Личность, судьба и творчество поэта. Литературно-поэтическая композиция "Звезда полей" (по творчеству Н.Рубцова)

Разделы: Литература


Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова - известного русского писателя - песенника, поэзия которого продолжается в Музыке, вызвать интерес к лирике поэта.

Методические приемы :объяснение учителя, поэтический монтаж,выразительное чтение стихов, элементы анализа поэтического текста.

Оборудование :портрет Н.М.Рубцова ,фотографии мест,связанных с творчеством поэта, сборники его стихов, аудиозаписи песен на стихи Рубцова.

(Звучит музыка на стихи Рубцова. Белов "Привет, Россия)

Учитель: Мне бы хотелось прочитать выдержку из стихотворения Ст. Куняева "Памяти поэта"

Он точно знал,
что счастье - это дым
и что не породишь его со Словом,
вот почему он умер молодым
и крепко спит
в своем краю суровом,
на вологодском кладбище своем
в кругу теней любимых и печальных
А мы еще ликуем и живем
в предчувствии потерь уже недальних
А мы живем, и каждого из нас
терзает все, что и его терзало,
и потому, пока не пробил час,
покамест время нас не обтесало,
давай поймем, что наша жизнь - завет,
что только смерть развяжет эти узы -
ну, словом, все, что понимал поэт
и кровный сын жестокой русской музы.

1 ученик: В наше страшное бездуховностью, ожесточением время способна пробудить в нас и очистить, вернуть данное нам от природы чувство прекрасного светлая, родниковая поэзия Николая Рубцова. Тридцать пять лет было отпущено ему прожить на земле. Он не успел, не только опубликовать, но даже записать все стихи. Но и то, что он оставил нам, со всей очевидностью позволяет утверждать: не забвению, а будущему принадлежит поэзия Николая Рубцова.

Я так люблю осенний лес,
Над ним - сияние небес,
Что я хотел бы превратиться.
Или в багряный тихий лист,
Но, превратились, возродиться
И воротившись, в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: - Я был в лесу листом! -
Сказать: - Я был в лесу дождем! -
Поверьте мне: я чист душою.

Учитель: Поэзия Н.Рубцова - это живой родник старинного русского слова, настоящих, а не выдуманных переживаний, высшей человеческой мудрости, трепетной любви к жизни, к Родине.

2 ученик: 5 января 1936 года Николай Рубцов появился на свет - 19 января, в крещенскую ночь 1971года, его не стало.

 Я умру в крещенские морозы,
Я умру, когда трещат березы.
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
Гроб всплывет, забытый и унылый,
Разобьется с треском, и в потемки
Уплывут ужасные обломки.
Сам не знаю, что это такое:
Я не верю вечности покоя.

3 ученик: Из воспоминаний Г.Горбовского: "Николай Рубцов поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровал читающий мир поэзией - не придуманной, органической. Время от времени в огромном хоре светской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые. И все же - хотелось Рубцова. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов - надвигалось. Долгожданный поэт:Но: не секрет, что многие даже из общавшихся с Николаем узнали о нем как о большом поэте уже после его смерти:"

Ночью видел: ломались березы!
Видел: метались цветы!
Гром, рассылающий гибель и слезы,
Всех настигал с высоты!
Как это странно
И все-таки мудро:
Гром роковой перенести,
Чтоб удивительно светлое утро
Встретить, как светлую Весть!

4 ученик: Задумываясь над первоистоками этой красоты, унесемся в Беломорье - край суровый, богатый сказками, преданиями, легендами. Здесь, в селе Елецк Архангельской области родился Николай Рубцов. К этому селу ведет тракт, по которому в начале 18 века уходил в большую жизнь Михаил Ломоносов. Путь, который суждено будет пройти Рубцову, окажется столь же трудным, мучительным и высоким, как и у его великого предшественника.

Рубцов рано остался сиротой. Ему едва исполнилось пять лет, как началась война. Ушел на фронт его отец - кадровый военный, и всякая связь с семьей его оборвалась. А вскоре Коля потерял и мать: она тяжело заболела и умерла.

1 ученик: Сохранились мемуарные записи, которые сделал Рубцов в последние годы жизни: "Шел первый год войны. Моя мать лежала в больнице. Старшая сестра поднималась задолго до рассвета, целыми днями стояла в очередях за хлебом, а я после бомбежки с большим увлечением искал во дворе осколки, и если находил, то гордился ими и хвастался. Часто уходил я в безлюдную глубину сада возле нашего дома, где полюбился мне один удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал за ним, всячески, как только умел. Об этом моем занятии знал только мой брат, который был на несколько лет старше меня. Однажды он пришел ко мне в сад и сказал: "Пойдем в кино". "Какое кино?" - спросил я. "Золотой ключик", - ответил он.

