Цели урока:
- Показать взаимодействие творческой индивидуальности и литературной традиции.
- Учить определять авторскую позицию и давать собственную трактовку литературного произведения, аргументировать её обращением к тексту.
- Привлечь внимание к понятию "Литературный герой ".
- Убедить в нравственно-мировоззренческом значении вечных тем в наше время, сформировать личное отношение к современной интерпретации вечных тем.
- Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина через эмоции, вызвать эмоциональный отклик.
- Продолжить работу по формированию умений вести диалог, дискуссию, аргументировать свою позицию.
Оформление класса:
1. На экране эпиграф к уроку, слова В.Г.Белинского о творчестве А.С.Пушкина, портреты А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой.
Ход урока
I. Вступление. Постановка цели урока.
Учитель:
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - любовная лирика Пушкина. Конечно, на одном уроке мы не можем охватить все стихотворения А.С.Пушкина о любви. Мы возьмём для разбора 3 стихотворения:
1. "На холмах Грузии".
2. "Мадонна".
3. "Я вас любил :".
Два из этих стихотворений связаны с личностью Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина.
II. Постановка проблемы урока.
Учитель:
Разбирая любовную лирику Пушкина, вы должны доказать, что В.Г.Белинский был справедлив в своей оценке творчества поэта. Обратите внимание на экран, на нём слова Белинского: Лирика Пушкина - "лелеющая душу гуманность".
III.
Учитель:
Любовь и дружба - основные чувства, питающие творчество Пушкина. Благодаря этому герой пушкинской лирики прекрасен во всём, ибо честен и требователен к себе. Любовь у Пушкина выступает как очищение души, как сила, возвышающая человека.
Ребята, давайте посмотрим на экран и прочитаем эпиграф нашего урока.
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
Справедливы ли эти слова?
Эти строки одного из шедевров пушкинской лирики. А теперь нам :(имя ученика) расскажет об истории любви Пушкина к его будущей жене. Это очень интересная история.
IV. Сообщение-презентация учащегося об истории любви Пушкина и Гончаровой.
V.
Учитель:
Пушкин объяснял свой поспешный отъезд тем, что мгновение безумного восторга сменилось в нём невыносимой тоской, погнавшей его прочь из города. На Кавказе, где в действующей армии служили его брат и друзья-декабристы, переведённые туда из Сибири, Пушкин и создал стихотворение "На холмах Грузии лежит ночная мгла".
(на экране текст стихотворения).
VI. Чтение заранее подготовленным учеником наизусть стихотворения "На холмах Грузии".
VII. Беседа по вопросам.
Учитель:
Это не просто стихотворение о любви, это лирический шедевр. Какими средствами он создан?
Ответы учеников.
- В стихотворении есть эпитет: Ночная мгла, метафора: Сердце горит.
- В стихотворении присутствует метафора: Лежит мгла.
- Стихотворение создано при помощи эпитета: Печаль светла, также эти строки можно назвать оксюмороном.
Учитель:
Дайте истолкование оксюморону.
Ответ ученика:
Печаль не горькое чувство, не отравлено неприятными впечатлениями, оно светлое.
Учитель:
Сочетаются вроде бы два взаимно исключающих понятия: Печаль и светлость. До Пушкина подобных смелых сочетаний в лирике не было.
Учитель:
Посмотрите, ребята, сколько здесь эпитетов, метафор?
Ответ ученика:
В этом стихотворении два эпитета и две метафоры.
Учитель:
Очень скупыми средствами переданы глубокие чувства, но вместе всё складывается в один музыкальный образ глубокой и светлой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца гореть и любить. В этом конкретном чувстве каждый узнаёт нечто, ему близкое. Не нужно думать, что реальное любовное переживание без всяких изменений перенесено поэтом на бумагу. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщён духовный опыт Пушкина. Лирический герой выражает свои чувства, освобождённые от всего постороннего и потому ненужного.
Учитель:
А какие строчки вы считаете ключевыми?
Ответы учеников:
- Мне грустно и легко.
- Печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою.
- И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.
VIII
Учитель:
В жизни поэта происходят приятные изменения.
IX. Сообщение-презентация учащегося на тему "Болдинская осень".
X.
Учитель:
Стихотворение "Мадонна" поэт посвящает Н.Н.Гончаровой
(на экране текст стихотворения).
