути совершенствования преподавания литературы в школе - в "освоении новых образовательных технологий", что "процесс обучения литературе должен быть технологичным, т.е. воспроизводимым, "удобным" своей определенностью и достаточной "предсказуемостью результатов".

Формальная организация обучения оборачивается формальным отношением учащихся к изучаемому предмету.

Осознание этой взаимосвязи побудило многих учителей-новаторов еще в девяностые годы заняться разработкой своих авторских технологий обучения. Многие из них прочно прижились в школе и с успехом используются сегодня.

Вот уже много лет процесс преподавания русского языка и литературы строится мной на cочетании технологии опорных схем и конспектов (далее: ОСК), предложенной донецким учителем Виктором Федоровичем Шаталовым, с технологией "Диалог в культуре: диалог культур". У В.Ф.Шаталова, математика по специальности, было много противников, но много и последователей, разработавших серию методических комплексов ОСК по разным предметам, в том числе по русскому языку (Ю.С.Меженко, старший научный сотрудник Донецкой лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР) и по литературе (О.И.Любимов, учитель школы-интерната № 4 г. Воронежа).

В чем же целесообразность данной технологии и в чем эффективность ее использования в процессе преподавания литературы в школьном курсе? Как известно, перед учителем литературы стоят трудные задачи: нужно научить,

  • во-первых, прочитывать произведение, исходя из авторского замысла, в контексте времени его создания;
  • во-вторых, соотносить прочитанное с современностью, тем самым актуализируя поднятые в произведении проблемы;
  • в-третьих, анализировать текст, применяя литературоведческие понятия и термины.

Таким образом, обозначены цели литературного образования:

Воспитание человека культура;

Развитие коммуникативных (диалогических) компетенций на основе культурологического подхода.

В методической системе В.Ф.Шаталова теоретический материал группируется в крупные блоки с помощью так называемых опорных сигналов. Опорный сигнал, по Шаталову, - это "ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятную информацию"2. Под опорным конспектом понимается "система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Обучение, построенное на данной технологии, предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, формирует не только навыки восприятия информации, но и выделения главного и второстепенного, а также навыки соотнесения материала с ранее изученным. "Схема, - писал известный историк Л.Н.Гумилев, - целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко - значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, т.е. поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема - это скелет работы, без которого она превращается в медузу или головоногого моллюска".

Как известно, процесс восприятия (и в целом процесс познания) строится на основе взаимодействия слуховой, зрительной, двигательной памяти с ассоциативным, абстрактным, логическим мышлением. Ключом к "механизму" этого взаимодействия, облегчающим восприятие и понимание учебного материала, становится опорный конспект.

Конечно, ОСК по литературе имеют свои функциональные особенности. Они, например, не способствуют наглядности объяснения материала, а также не служат и средством обратной связи при проверке знаний учащихся. На уроках литературы схема играет роль плана, системы сигналов, заставляющих работать мысль; можно сказать, ОСК формирует установку на восприятие произведения, и прежде всего учит находить в художественном тексте "диалог" автора и его героев с читателями. А чтобы ОСК, выполняя триединую функцию (о которой говорилось выше), "работал" на перспективу, нужно правильно отобрать материал, с целью стимулировать "зоны актуального" смысла произведения в настоящее время, смысла, "ближайшего" к учащимся.

Несколько слов о структуре ОСК.

Главной его частью является "содержательное ядро", в котором в виде опорных сигналов должен быть сконцентрирован наиболее важный материал (главная идея, проблемы, выводы и т.п.), то, что должно храниться в долговременной памяти учащихся. Материал же, необходимый для сознательного усвоения этого "содержательного ядра", составляет его основную оболочку. Остальная информация - это вспомогательная оболочка.

В таком систематизированном и сжатом виде весь отобранный учебный материал превращается в опорные сигналы в виде ключевых слов, аббревиатур, компактных записей, определений, формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, унифицированных условных обозначений с внутренними логическими связями, что в совокупности и составит опорный конспект по изучаемой теме или разделу.

На каких же уроках целесообразно использовать ОСК?