2 ученик: Мы смотрели кино, в котором так много было интересного, и, счастливые, возвращались домой. Возле калитки нашего дома нас остановила соседка и сказала: "А ваша мама умерла". У нее на глазах появились слезы. Брат мой заплакал тоже и сказал мне, чтобы я шел домой. Я ничего тогда не понял, но сердце мое содрогнулось, и теперь часто вспоминаю я кино "Золотой ключик", тот аленький цветочек и соседку, которая сказала: "А ваша мама умерла".

(см. Приложение 1).

3 ученик: Детский дом находился в селе Никольском. Вот как описывал это место уже взрослый поэт: "Здесь великолепные холмы по обе стороны неширокой реки Тошмы, деревни на холмах: леса, небеса! У реки, вернее над рекой, сразу у выезда в Николу, под березками - разрушенная церковь. Тоже великолепная развалина" В этой местности когда-то я закончил семь классов, здесь мне нравится.

Из детских неласковых лет вынес Коля Рубцов не ожесточение и ненависть, совсем другие чувства - мудрое и какое-то глубокое спокойное осознание красоты жизни. Этому, конечно, помогла природа, озарившая сиротскую жизнь детдомовцев.

Вот говорят,
Что скуден был паек,
Что были ночи
С холодом, с тоскою, -
Я лучше помню
Ивы над рекой
И запоздалый в поле огонек.

4 ученик: Это удивительное свойство Николая Рубцова: он помнит не то, что отягощало многих. Память - основа человеческой души. Душа поэта хранит иные образы: "ивы над рекою" - ласковость вечной природы, "запоздалый огонек" - добрый свет человеческого жилья. Из всех "источников света" Николай Рубцов особенно любил "огоньки" и звезды. Звезда - это ведь тоже маленькие огонечки на пустынном "поле" темного небосвода. Они не освещают широко и ровно землю, дорогу, они способны подряжать человека своим существованием, тем, что они есть, тем, что может быть, их тоже кто-то "зажигает". Огонек - это всегда надежда на то, что впереди - люди, доброта, помощь, живое, трепетное.

1 ученик: Рубцов всматривается в природу, учится у нее. Об этом мы можем судить, прочитав стихотворение "Воробей".

(см. Приложение 2).

2 ученик: По воспоминаниям его товарищей, Коля Рубцов был хрупким мальчиком "с черными глазами и располагающей к себе улыбкой, он хорошо играл на гармошке, успешно учился, выделялся какой-то особой непосредственностью и доверчивостью.

Мальчишкой, не видевшим моря, бредил им. В 14 лет, закончив семь классов, Коля один самостоятельно едет в далекую Ригу - к морю, поступать в мореходное училище. Его не приняли: оказался слишком мал для флота. Чтобы добыть денег на обратный путь, пришлось продать на рынке личные вещи.

3 ученик: Мечта о море все же осуществилась. В 1952году Рубцов приезжает в Архангельск и поступает работать на тральщика - ловить рыбу. На самом деле оказалось, что "еще" 16 лет. Работа для юноши была непосильной. Через несколько "рыбацких" месяцев Рубцов увольняется с тральщика. Куда теперь? Рубцов меняет адреса: Кировск, Ташкент и, наконец, Приготино под Ленинградом. Связь с Севером на этом не закончилась: именно на Северном флоте, когда подошло время, Николай Рубцов служил четыре года.

4 ученик: Стихи сочинять Коля начал еще в 3 классе. Писал их все время, но только здесь, на службе, ему суждено будет услышать о своих "сочинениях" первые серьезные отзывы. Однако Рубцов еще не знает, какую дорогу в жизни ему выбрать. "О себе писать ничего пока не стану. Скажу только, что все чаще задумываюсь, каким делом заняться в жизни. Ни черта не могу придумать! Неужели всю жизнь придется делать то, что подскажет обстановка? Но ведь только дохлая рыба плывет по течению!" - писал он другу. После службы Рубцов возвращается в Ленинград. Экстерном закончив вечернюю школу в Ленинграде, Рубцов поступает в Литературный институт, который находился в Москве, и вскоре переезжает в столицу. И конечно пишет стихи "Россия, Русь, храни себя храни!"

(см. Приложение 3).