XI. Выразительное чтение учеником стихотворения "Мадонна".
XII.
Учитель:
Мадонна у католиков - Божья мать. Ребята, обратите внимание на написание этого слова, в разных источниках по-разному: с одной и с двумя - н -.
Каждой девочке я от души желаю, чтобы о ней сказали словами поэта
Чистейшей прелести чистейший образец.
XII. Беседа по вопросам.
Учитель:
Посмотрите, ребята, как интересно построено это стихотворение. Сколько строк в каждой строфе?
Ответ ученика:
В первой и второй строфах - по четыре строчки, а в третьей и четвёртой - по три.
Учитель:
Сколько всего строчек в стихотворении?
Ответ ученика:
- В стихотворении всего 14 строчек.
Учитель:
Результат нашего маленького исследования характеризует ту форму, которая получила название сонета.
(На экране определение сонета).
Учитель:
Главные в смысловом отношении слова поэт выносит в конец строки и закрепляет их с помощью рифмы. Найдите главные слова последней строфы.
Ответ ученика:
Ключевыми словами последней строфы являются слова: Творец - образец - Мадонна.
Учитель:
Почему А.С.Пушкин так называет свою возлюбленную?
Ответ ученика:
Красота Н.Н.Гончаровой была воспета современниками, художниками и поэтами.
Учитель:
Но, как известно, больше всего А.С.Пушкина поражало сходство его избранницы с изображением Мадонны на картинах художников эпохи Возрождения. Сравните портрет Н.Н.Гончаровой и изображение Мадонны на картине Рафаэля.
(на экране портреты Н.Н.Гончаровой и картина "Сикстинская Мадонна" Рафаэля).
Учитель:
Как выражает в стихотворении "Мадонна" поэт свой идеал счастья, скромной жизни, труда и красоты?
Ответ ученика:
- Одни, без ангелов :
- Чистейшей прелести чистейший образец.
XIII.
Учитель:
Пушкин и Гончарова были женаты всего 6 лет, и за это время у них родилось четверо детей. Перед смертью Пушкин просил жену не выходить замуж два года. Наталья Николаевна уехала с детьми к брату в имение и там прожила два года. Замуж вышла вновь через семь лет.
Вечная тема - тема любви - нашла отражение в музыке. Многие композиторы обращались к пушкинским шедеврам.
(на экране стихотворение "Я вас любил", звучит романс композитора Б.Шереметьева в исполнении Олега Даля).
Давайте послушаем это стихотворение ещё раз.
Ученик читает выразительно стихотворение.
XIV. Беседа по вопросам.
Учитель:
Какие ведущие, ключевые строчки в этом стихотворении?
Ответ ученика:
- Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Учитель:
В чём сила любви лирического героя?
Ответ ученика:
- В этом стихотворении выражено необыкновенное уважение к личности любимой, к её чувствам.
- Это высшее проявление любви: Любовь, лишенная эгоизма, основанная на том, чтобы любимая была счастлива.
Учитель:
В чём отличие стихотворений "Я вас любил" от стихотворения "На холмах Грузии"?
Ответ ученика:
- В стихотворении "Я вас любил" нет умиротворённости. Здесь чувство героя тревожно. Любовь ещё живёт, в нём светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью. Недаром он вновь и вновь повторяет
Я вас любил.
Учитель:
Какому другому сильному чувству подчиняется в этом стихотворении любовь?
Ответ ученика:
- В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству - самоотверженности. Покой любимой женщины герою дороже безответного любовного чувства.
Я не хочу печалить вас ничем.
XV. Выводы по уроку.
Учитель:
А теперь давайте вернёмся к поставленной в начале урока задаче. Кто может доказать, что Белинский был справедлив, сказав, что лирика Пушкина - это "лелеющая душу гуманность".
Ответ ученика:
Я понимаю слова Белинского так: совершенный отказ от каких-либо личных прав, преклонение перед свободой чувств любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают его стихотворения в одни из самых пленительных созданий.
Учитель:
Любовь - это вечное чувство. О нём слагали, слагают и будут слагать стихи. Я желаю вам, чтобы каждого посетила в жизни настоящая любовь.
XVI. Выставление оценок.
XVII. Домашнее задание.
Одно из стихотворений, разобранных на уроке, выучить наизусть.