Многолетний опыт работы показывает, что ОСК может быть использован на любом типе урока, все определяет цель, стоящая перед учителем, и его умение отобрать содержание учебного материала на весь цикл уроков, посвященных изучению произведения (творчества) того или иного писателя. В зависимости от типа урока роль ОСК будет разной.

Так, например, на первом уроке, посвященном тому или иному произведению, ОСК выполняет роль "стартового взрыва": характер последующих занятий будет определяться заданными на этом уроке параметрами исследований. Такой подход результативен в случае, если учитель решит построить работу над произведением исходя из авторского замысла, истории создания, нетрадиционной композиции, сразу обращающей на себя внимание, и прочее. При этом отправными точками дальнейшей исследовательской деятельности учащихся могут быть представленные в ОСК художественная деталь, какой-либо факт творческой истории произведения (например, подсказанный Пушкиным Гоголю сюжет "Ревизора"), либо композиционный прием, высвечивающий идею (в "Герое нашего времени" Лермонтова - несовпадение хронологической последовательности событий и порядка повествования о них).

Однако следует помнить, что культурологический принцип должен стать ведущим при работе с текстами произведений, ибо соприкасаясь с культурными духовными ценностями, человек заново открывает мир, обретает его для себя, присваивает его себе. А мы знаем, что обретение, постижение мира, события осуществляется в тексте произведений, в общении автора и читателя.

Ребенок начинает жить в этом тексте, вступать в диалог

  • с героями,
  • автором,
  • критиками,
  • веками,
  • событиями,
  • культурой.

Тем самым диалог писателя с его современниками и с читателями нашего времени отличаются друг от друга, что дает возможность различных интерпретаций художественных произведений в разные периоды истории, возможность разного восприятия, истолкования отдельных культурных реалий.

Следовательно, учителю необходимо затронуть те темы, проблемы, которые созвучны времени, современному читателю (ребенку), а для этого необходимо логически простроить как учебный материал, так и структуру уроков.

Технология работы с " Вводным" ОСК такова:

ОСК вывешивается на доске или делается зарисовка в тетрадь с целью направить мысль учащихся к последовательному поиску ответов в тексте(ах) произведения(й). При этом главным материалом урока является текст изучаемого произведения.

На заключительном уроке вновь внимание учащихся образуется с ОСК, чтобы подвести итоги работы.

Данные ОСК выполняет функцию ориентира и стимулятора творческого мышления, побуждая погрузиться в работу над текстом.

Необходимо помнить, что опорные схемы-конспекты - вспомогательное средство, поэтому лучше избегать в них многотемья и мелкотемья. Важно сосредотачивать в ОСК магистральные темы урока с четко выраженными в них сопутствующими направлениями мысли автора. Так, при изучении программных ( многопроблемных) произведений со множеством лиц и сюжетных линий, таких, например, как "Преступление и наказание" Достоевского, "Война и мир" Толстого, Шолохова "Тихий Дон" целесообразно использовать "сериал" ОСК. Дробление учебного материала, против которого высказывался Шаталов, необходимо в процессе изучения таких произведений, оно диктуется необходимостью пристального анализа ключевых проблем, которые должны быть не только обозначены, но и исследованы. Поэтому перед началом работы над произведением учитель определяет пошаговый путь проблемного исследования и выделяет проблемы.

Формируется очень важное умение устанавливать логические связи, проводить аналогии, видеть частный факт или явление в системе. На наш взгляд, при анализе любого произведения, и в особенности многопроблемного и объемного, важно, чтобы учащиеся могли свободно двигаться от общего к частному и, наоборот, - от частного к общему. Как признаются сами ученики, проблемные блоки ОСК помогают при подготовке к сочинению: в составлении плана, в выборе приемов анализа, в отборе сюжетного, описательного материала. Очевидным является и тот факт, что блочно-проблемные ОСК помогают учителю придать уроку воспитательную направленность, так как постоянно приходится использовать оценочные мотивы при характеристике героев, их высказываний, поступков; при актуализации же проблемы ученикам свойственно соотносить анализируемое с собственными словами и делами.