1 ученик: Москва тех лет (начало 60-х) славилась своими поэтами, которые собирали на свои "концерты" тысячи любителей поэзии. Поначалу и Рубцов окунается шумную поэтическую жизнь Москвы, но потом все дальше отходит от многолюдных "поэтических пиров", все реже посещает эти "выставки" талантов. Острая социальная литература, отражающая жизнь страны с ее крупными стройками, освоением все новых и новых земель, полетами в космос, не трогает Рубцова. Для того чтобы "побывать в космосе", поэтому не нужны советы кого бы то не была - ему необходимы ночь, звезды, стремление постичь тайну и вдохновение.

2 ученик: Как-то на студенческой вечеринке читали стихи по кругу. Настал черед поэта - первокурсника, паренька из Вологды. И Рубцов прочитал "В горнице:" Произошла некоторая заминка: больно уж все просто, даже наивно. Так и было сказано: мол парень ты хороший, но поэзия дело серьезное. Мы в космосе, а ты "Матушка принесет воды".

Песня "В горнице".

(см. Приложение 4).

Перед нами картина, увиденная во сне. В свете ночной звезды поэт видит давно умершую мать, но в памяти Рубцова она всегда жива.

Красные цветы в садике завяли, все неразрывно связаны с матерью, ее смертью. Красный цветок нес шести летний Рубцов за гробом матери. Чтобы полить этот цветок увядший и принесла матушка воды. И оживает забытое в дневной суете: "Лодка на речной мели скоро догниет совсем". Та лодка, на которой предстоит плыть "на тот берег", когда завершится жизненный путь. Появление матери вселяет силу для свершения дел:

Завтра у меня будет хлопотливый день
Буду поливать цветы, думать о своей судьбе

Так поэт простыми словами передал свое душевное состояние. Свет, мерцающий в душе поэта, стал принадлежать всем.

Руководитель творческого семинара Николай Сидоренко, аттестуя Рубцова за II курс, говорил: "Если вы спросите меня: на кого большие надежды, я отвечу: на Рубцова. Он - художник по организации его натура, поэт по призванию".

3 ученик: Жизнь в Москве не сложилась. В 1963г Рубцов перевелся на заочное отделение и уехал в Вологду. Рубцов много и удивительно плодотворно работал. Поэт Александр Романов писал: "Николай Рубцов! Стихи его настигают душу внезапно. Они не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе. Они, как ветер, как зелень и синева, возникли однажды из неба и земли и сами стали этой вечной синевой и зеленью".

4 ученик: Каким чутким и озорным человеком надо быть, чтобы так воспринимать природу, любить ее! Радоваться, когда ей хорошо, и страдать, когда она в беде. В тяжелые минуты, когда сознание одиночества и заброшенности мучило поэта, он стремился успокоить себя, сливаясь с природой. Стихотворение "Зеленые цветы". (см. Приложение 5)

"Зимняя песня". (см. Приложение 6)

Учитель: Рубцов писал великие стихи. Написал там, на краю заснеженного поля: И среди них одно из самых прекрасных и страшных: "Звезда полей"

(см. Приложение 7)

Учитель: Звезда полей. Остановившись. Смотрит в полынью. Невольно останавливаешься на этих словах и сам, леденея от холода, заглядываешь в смертельную черноту. Но стихотворение несет тебя к свету! И такая чарующая даль открывается окрест, что уже ничего не жалко: ни жизни, ни счастья - все уравнено, все освещено светом звезды полей. "Полней:" Полынья:" Эхом, отразившимся от студеной воды, повторяется рифма, замыкая движение и не стиха даже, а самой жизни.

1 ученик: Рубцов боготворил Россию, ее природу, обычаи, верования. Да, всеми силами души любил Рубцов свою тихую родину, нашу общую Родину. Душевная бесприютность заставляла его еще обостреннее чувствовать трагическую судьбу своей Родины, ее бесчувственных стариков и ее великих поэтов:

Версты все потрясенной земли.
Все земные святыни и узы
Словно нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы
Эта муза не прошлого дня
С ней люблю, негодую и плачу,
Много значит она для меня
Если сам я хоть что-нибудь значу.

(см. Приложение 8)

2 ученик: Одним из любимых слов Рубцова было слово "старинный", "старинные чувства", "старинные слова". Вот, например, как это слово "оживает" в стихотворении "До конца"

Перед этой желтой, захолустной
Стороной березовой моей,
Перед жнивой, пасмурной и грустной,
В дни осенних горестных дождей,
Перед этим строгим сельсоветом,
Перед этим стадом у моста,
Перед всем старинным белым светом
Я клянусь: душа моя чиста.

