Цели урока:
- Дать представление об эпохе.
- Выработать навыки анализа произведения.
- Раскрыть содержание изучаемых произведений.
- Воспитать эмоциональную отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать героям произведения.
Оборудование:
- Портреты писателей: Л.Н.Андреева, Эрилика Эристина.
- Тематический стенд о писателях
- Таблица сравнительного анализа.
- Компьютер.
Опережающее задание: прочитать рассказы “Петька на даче”, “Хачыгыр”
Ход урока
1. Слово учителя.
Сегодня у нас урок, который мы назовём “Луч надежды”. Его необычность в том, что мы будем работать по двум произведениям. Вы их дома прочитали.
Вам понравились рассказы?
Какой рассказ произвёл на вас впечатление?
Когда был напечатан рассказ “Петька на даче” у
читателей появился вопрос: кто скрывается под
псевдонимом Леонид Андреев? Чехов или Горький?
Так кто же он, Леонид Андреев?
Ответ на этот вопрос нам даст (имя ученика).
2. Знакомство с биографией писателя через компьютерную презентацию.
(рассказ ученика о биографии Л. Андреева).
3. Cлово учителя.
Двадцатью годами позже в небольшом якутском селе в зажиточной семье яковлевых родился мальчик, назвали его семён. Кем же он стал ? Об этом расскажет ( имя ученика).
1) Компьютерная вставка (рассказ ученицы о детстве и творчестве Эрилика Эристина – Семёна Яковлева).
Учитель: Итак, “Хачыгыр” и “Петька на даче”. Что по вашему объединяет эти рассказы? (ответы учащихся).
И вот наша задача: узнать есть ли надежда, хоть маленький луч, на хорошую, лучшую жизнь у Петьки и Хачыгыра?
Чтобы узнать об этом, обратимся к композиции рассказов.
Вспомним, что такое композиция.
2) Компьютерная вставка: композиция – это построение, расположение и взаимосвязь всех частей.
Какова композиция рассказа “Хачыгыр”?
3) Компьютерная вставка:
- Тяжёлая работа мальчика.
- Воспоминания о семье.
- Нескончаемый труд.
- Гибель хачыгыра.
А теперь обратимся к рассказу “Петька на даче”:
4) Компьютерная вставка:
- Тяжёлые будни петьки в парикмахерской.
- Счастливые деньки на даче.
- Возвращение в город.
- Бесконечная работа в парикмахерской.
Что общего в этой композиции? (пункты 1-3-4).
А чем они различаются? (в обеих произведениях
разным является пункт 2).
Здесь мы видим , что композиция кольцеобразная , или мотив замкнутого кольца.
Каждый рассказ начинается с описания “устройства” того мира, в котором пребывает главный герой. Каков этот мир у Петьки и Хачыгыра?
4. Описание парикмахерской (выразительное чтение) и пересказ о хозяевах Хачыгыра.
Работа по таблице.
Система | Образов |
Мир парикмахерской. | Хозяева Хачыгыра. |
Николка – друг Петьки; Осип Абрамович – хозяин; Прокопий и Михайла – подмастерья; Посетители. |
Кутур Костокуун – хозяин; Кэччэгэй Кэтириинэ – хозяйка; Бычыгыратар Басилай – их сын; старик Айгылла – батрак. |
Вот в этом мире и возникает образ маленького мальчика:
- Окрик – худая маленькая ручонка.
- Маленькая, худая фигурка, сгорбившаяся в углу.
- Всё худел…
Здесь мы видим, что автор даёт портрет постепенно.
А где же портрет хачыгыра? Его нет, есть только описание дряхлой одежды, описание работы, которую он в свои 11 лет выполняет:
- С раннего утра мелет зерно, ворочая тяжёлые жернова.
- Ухаживает за живностью хозяев: поит коров, заносит сено, убирает навоз.
- Заготавливает лёд и носит его в дом.
- Убирает снег со двора.
- Носит в дом дрова и топит печь…..
Вывод: элементы портрета, описание одежды дают понять о тяжелой жизни обоих мальчиков.
А мечтают ли они о чём-либо? Верят ли во что-либо?
Несмотря на однообразие жизни, и Петька, и его старший товарищ Николка верят в какую-то неопределённую, необыкновенную мечту о чём-то лучшем. И вдруг на зависть всем оказывается , что мечта Петьки о лучшей жизни готова сбыться, появилась надежда выехать куда-нибудь из этой парикмахерской в другую жизнь (символическое имя матери).
Чтение. Приезд Надежды – матери и выезд на дачу.
5) Проецируются: картины Царицыно, где находилась дача, картины природы.
Вопросы: каким стал Петька на даче?
Чтение отрывка. (Петька изумительно помолодел, ясные глаза перестали быть сонными, пропалили морщинки). Вот наслаждается прекрасной жизнью петька и не вспоми- нает своих хозяев.
Вывод: перед нами “настоящий Петька” – мальчик весёлый, румяный от свежего воздуха, купающийся с ровесниками, ловящий рыбу, весь день играющий. Он узнал о хорошей жизни, он счастлив.
Были ли светлые моменты в жизни Хачыгыра? Расскажите о них.
Ребята рассказывают о светлых воспоминаниях Хачыгыра в кругу семьи, когда он беззаботно жил с родителями.
Вывод: здесь мы видим, что воспоминания хачыгыра только усугубляют трагичное положение бесправного мальчика, который выполняет изо дня в день изнурительную, непосильную для 11-летнего мальчика работу.
Как долго продолжалось счастье петьки? (не
долго)
Что же случилось? (ответы о том, что приходит
известие от хозяина парикмахерской о
необходимости возвращения.)
Горе мальчика безгранично. Писатель точно и глубоко изображает внутреннее состояние героя. Найдите в тексте глаголы, характерезующие это состояние.
Ребята находят эти глаголы: кричит, катается, бьёт кулаком.
Как относятся к такому поведению окружающие и автор? (анализ реакции хозяев дачи, а также автора)
Вывод: хозяева дачи жалеют ребёнка, а автор – не только жалеет, но и сопереживает.
Но есть ли надежда у Петьки на хорошую жизнь? (Да.)
Какие эпизоды об этом говорят? (Оставленная
удочка. Рассказы о даче.)
Вывод: у Петьки пусть не большая надежда, а луч надежды на хорошую жизнь всё же есть.
А Хачыгыр не увидел этой жизни, он погиб и виноваты в гибели ребёнка хозяева дома.
Итак, мы с вами узнали о трудной жизни детей, о стремлении детской души к прекрасному, лучшему.