Несомненно, что в тематическом планировании должны быть предусмотрены уроки, содержащие сведения о творческом методе и литературном направлении, о жанровой форме и композиции, о стихосложении и средствах художественной выразительности, о сатирических приемах изображения и т.п.

Проблемный блок (и)

Цель: проблемной ситуации через столкновения разных точек зрения на

  • данные события,
  • поведение героев,
  • исследовательские материалы, то есть создание диалогического пространства, стимулирующего поисковую исследовательскую деятельность на решение данных проблем.

Так при изучении темы "Изображение Гражданской войны в русской литературе" вычленяются следующие проблемы:

  • 1 блок - Насилие и гуманизм.
  • 2 блок - Нравственный выбор.
  • 3 блок - Любовь и ненависть.
  • 4 блок - Смысл жизни и неприятие смерти.
  • 5 блок - Фанатизм (альтруизм) и эгоизм.

Следующим шагом является планирование уроков или поурочный блок.

3. Поурочный блок или поурочное многотемье

Цель:

  • организация познавательной деятельности через обсуждение, анализ текстового материала;
  • поиск своего места в диалогическом пространстве;
  • выбор своих позиции, точек зрения, оценок, взглядов.

Рассмотрение каждого проблемного блока занимает 1 - 3 часа. При освоении данной методики необходимо помнить, что названия проблемных блоков, представленных в ОСК, являются не темами уроков, а названием опорных схем-конспектов; в каждом из них можно выделить 2 - 3 темы. Такое поурочное многотемье,

  • во-первых, высвобождает резервное время;
  • во-вторых, позволяет глубже сосредоточиться на той или иной проблеме;
  • в-третьих, организовать работу по выявлению магистральных идей, связывающих содержание тематически близких уроков. Например:
ОСК, блок №1 Темы уроков Текстовый материал
Проблема насилия и гуманизма Путь исканий и заблуждений русской интеллигенции М.Булгаков "Бег", "Белая гвардия"

В.Максимов "Заглянуть в бездну"

И.Бабель "Конармия"

А.Фадеев "Разгром"

Изображение войны и человека в экстремальных обстоятельствах
Женщина и война Б.Лавренев "Сорок первый"

А.Толстой "Гадюка"

Путь исканий Григория Мелехова М.Шолохов "Тихий Дон"

Таким образом, использование диалоговых технологий позволяет выйти на "Творческий блок"

4. Творческий блок.

Уроки по развитию речи (сочинения, творческие работы, проекты, защита реферативных работ и другие).

5. Подведение итогов совместной работы и выход на новый блок.

Таким образом, технология преподавания литературы на основе ОСК может быть с успехом применена на любом типе урока. Благодаря опорным конспектам все, что делается на уроке, приобретает осмысленный характер, вызывает интерес. Недаром методики с использованием опор принято называть "комфортными". Однако необходимо методически чувствовать целесообразность их использования, осознавать, что ОСК - полезный инструмент, но, конечно, не панацея от всех педагогических бед. Думаю, что любому словеснику понятно: главным на уроке всегда был и будет текст художественного произведения. Он требуют серьезной интеллектуальной работы, побуждает к внутренним размышлениям, вызывает чувство беспокойства, учит жизни.

Подведем итоги

Цель

  • Подход (технологии)
  • Структура курса (проблемно (жанрово) тематическое планирование по принципу укрупненного блока)
  • Тематический или вводный ОСК
  • Проблемный(ые) блок(и)
  • Поурочный блок или поурочное многотемье
  • Творческий блок
  • Подведение итогов
  • Переход к другому блоку

Приложение.

Задача уроков:

  1. Проследить эстетическую преемственность между произведениями русской и современной литературой (романтизм - реализм -постмодернизм),что даст возможность выявить эстетическую природу каждого из литературных направлений, его особенностей и в то же время показать движение литературного процесса во времени , живую связь времен, людей и событий;
  2. Формировать литературоведческие и исследовательские навыки у учащихся,
  3. Провести сопоставительный анализ произведений русской литературы, объединенных общей тематикой: Россия и Кавказ.
  4. Выявить и проанализировать подходы к решению традиционных общечеловеческих проблем: человек и война, нравственный выбор, смысл жизни, красота и ее противопоставление злу и другие.