3 ученик: Почему же Рубцову дорого слово старина? "Не будь у человека старинных настроений, не будет у него в стихах и старинных слов, вернее, старинных поэтических форм:" - утверждал поэт. Оказывается, тот, кто способен по - настоящему мыслить и чувствовать, обязательно привлечет для выражения своих чувств и мысли слова, испытанные временем, давние, глубокие

2 ученик: Николай Рубцов знал себе цену, почти всегда был уверен в значительности своего творчества. Он смело шел к тому, чтобы стать вровень с самыми признанными авторитетами.

Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова.

Эти строки не были напечатаны при жизни, но он все-таки их написал! В прекрасном стихотворении "Русский огонек" Рубцов рассказал о себе как бы из будущего, представ в своих стихах перед потомками. По сути, это духовный, нравственный завет Рубцова.

Стихотворение "Русский огонек" .

(см. Приложение 9)

3 ученик: Прожив короткую, полную невзгод и лишений жизнь, в которой были и раннее сиротство, и бедность, и скитания, Николай Рубцов самые задумчивые строки посвятил Родине:

Привет Россия - Родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам и жнивьям,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем:
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..

4 ученик: Короткую жизнь прожил Рубцов. "Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по-разному. И есть странная горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов. Все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле" - сказал Виктор Астафьев.

Замерзают мои георгины
И последние ночи близки.
И на комьях желтеющей глины
За ограду летят лепестки.
Нет, меня не порадует - что ты
Одинокая странствий звезда
Пролетели мои самолеты,
Просвистели мои поезда.

1 ученик: Виктор Астафьев весной 1971 года вспоминал на страницах журнала "Современник": "В день сороковин поэта его друзья и земляки собрались на кладбище. Под дощатой пирамидкой глубоко и тихо спал поэт, который так пронзительно ушел любить свою землю и высоко петь о ней, а вот своей жизнью совсем не дорожил. Кладбище, где он лежит, - новое, еще недавно тут был пустырь, нет здесь зелени и деревья еще не выросли, на кустах сидят многочисленные нахохленные вороны. Возле стандартных пирамидок позванивают железными листьями стандартные венки, а кругом горят - переливаются голубые снега, светит уж на весну подобревшее солнце, и не верится, не хочется верить, что нет его с нами, и никогда уже не будет, и не услышим мы его прекрасную, только до поля - вины спетую песню. И хочется спросить словами Василия Быкова: "Коля, где ты есть-то?" Разговоры что поэты уходят, а стихи остаются, мало утешают. Настоящего поэта никто не сможет заменить на земле:

До конца, до тихого креста
Пусть душа останется чиста.

2 ученик: В 1973 году на могиле Рубцова поставили надгробье - мраморную плитку с барельефом поэта. Внизу по мрамору бежит строчка из его стихов: "Россия, Русь! Храни себя, храни!" - которая звучит, словно последнее завещание Рубцова этой несчастной и бесконечно любимой стране, что не бережет ни своих гениев, ни саму себя:

Отложу свою скудную пищу
И отправлюсь на вечный покой
Пусть меня еще любят и ищут
Над моей одинокой рекой.

3 ученик: Однажды писатель Юрий Казаков заметил: "Человек с богатой внутренней биографией может возвыситься до выражения эпохи в своем творчестве, прожив в то же время жизнь, бедную внешними событиями. Таков был, например, Блок" Таким был и Николай Рубцов.

Учитель: (на фоне музыки читаются слова) На берегу реки Тошмы в Никольском до сих пор стоит церковь. Вернее то, что от нее осталось. Рубцов никогда не писал о ней стихов. Он просто приходил сюда и иногда до сумерек, как вспоминают жители села, неподвижно сидел на берегу возле церкви. На куполе и сейчас сохранились остатки фресок с изображением святых.

Сидел, вглядываясь в ясную и беззащитную даль заречья, пытаясь соединить это! - несоединимое. И соединения. Его стихи - всегда попытка восстановления храма, это возведение церковных стен, вознесение куполов, это молитва, образующая церковное строение, и страшное ожидание окончательной гибели его.

Рушатся, рассыпаются в пыль стены возведенного храма, осенняя пустота сквозит между опорами купола, и гаснет свет святости в захватывающей поэта черноте. Развалины Никольской церкви так же страшны, как страшна судьба Рубцова.

(Просмотр фотографий)

Всматриваясь в лицо этого человека. Нельзя сказать, что оно красиво, ласково. И все же, посмотрите, в этом открытом лице, в этих прищуренных глазах, таится внутренняя сила, словно Рубцов знает ответы на самые мучительные вопросы, поставленные человеку вечностью.